СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме: "Русско-японская война"

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме: "Русско-японская война" для 11 класса

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме: "Русско-японская война"»

Дата:

Класс: 11

Тема: русско-японская война 1904-1905 гг.

Тип урока: комбинированный

Цели урока:

- выяснить причины, характер, основные этапы, итоги Русско-японской войны

- проанализировать основные направления внешней политики России в начале ХХ века

- воспитать чувство патриотизма и гуманизма даже на примере трагических страниц отечественной истории

Оборудование: учебник История России, документы, тесты, иллюстрации: крейсер «Варяг», канонерская лодка «Кореец»

Основные имена: Николай II, император Мэйдзи, Плеве, Витте

Проблемный вопрос: Нужна ли нам маленькая победоносная война

План урока:

1. Внешняя политика России в начале ХХ века

2. Причины и характер Русско-японской войны

3. Ход военных действий (таблица)

4. Итоги и последствия войны

Ход урока

1. орг.момент

2. Опрос Д/З (письменный)

Словарный диктант

1 вариант

1. русификация

2. протекционизм

3. монополия

4. синдикат

2 вариант

1. модернизация

2. инвестиции

3. картель

4. земства



3. Изложение нового материала

Как называлась наша страна в начале ХХ века? (Российская империя)

На каком месте в мире находилась Россия по размерам территории? (на втором) По численности (на третьем)

Кто являлся главой государства? (император Николай II)

Во внешней политике Николая II в первые годы его царствования можно выделить 3 этапа

1. западное

2. южное

3. дальневосточное



См. приложение 1

Ключевые даты истории накануне русско-японской войны

1894 г. Японо-китайская война. Китай еѐ проиграл, и это давало возможность России сблизиться с Китаем.

1896 г. Китай и Россия заключили оборонительный союз против Японии. Россия выступила военным союзником Китая против японской агрессии, а взамен получила право прокладки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Строительство этой транспортной магистрали должно было вестись до Владивостока, не огибая китайскую территорию, а напрямую, через Маньчжурию

1898 г. Китаю навязан договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и морской крепости Порт-Артур сроком на 25 лет. Это было выгодное военно-стратегическое приобретение России, т. к. Порт-Артур — незамерзающий порт, и у России было право превратить его в свою военно-морскую базу.

Таким образом, в конце XIX в. мы констатируем военное и экономическое присутствие России на территории Китая, как на севере, так и на юге.

Вопрос. Как вы думаете, какова будет реакция западных держав и Японии на такое положение дел? (Они захотят выдворить Россию с территории Китая.)

Причины: столкновение российских и японских интересов на Дальнем Востоке

Характер войны: захватнический с обеих сторон

Военно-политическая ситуация на Дальнем Востоке (просмотр видео-фильм)

Отношения между Россией и Японией резко ухудшились. Англия и США стали подталкивать Японию к войне с Россией.

В ночь на 27 января 1904 г. Япония без объявления войны напала на русскую эскадру в Порт-Артуре. Россия к войне не была готова. Более того, она воевала без какой бы то ни было помощи извне — военной или политической. В то же время США и Англия помогали Японии финансовыми займами, материальными ресурсами и, конечно же, боеприпасами. Япония планировала уничтожить русский флот, достигнуть господства на море, а затем прочно закрепить свою победу на суше.

Одновременно с нападением на Порт-Артур японцы атаковали в корейском порту Чемульпо русский крейсер «Варяг» и канонерскую лодку «Кореец» (карта). После неравного боя, не желая сдаваться врагу, русские моряки приняли героическое решение: затопить крейсер «Варяг» и взорвать лодку «Кореец» (прослушивание песни «Врагу не сдается наш гордый Варяг...»). После прибытия в Порт-Артур вице-адмирала Макарова русский флот активизировал свои действия, но ненадолго. Его трагическая гибель привела к дальнейшим неудачам русских на море.

Работа с учебником: Стр. 20-21 учебника (заполняют ученики)

Дата

Событие

Значение

январь

Атака крейсера «Варяг» и канонерской лодки «Кореец»

Команда не сдалась. Вступили в неравный бой и затопили свои суда.

20 декабря 1904 г.

Осада Порт - Артура

капитуляция

февраль 1905 г.

Сражение у Мукдена

Русская армия потерпела поражение и отступила

14-15 мая 1905 г.

Сражение у о.Цусима

Разгром русской эскадры



Силы России далеко не были исчерпаны, но в условиях разгоравшейся в стране революции она начала переговоры о мире, которые проходили в Портсмуте (США) 23 августа 1905 года. Поражение России

Работа с приложением

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее……………..

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу…..

Итоги войны: (работа с источником)

1.

2.

3.

Причины поражения России в русско-японской войне:

1. Экономическая и военно-техническая отсталость

2. Помощь Японии со стороны Англии и США

3. Нестабильность в стране в связи с революцией

4. Закрепление нового материала (работа с документом)

Из доклада министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова.

«Брожение замечается почти повсеместно, горючие элементы накопляются повсюду, и достаточно одной искры, чтобы произвести взрыв. В последнее время распространяются слухи о предстоящей мобилизации; есть все основания опасаться, что беспорядкам, в особенности, если она будет производиться на тех же основаниях, как и бывшие до сих пор мобилизации, при которых в отдельных уездах призывались запасные очень старых разрядов и притом многосемейные, в то время как в других уездах, рядом, призыва вовсе не было, а также если мобилизация совпадает со временем самых горячих полевых работ. Нельзя скрывать от себя, что война на Дальнем Востоке никакою популярностью среди населения не пользуется, что никакого подъема патриотического чувства в народе нет и не было, что народ только подавлен тяжёлыми для него последствиями этой войны и вместе с тем на него самым угнетающим образом действуют слухи о наших военных неудачах. Возвращающиеся с Дальнего Востока раненые, распространяя селение о понесенных нами поражениях, только ещё более возбуждают население против этой войны, продолжение которой должно будет, однако, потребовать от народа ещё новых и более тяжких жертв, притом в народе распространено убеждение, что и все эти жертвы пользы не принесут, значению не доходят и т.д. Нельзя опасаться, что призванные при таком настроении народа в войска внесут деморализацию и в среде самой нашей армии.

Вот то положение, которое Россия переживает ныне, и то, что может нам ещё, в будущем угрожать. Не подлежит сомнению, что все эти явления угрожают внутреннему благосостоянию государства».

С1. Укажите название войны, о которой идет речь, и её хронологические рамки.

С2. Как относилось общество к войне? Приведите не менее трех причин, способствовавших, по мнению автора, формированию такого отношения.

С3. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает автор докладной записки? Каковы его аргументы? Назовите не менее трёх аргументов.













Приложение 1

Ключевые даты истории накануне русско-японской войны

1894 г. Японо-китайская война. Китай еѐ проиграл, и это давало возможность России сблизиться с Китаем.

1896 г. Китай и Россия заключили оборонительный союз против Японии. Россия выступила военным союзником Китая против японской агрессии, а взамен получила право прокладки Китайско-Восточной железной дороги (КВЖД). Строительство этой транспортной магистрали должно было вестись до Владивостока, не огибая китайскую территорию, а напрямую, через Маньчжурию

1898 г. Китаю навязан договор о безвозмездной аренде Ляодунского полуострова и морской крепости Порт-Артур сроком на 25 лет. Это было выгодное военно-стратегическое приобретение России, т. к. Порт-Артур — незамерзающий порт, и у России было право превратить его в свою военно-морскую базу.

Таким образом, в конце XIX в. мы констатируем военное и экономическое присутствие России на территории Китая, как на севере, так и на юге.


Приложение 2

Статья II

Российское императорское правительство, признавая за Японией в Корее преобладающие интересы политические, военные и экономические, обязуется не вступаться и не препятствовать тем мерам руководства, покровительства и надзора, кои императорское японское правительство могло бы почесть необходимым принять в Корее……………..

Статья III

Россия и Япония взаимно обязуются:

1) эвакуировать совершенно и одновременно Маньчжурию, за исключением территории, на которую распространяется аренда Ляодунского полуострова, согласно постановлениям дополнительной I статьи, приложенной к сему договору, и

2) возвратить в исключительное управление Китая вполне и во всем объеме все части Маньчжурии, которые ныне заняты русскими или японскими войсками или которые находятся под их надзором, за исключением вышеупомянутой территории.

Статья VI

Российское императорское правительство обязуется уступить императорскому японскому правительству, без вознаграждения, с согласия китайского правительства, железную дорогу между Чан-чунь (Куан-чен-цзы) и Порт-Артуром и все ее разветвления со всеми принадлежащими ей правами, привилегиями и имуществом в этой местности, а также все каменноугольные копи в названной местности, принадлежащие означенной железной дороге или разрабатываемые в ее пользу…..


Приложение 3

Из доклада министра земледелия и государственных имуществ А.С. Ермолова.

«Брожение замечается почти повсеместно, горючие элементы накопляются повсюду, и достаточно одной искры, чтобы произвести взрыв. В последнее время распространяются слухи о предстоящей мобилизации; есть все основания опасаться, что беспорядкам, в особенности, если она будет производиться на тех же основаниях, как и бывшие до сих пор мобилизации, при которых в отдельных уездах призывались запасные очень старых разрядов и притом многосемейные, в то время как в других уездах, рядом, призыва вовсе не было, а также если мобилизация совпадает со временем самых горячих полевых работ. Нельзя скрывать от себя, что война на Дальнем Востоке никакою популярностью среди населения не пользуется, что никакого подъема патриотического чувства в народе нет и не было, что народ только подавлен тяжёлыми для него последствиями этой войны и вместе с тем на него самым угнетающим образом действуют слухи о наших военных неудачах. Возвращающиеся с Дальнего Востока раненые, распространяя селение о понесенных нами поражениях, только ещё более возбуждают население против этой войны, продолжение которой должно будет, однако, потребовать от народа ещё новых и более тяжких жертв, притом в народе распространено убеждение, что и все эти жертвы пользы не принесут, значению не доходят и т.д. Нельзя опасаться, что призванные при таком настроении народа в войска внесут деморализацию и в среде самой нашей армии.

Вот то положение, которое Россия переживает ныне, и то, что может нам ещё, в будущем угрожать. Не подлежит сомнению, что все эти явления угрожают внутреннему благосостоянию государства».

С1. Укажите название войны, о которой идет речь, и её хронологические рамки.

С2. Как относилось общество к войне? Приведите не менее трех причин, способствовавших, по мнению автора, формированию такого отношения.

С3. Какую позицию в отношении продолжения войны занимает автор докладной записки? Каковы его аргументы? Назовите не менее трёх аргументов.