СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Почему Луна бывает разной?"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Почему Луна бывает разной?"»



ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА


Дата: 03.03

Предмет: окружающий мир

Тип урока: урок «открытия» нового знания

Тема урока:

Почему Луна бывает разной?

Цель содержательная:

Формирование представления у детей о Луне как спутнике Земли

Цель деятельностная:

Расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов

Задачи

  • 1) формировать представление о Луне как спутнике Земли; объяснить детям, почему на Луне не живут люди при помощи мультимедийной презентации;

  • 2) развивать познавательный интерес, умение наблюдать и анализировать;

3) учить соблюдать чистоту, формировать бережное отношение к окружающему миру.

  • Основное содержание темы, термины и понятия: Луна, Земля

Личностные результаты:

-принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

-развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

Метапредметные результаты:

Регулятивные УУД:

  • -совместно с учителем обнаруживать и формулировать учебную проблему;

  • -работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя;

Познавательные УУД:

  • -ориентироваться в своей системе знаний: самостоятельно предполагать, какая информация нужна для решения учебной задачи в один шаг;

  • -отбирать необходимые для решения учебной задачи источники информации среди предложенных учителем словарей, энциклопедий, справочников.

  • -добывать новые знания: извлекать информацию, представленную в разных формах (текст, таблица, схема, иллюстрация и др.).

Коммуникативные УУД:

  • -доносить свою позицию до других: оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учётом своих учебных и жизненных речевых ситуаций;

  • -доносить свою позицию до других: высказывать свою точку зрения и пытаться её обосновать, приводя аргументы;

  • -слушать других, пытаться принимать другую точку зрения, быть готовым изменить свою точку зрения..

Предметные умения:

учащиеся научатся анализировать схемы движения Луны вокруг Земли и освещения ее поверхности Солнцем; формулировать выводы о причинах изменения внешнего вида Луны.

Межпредметные связи: литературное чтение

Формы работы

Индивидуальная, фронтальная, работа в парах, работа в группах

Ресурсы

учебник, компьютер, презентация, карточки с заданием для работы в пар, группе







Ход работы


Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

I.Этап мотивации(самоопределения) к учебной деятельности


Мы смелые, мы умные,

Мы внимательные, мы старательные,

В 1 классе учимся, все у нас получится!

-Присаживайтесь. Проверьте, всё ли у вас готово к уроку?

-Помните о правильной осанке.



Проверяют готовность к уроку


Слушают учителя

II. Этап актуализации и фиксирования индивидуального затруднения в пробном действии

-Что такое звезды? (Огромные пылающие шары.)

-Что такое Солнце?

-Почему звезды кажутся нам маленькими точками?

-Назовите ближайшую к Земле звезду.

-Какие созвездия вы уже знаете?

-Почему днем на небе не видно звезд?

-Почему они становятся видны ночью?

-Какие названия звезд вы знаете? (Альдебаран, Сириус, Регул, Солнце.)

Вспоминают изученный материал




Отвечают на вопросы


III. Этап выявления места и причины затруднения


- Для того чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, послушайте стихотворение:

Если очень постараться,
Если очень захотеть,
Можно на небо подняться
И до солнца долететь.
И всерьез, не понарошку,
Познакомиться с Луной.
Погулять по ней немножко
И вернуться вновь домой!

-Название какой планеты услышали?

-О чём будем говорить?

В конце урока мы поймем, можно ли на самом деле прогуляться по Луне.



Отгадывают загадку






Высказывают свои предположения




Формулируют тему урока

IV. Этап построения проекта выхода из затруднения


Подрастал,подрастал,

Был рогатым-круглым стал.

Только круг, чудо круг

Стал опять рогатым вдруг. (месяц)

-Ребята, а месяц и Луна-это одно и то же?

-Сегодня на уроке мы узнаем, почему мы видим на небе то Луну, то месяц

– Сегодня на уроке, ребята, мы узнаем, что такое Луна, какую форму имеет Луна, узнаем, почему Луна выглядит по-разному, узнаем, как люди изучают Луну.

Отгадывают загадку






Формулируют цели и задачи урока



V. Этап реализации построенного проекта













1. Беседа, работа по учебнику

- Кто знает, чем является Луна по отношению к Земле? {Это спутник Земли.)

- Как вы это понимаете? Объясните с помощью рисунка- схемы на с. 34. (Ответы детей.)

- Как изменяется внешний вид Луны? Вспомните свои наблюдения. (Ответы детей.)

Еще в древности люди заметили, что Луна все время меняет свою форму. То она похожа на круглую тарелку, то она — серп, который назвали месяцем. Люди не могли объяснить это явление и придумывали сказки, легенды, мифы.

- Послушайте одну такую сказку.

Почему у Месяца нет платья

(Сербская сказка)

Решил Месяц сшить себе платье. Снял с него портной мерку и сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. А платье узко и коротко.

- Видно, я ошибся, — говорит портной. И снова сел за работу. В назначенный срок пришел Месяц за платьем. Опять платье мало.

- Видно, и теперь я ошибся, — сказал портной. И снова стал кроить и шить. В третий раз Месяц пришел к портному. Увидел портной: идет по небу круглый Месяц, не Месяц, а целая Луна, да вдвое шире, чем платье, которое он только что сшил. Что было делать портному? Бросился он бежать. Искал его Месяц, искал, да не нашел. Так и остался Месяц без платья.

Чтобы объяснить это явление, надо знать один секрет Луны, тот секрет в том, как она светит. Солнце — это пылающий шар, оно само испускает свет, а Луна...

- Ребята, чтобы узнать секрет Луны, прочитайте текст на с. 33, выделенный жирным шрифтом.

- Что же делает Луна? (Она отражает лучи и посылает их на Землю.)

- А может ли Луна сама испускать свет? (Нет, только отражает.)

Вот мы и узнали секрет Луны. Раз она сама не светит, то мы видим только ту ее часть, которая освещена Солнцем. В разное время Солнце по-разному освещает Луну. Поэтому нам и кажется, что ее форма меняется. А на самом деле Луна не меняет своей формы.

Физкультминутка

Солнечные зайчики

Играют на стене,

Поманю их пальчиком,

Пусть бегут ко мне.

Ну, лови, лови скорей!

Прыг-скок!

Вот, вот, вот — левей, левей!

Убежал на потолок.

Высказывают предположения







Слушают указания





Выполняют разминку

VI. Этап первичного закрепления с проговариванием во внешней речи


1. Беседа, работа по учебнику

— Муравьишка с Мудрой Черепахой также рассматривают Луну. А каким прибором они пользуются? (Телескопом.)

— Что мы видим на поверхности Луны? (Круги, темные и светлые пятна.)

— Рассмотрите рисунки на с. 35. Как ученые еще изучают Луну? (Люди сами побывали на Луне, а еще изучение Луны происходит с помощью луноходов.)

— Проверьте свои предположения. Прочитайте текст на с. 86.

На Луне можно увидеть темные и светлые пятна. Светлые - это лунные моря. На самом деле в этих морях нет ни капли води- Раньше люди этого не знали, потому и называли их морями. Темные пятна — это ровные участки (равнины). На Луне всюду видны лунные кратеры, которые образовались от ударов метеоритов - камней, упавших из космоса.

Вся поверхность Луны покрыта толстым слоем пыли. Она выглядит так, как будто на ней много лет не вытирали пыль. На поверхности Луны днем стоит жара, а ночью — мороз.

Луна движется вокруг Земли и обходит ее кругом за месяц. Луна — это естественный (природный) спутник Земли.

- А что по размерам больше: Земля или Луна? (Земля.)

Физминутка





Работают с учебником








Выполняют задание


Отвечают на вопросы

VII. Этап самостоятельной работы с самопроверкой по эталону

2. Моделирование

— Кто знает, какую форму имеет Луна? (Шара.)

— Рассмотрите рисунок Луны на с. 35 учебника и вылепите модель Луны из пластилина.

  1. –Молодцы!

Работают самостоятельно

VIII. Этап включения в систему знаний и повторения


-Вспомните учебную задачу урока. Выполнили мы эту задачу?

-Что сегодня на уроке вам особенно запомнилось?

-Чем бы вам хотелось поделиться с родителями?

-Покажите свои модели Луны.

-Рекомендации для занятий дом.

Отвечают на вопросы


Подводят итоги урока


IX. Этап рефлексии учебной деятельности на уроке

Мне бы хотелось, чтобы вы оценили свою работу на уроке по плану:

(рассматриваем слайд)

Я знал…

Я узнал…

Мне бы хотелось больше узнать о….

- Спасибо! Вы отлично сегодня потрудились, надеюсь, что узнали много нового и интересного.

Спасибо вам за урок! Вы все - молодцы!

Анализируют свою работу