I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности | Мы смелые, мы умные, Мы внимательные, мы старательные, В 1 классе учимся, все у нас получится! -Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку? -Помните о правильной осанке. | Проверяют готовность к уроку Слушают учителя |
II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии | -Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.) -Что такое Солнце? -Почему звезды кажутся нам маленькими точками? -Назовите ближайшую к Земле звезду. -Какие созвездия вы уже знаете? -Почему днем на небе не видно звезд? -Почему они становятся видны ночью? -Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.) | Вспоминают изученный материал Отвечают на вопросы |
III. Этап выявления места и причины затруднения | - Для того чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, послушайте стихотворение: Если очень постараться, Если очень захотеть, Можно на небо подняться И до солнца долететь. И всерьез, не понарошку, Познакомиться с Луной. Погулять по ней немножко И вернуться вновь домой! -Название какой планеты услышали? -О чём будем говорить? В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне. | Отгадывают загадку Высказывают свои предположения Формулируют тему урока |
IV. Этап построения проекта выхода из затруднения | Подрастал,подрастал, Был рогатым-круглым стал. Только круг, чудо круг Стал опять рогатым вдруг. (месяц) -Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же? -Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц – Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем, что такое Луна, какую форму имеет Луна, узнаем, почему Луна выглядит по-разному, узнаем, как люди изучают Луну. | Отгадывают загадку Формулируют цели и задачи урока |
V. Этап реализации построенного проекта | 1. Беседа, работа по учебнику - Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? {Это спутник Земли.) - Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.) - Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.) Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы. - Послушайте одну такую сказку. Почему у Месяца нет платья (Сербская сказка) Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко. - Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало. - Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья. Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна... - Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом. - Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.) - А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.) Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы. Физкультминутка Солнечные зайчики Играют на стене, Поманю их пальчиком, Пусть бегут ко мне. Ну, лови, лови скорей! Прыг-скок! Вот, вот, вот — левей, левей! Убежал на потолок. | Высказывают предположения Слушают указания Выполняют разминку |
VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи | 1. Беседа, работа по учебнику — Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.) — Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.) — Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.) — Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86. На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов - камней, упавших из космоса. Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз. Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли. - А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.) Физминутка | Работают с учебником Выполняют задание Отвечают на вопросы |