СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока по теме Строение клетки

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по теме Строение клетки

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока по теме Строение клетки»

Конспект урока биологии по теме: «Строение клетки» 5класс

Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Цели урока:

  1. Обучающая: изучить строение клетки.

  2. Развивающая: продолжить развитие у учащихся умения самостоятельно работать с информацией, делать выводы, высказывать и обосновывать свое мнение, привлекать информацию из дополнительных источников; развивать образную память, логическое мышление, речь учащегося.

  3. Воспитывающая: продолжить формирование навыков самостоятельной работы с учебником, отработка активного умения слушать выступающего, доброжелательно и корректно делать замечания в случае несогласия с выступающим, умение работать в группах.

Задачи:
– показать, что живые организмы состоят из клеток, а клетки, в свою очередь, состоят из более мелких образований;

Планируемые результаты учебного занятия:

Предметные:

- знать строение клетки;

- рассмотреть клеточные органоиды и их роль в клетке;

Метапредметные:

регулятивные:- самостоятельно определять цель учебной деятельности, искать пути решения проблемы и средства достижения цели;

- участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое;

коммуникативные:- обсуждать в рабочей группе информацию;

- слушать товарища и обосновывать свое мнение;

- выражать свои мысли и идеи.

познавательные:- 

- находить отличия;

- составлять схемы-опоры;

- работать с информационными текстами;

- объяснять значения новых слов;

Личностные:

- осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

- оценивать собственный вклад в работу группы.

Формирование УУД:

Познавательные УУД

  1. Продолжить формирование умения работать с информационным листом.

  2. Объяснять значения новых слов, выделять признаки.

Коммуникативные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в группе.

  2. Продолжить формирование умения слушать товарища и обосновывать свое мнение.

  3. Продолжить формирование умения выражать свои мысли и идеи.

Регулятивные УУД

  1. Продолжить формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока), выдвигать версии.

  2. Продолжить формирование умения участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое.

  3. Продолжить формирование умения определять критерии изучения строения клетки.

  4. Продолжить формирование навыков в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Личностные УУД

  1. Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию

  2. Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом

  3. Оценивать собственный вклад в работу группы.

Формы работы: индивидуальная, фронтальная, групповая.

Методы: частично-поисковый.

Информационно-технологические ресурсы: информационный лист, ПК

Изучение нового материала

Давайте, друзья, улыбнемся друг другу,

Улыбки подарим гостям.

У вас все готово? Тогда за работу.

Удачи желаю всем нам!

Давайте с вами по рассуждаем.

– Что нужно для строительства красивого кирпичного дома? (Кирпичи – это основа для строительства дома.)
– Что нужно, чтобы составить предложение? (Слова, которые составляют основу предложений.) 

Из чего состоит пазл? (из множества фрагментов)

– А из чего состоят тела растений, животных, человека? (Из клеток.) Действительно в настоящее время уже не вызывает сомнений, что элементарной единицей растительного и животного организма является клетка.

А теперь поговорим о строении клетки.

Прочитайте информационный лист и найдите основные части клетки и их функции.

Общие черты строения клеток всех организмов

Клетка состоит из взаимосвязанных частей, каждая из которых имеет особое строение и назначение.

Снаружи любая клетка покрыта плазматической мембраной. Она отделяет содержимое клетки от внешней среды. Главная роль мембраны - защита клетки от внешних воздействий. В мембране имеются поры, через которые содержимое одной клетки сообщается с содержимым других клеток. Через мембрану внутрь клетки проходят питательные вещества и вода, а из неё удаляются продукты жизнедеятельности.

Внутри клетки находится цитоплазма (от греч. kytos – сосуд и plasma – образование). Цитоплазма – это внутренняя среда клетки, в которой располагаются все другие части клетки. Она имеет особый химический состав. В ней протекают различные биохимические процессы, обеспечивающие жизнедеятельность клетки. В живой клетке цитоплазма постоянно движется, перетекает по всему объему клетки. Цитоплазма может увеличиваться в объеме.

В цитоплазме располагаются клеточные структуры, выполняющие определённые функции, - органоиды. Это обязательные компоненты клетки.

Важнейший и самый крупный компонент клетки - ядро. Оно было открыто первым среди клеточных структур.

Ядро — небольшое плотное тельце, расположенное в цитоплазме. В нем находятся хромосомы, которые обеспечивают передачу наследственных свойств клетки дочерним клеткам при делении. Ядро с ядрышком играет важную роль и контролирует все процессы жизнедеятельности клетки.


Теперь зная эти части и их функции, вы без труда сможете ответить на мои загадки.

  • В клетке всех объединяю,
    Саму клетку охраняю,
    Защищаю, берегу,
    Строго за врагом слежу,
    Влагу сберегаю,
    Жизнь всем сохраняю. (КЛЕТОЧНАЯ МЕМБРАНА)

  • Сердце клетки - это я!
    Уж поверьте мне, друзья
    Координирую и согласую,
    Чётко всё организую,
    Хромосомы сохраняю,
    За наследство отвечаю. (ЯДРО)

  • Полужидкая среда

Где живут согласно

Органеллы и ядро

Это … (ЦИТОПЛАЗМА)

Основными частями клетки являются клеточная мембрана, ядро и цитоплазма, в которой находятся органоиды или органеллы, а какие органеллы и их функции попробуйте сейчас услышать из стихотворения

Возьмем, к примеру: дом стоит из тыщи кирпичей,

И мир природы состоит из маленьких частей.

Так клетка, кажется, мала! Но в микроскоп взгляните:

Ведь это целая страна, и в той стране столицей

Является ядро. Внутри него хранятся

Запасы хромосом –  дискеты с информацией.

А цитоплазма ширится огромным океаном,

Вокруг него границей – наружная мембрана.

И органы другие там трудом поглощены

Своим, согласно отраслям, на благо всей страны.

Все знают, без энергии придет всему конец.

Её даст митохондрия, работая, как ТЭЦ.

Заводов рибосомы работа нелегка –

Их вклад такой весомый при синтезе белка!

А эндоплазмы сети –  то транспорт для веществ.

Пути – дороги эти основа связи есть.

Ещё есть комплекс Гольджи, и вклад его таков.

Он сортирует вещества и в пузырьки кладет.

Ученым, чтоб решить секрет всех клеточных проблем,

Еще на много сотен лет работы хватит всем.

А теперь давайте с вами сделаем аппликацию строение клетки, в которой отразим все изученные сегодня органеллы.


А теперь скажите, что на уроке вы узнали нового?

Какие моменты вызвали затруднения в работе?

Что вам больше всего понравилось?


Стихотворение «Клетки»

Клетка - жизни всей основа!

Повторять мы будем снова!

Только есть одна беда:

Не удастся никогда

Нам увидеть клетку глазом.

А хотелось бы всё сразу

Рассмотреть и разобрать,

Клетку перерисовать!

Ведь из клетки состоят:

Морж, медведь, петух и кит.

Дуб, сосна, собака, кошка,

Да и гриб на тонкой ножке!

Многоклеточные мы:

И поэтому должны

Клетки мышц мы упражнять,

Клетки мозга развивать.

Обеспечат эти клетки

Нам хорошие отметки!

Все молодцы Вы хорошо работали, показали высокие знания по данной теме. Спасибо за работу!