СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока предмет ТЕХНОЛОГИЯ (технологии ведения дома) Тема: «Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель» 6 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока для 6 класс. ТЕМА "Вязание на спицах лицевых и изнаночных узоров"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока предмет ТЕХНОЛОГИЯ (технологии ведения дома) Тема: «Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель» 6 класс»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕОБЩЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА С УГЛУБЛЕННЫМ ИЗУЧЕНИЕМ ПРЕДМЕТОВ ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОГО ЦИКЛА

58 Г. ТОМСКА

Бирюкова ул., д.22, Томск, 634062, тел.: 68-13-17, факс: (3822) 67-88-78, e-mail: school58@tomsk.net

ОКПО 3628716 ИНН/КПП 7020014798/701701001









Конспект урока

предмет

ТЕХНОЛОГИЯ

(технологии ведения дома)

Тема: «Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель»

6 класс

Разработала урок:

Жданова Татьяна Анатольевна,

учитель технологии

МАОУ «СОШ №58»

первой квалификационной категории









Томск 2018 г.

Конспект урока

Педагог: Жданова Татьяна Анатольевна

Предмет: Технология Класс 6

Тема урока: «Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель»

Цель:

Дополнить и систематизировать знания учащихся по теме: «Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель»

  • ознакомить учащихся с историей вязания на спицах;

  • ознакомить условным и графическим обозначением петель при вязании на спицах, схемы для выполнения узоров;

  • понимать схемы для выполнения узоров;

  • ознакомление с основами технологии вязания спицами;

  • развивать познавательных интересов, умений сравнивать, обобщать, делать выводы.

Задачи:

  • Сформировать представление об условном и графическом обозначении петель при вязании на спицах, схемы для вывязывания узоров;

  • Сформировать умения делать набор петель на спицы, выполнять лицевые и изнаночные петли;

  • Сформировать приобретение опыта вывязывания образцов лицевыми и изнаночными петлями: платочная, чулочной вязкой, жемчужным узором, резинкой;

  • Развить и сформировать коммуникативные умения, навыков самооценки, рефлексии.

  • Создать условия для повышения интереса к предмету, развивать исполнительскую дисциплину.

  1. Организационный момент

Цель: эмоциональный настрой учащихся, обеспечение комфортной обстановки на уроке.

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

примечание

-Учитель приветствует учащихся, желает им удачи и хорошего настроения.



Учащиеся приветствуют учителя, друг друга, гостей.







  1. Мотивация. Целеполагание

Цель: мотивирование на самостоятельное определение целей урока.

- С чего начнем урок?


- Сформулируйте (назовите) свои учебные задачи?



- Можем работать дальше?


- Почему?

3 мин



- Послушайте стихотворение, подумайте и скажите, о чем пойдет речь на уроке?











- В шестом классе вы выполняете проектную работу по разделу программы «Художественные ремесла». Наверное, и в вашем гардеробе есть вязаные изделия. Ручное вязание до сих пор не утратило своей популярности, а связанные вручную модные, художественно оформленные вещи пользуются постоянным успехом. Вязание было и остаётся популярным видом прикладного искусства благодаря неограниченной возможности создавать новые , модные, теплые и красивые вещи для детей и взрослых, для украшения дома.

- что нам не обходимо чтобы научится вязать на спицах?

- можем ли мы с вами двигаться дальше


Итак, о чем пойдет речь на уроке?























- Сформулируйте тему урока


«Вязание спицами узоров из лицевых и изнаночных петель»


5 мин

- Запишите тему урока


1 мин


- Можем работать дальше?


- Почему?



Сформулируйте свои цели




- А моя цель организовать вашу работу по ознакомлению вязания на спицах, чтения схем и приёмов вязания лицевой и изнаночных петель.


- Кого, что вы возьмете себе в помощники для достижении целей? Расставьте приоритеты.




- Как мы с вами будем работать на уроке по достижению своих целей?

- Составьте план работы

С постановки учебных задач.

ответы учащихся





нет

ответы детей (нет темы)





учащийся читает стихотворение

Оранжевым было лето,
А розовой станет осень.
Зима будет в зелень одета,
Нежнейшую, будто озимь.
Вы скажете, так не бывает?
Готова не согласиться!
Ведь пряжу сама выбираю,
Вяжу себе сказку на спицах!

3 мин

ответы учащихся

- О вязании на спицах





учащиеся формулируют тему урока



















- нет

учащиеся рассуждают: нужно определить цели

- Познакомится с вязанием на спицах, с набором петель на спицы, получить навыки вязания лицевых и изнаночных петель.

- научится приемам вязания

- изучить дополнительную литературу

- познакомится с инструментами, приспособлениями и материалами применяемыми в вязании

- узнать , какие условные обозначения применяются в схемах для вязания на спицах

- выполнить образцы по схемам




Учащиеся записывают тему в рабочую тетрадь









- нет




дети рассуждают



Ставят сои цели

  1. Изучение теории

  2. Выполнить практическую работу

  3. Подвести итог проделанной работы







дети рассуждают: учителя,

своих одноклассников,

тетради, учебники

и дополнительная литература



  1. Освоение новых знаний и способов действий

Цель: дать учащимся представление о вязании на спицах, чтения схем ,вывязывание образцов


- У вас на столах лежит дополнительный (раздадочный) материал о том, чем привлекала людей вязание, исторические факты



-А сейчас проведем деловую игру. Представьте себе, что мы открываем мастерскую, которая будет заниматься изготовлением вязанных изделий на спицах. Нам необходимо организовать несколько творческих групп, которые решат следующие вопросы


Мы разделимся с вами на три группы

Итогом вашей работы будет выступление о проделанной, вами работы.








На выполнение задания отводится 15 минут






- учитель слушает выступление каждой группы





- А какие материалы можно использовать для вязания?
























































Какие спицы нам понадобятся для нашей мастерской?




































Какую технику безопасности нужно будет соблюдать в нашей мастерской ?















дети скажут, что они будут изучать новый материал самостоятельно в группе









Учащиеся изучают дополнительную литературу, которая лежит на столах в группах:

1 группа изучает вопросы материаловедения

2 группа – разрабатывает рекомендации по подбору спиц.

3 группа – разрабатывает рекомендации по охране труда в мастерской по вязанию одежды Учащимся предлагается литература, с помощью которой они могут ответить на все вопросы, возникающие в ходе деловой игры.

1 группа – Материаловедение возможный вариант ответа

1 группы использование Видеоурока по заданному заданию или ответ представителя от групп

«Нитки бывают ручного и машинного прядения.

Если раскрутить нитку, то можно увидеть что она состоит из более тонких нитей – волокон. Свойства волокна определяют свойства ниток.

Волокна растительного происхождения вырабатывают из хлопка и льна.

Волокна животного происхождения получают из коконов тутового шелкопряда и шерсти овец, коз, кроликов, верблюдов. Изделия из таких ниток тёплые. Вообще опытные мастерицы считают, что лучшие нитки для вязания – шерстяные и хлопчатобумажные.

Химические волокна получают промышленным путём. Из древесины – вискозное волокно. Из продуктов переработки нефти, газа, угля – капрон, лавсан и др.

Определить вид пряжи можно путём сжигания нити. Хлопчатобумажная нитка горит без пламени, быстро, с запахом жжёной бумаги, оставляя после сжигания серый пепел. Шерстяная нитка горит медленно, спекается в обуглившийся комочек, издаёт запах жжёного рога. Обуглившийся комочек можно растереть пальцами. Синтетическая нитка не горит, а плавится, образуя жёсткий спёк.

К основным свойствам ниток относятся: толщина, длина, крутка, ровность, упругость, прочность.

Упругость и прочность нитки – свойства, неотделимые друг от друга. Если нитка пружинит в руках при растяжении, значит она прочна, изделия из неё будут хорошо носиться и сохранять форму. Менее прочную нитку лучше соединить с другой, более прочной.

Из сильно скрученных ниток изделие получится жёстким, неэластичным, оно будет плохо сохранять тепло. Но если нужно связать изделие, которое должно сохранить форму (сумка, тапочки и др.), то для вязания таких изделий нужно брать именно эти нитки.

В зависимости от вида изделия подбирают и толщину пряжи. Для зимних и спортивных изделий берут более толстую пряжу, для летних – более тонкую. Изделия для детей вяжут из мягкой нежной пряжи.

- Учитель демонстрирует мотки различной пряжи (ангорская шерсть – пух ангорского кролика, мериносовая шерсть – один из лучших сортов овечьей шерсти, мохер - шерсть ангорских коз, акрил и др.).

Фантазийная пряжа изготавливается по особой технологии с добавлением различных по качеству, цвету, свойствам нитей.

Покупая пряжу в магазине, сохраняйте ярлычок, на котором сообщаются следующие сведения: процентное содержание волокон того или иного происхождения, вес, приблизительная длина (в метрах), предполагаемый номер спиц. Все эти данные в дальнейшем могут пригодиться.

2 группы Спицы (возможный вариант ответа 2 группы) Возможен ответ по Видеоуроку или от представителя 2 группы устно

Подбор спиц – важный момент, потому что, даже имея очень хорошую, качественную пряжу, но используя в работе неудобные спицы, вы никогда не получите удовольствия от вязания, да и внешний вид изделия окажется не на должном уровне. Вязание можно выполнять на двух, пяти или круговых спицах.

«Для работы необходимо приобрести легкие, хорошо отполированные спицы. Концы их должны быть не слишком острыми, но и не слишком тупыми. Даже малейшие шероховатости на поверхности спиц мешают скольжению нити и затрудняют работу. Предпочтение можно отдать стальным никелированным спицам, хотя они несколько тяжеловаты. Алюминиевые спицы легкие, но пачкают светлую пряжу. Можно использовать пластмассовые, бамбуковые и костяные спицы: если они толстые, ими удобно вязать, тонкие же гнутся и быстро ломаются.

Многие любят работать металлическими спицами на капроновом тросике. Спицы с полихлорвиниловой трубкой менее практичны, так как петли по ней продвигаются с усилием и трубка быстро ломается. На спицах с тросиком можно вывязывать широкие детали, которые удобно прикладывать к выкройке или изготавливать цельновязаные изделия.

Спицы имеют свой номер. Он соответствует ее диаметру в миллиметрах. Номер спиц выбирается соответственно толщине нити: спица должна быть в два раза толще нити. Если вы затрудняетесь в выборе спиц, положите на стол одну спицу, сложите нитку от клубка вдвое, слегка скрутите. Сравните толщину скрученной нити и спицы – если они будут одинаковыми, можно смело браться за работу. Если разница будет существенной, поменяйте спицы».

3 группы Инструкция по охране труда при вязании спицами и крючком (возможный вариант ответа 3 группы) Возможен ответ по Видеоуроку или от представителя 3 группы устно. Группа правила пишут на плакате зачитываю и вывешиваю на доску

I. Общие требования безопасности

- Вязальные крючки и спицы должны быть хорошо отшлифованы; хранить их следует в специальных пеналах.

- Во время работы следует быть внимательными и аккуратными.

- При вязании крючком или спицами возможно воздействие на работающих следующих опасных факторов:

- прокалывание пальцев рук острым крючком или спицами;

- поражение глаз и других частей тела осколками сломавшегося крючка;

- травмирование рядом сидящего человека;

- снижение остроты зрения, вызванное плохим освещением.

При несчастном случае пострадавший или очевидец несчастного случая обязан сообщить учителю.

II. Требования безопасности перед началом работы.

- Убрать волосы под косынку.

- Организовать своё рабочее место так, чтобы освещение было достаточным. Свет должен падать на рабочую поверхность спереди или слева.

- Ножницы должны лежать с сомкнутыми лезвиями, передавать их следует кольцами вперед.

III. Требования безопасности во время работы.

- Вязальные крючки и спицы использовать только по назначению.

- Нельзя делать резких движений рукой с крючком или спицами в направлении рядом сидящего человека.

- Следить за правильной организацией рабочего места, не ходить по кабинету с расчехленным крючком или спицами.

- Следить за правильным положением рук и посадкой во время работы.

1V. Требования безопасности по окончании работы.

- По окончании работ снять спецодежду.

- Привести рабочее место в порядок.

- Практическая часть.



  1. Физкультминутка

Цель: создать условия для чередования учебной деятельности и отдыха.

учитель предлагает учащимся встать и провести небольшую разминку

физкультминутку можно провести с использованием видео или предложить ученику провести ее. 3 мин

Ученица проводит физкультминутку

Физкультминутка

Вот у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

Распрямились, потянулись,

А теперь назад прогнулись.

(наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова.

(вращение головой)

А над морем чайки кружат,

Полетим за ними дружно.

Брызги пены, шум прибоя,

А над морем – мы с тобою!

(машут руками)

Мы теперь плывем по морю

И резвимся на просторе.

Веселее загребай

И дельфинов догоняй.

(плавательные движения руками)

Поглядите: чайки важно

Ходят по морскому пляжу.

(ходьба на месте)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.


(Физкультминутку можно использовать видео


  1. Первичное закрепление новых знаний и способов действий

Цель: обобщить полученные знания в ходе урока, выполнить практическую работу

- Что будет следующим этапом нашей работы на уроке?

Для того чтобы начать вязать в нашей мастерской нам нужно обучиться выполнению набора петель на спицы

- У вас на столах лежат инструкционные карты №1 и №2 по выполнению набора петель начального ряда и вязания или алгоритм набора предложенный а параграфе 33 рис 90 из учебника

Возможное включение Видеооурока























Учитель демонстрирует приёмы набора петель начального ряда


- Я вам сейчас покажу, как выполняется первый ряд вязания лицевыми петлями


- учитель показывает выполнения изнаночными петлями

Далее включения Видеоурока периодически учитель его останавливает

Идет речь о графическом обозначении кромочных, лицевых, изнаночных петель










учитель консультирует, помогает

Осуществляется процесс выполнения п.1 задания 33 из рабочей тетради

Учащиеся приступают к выполнению практической части - набора петель начального ряда и вязания лицевыми и изнаночными петлями используя инструкционные карты 1 и 2 или алгоритм набора предложенный а параграфе 33 рис 90 из учебника



Учащиеся повторяют за учителем









Учащиеся выполняют практическую работу выполнение образцов платочной вязки, чулочной вязки, жемчужной вязки и резинки





учащие выполняют практическую работу №25 из учебника, опираясь на технологическую карту и образцы.



Выполненные работы вывешиваются на доску



6. Подведение итогов урока. Рефлексия учебной деятельности.

Цель: подвести итог проделанной работы на уроке и оценивание результатов учебной деятельности.

Наш урок подходит к концу. Что нам необходимо сделать?


Что вы узнали, чему научились на уроке?

Достигли ли вы своих целей? Почему?


Оцените свою работу на уроке с помощью оценочных листов. Оценивание происходит парами с начало ученица ставит себе сама оценку , затем её оценивает на парник

Ваша практическая работа будет оцениваться по следующим критерия

У вас на столах лежат критерии оценивания по которым будет выставлена оценка по вывязыванию образцов (смотреть приложение)

  • Образец платочной вязки выполнен правильно и аккуратно -1 балл

  • Образец чулочной вязки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл

  • Образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно -1 балл

  • Образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл

  • Соблюдение правил безопасного труда – 1 балл

Из суммы баллов складывается отметка за практическую работу

Учитель дает задание из рабочей тетради п.4 задания 33 «Проверь себя»



- ответы детей (подвести итог урока)

- ответы детей

- ответы детей





- учащиеся работают в парах с оценочными листами





























Школьники отвечают на вопросы в п. 4 задание 33 из рабочей тетради. обменяются тетрадями проверяют друг у друга


7.Задание на дом

Цель: мотивировать учащихся на выполнение домашнего задания и на работу на последующих уроках

Научиться вязать нетрудно, нужно проявить терпение и усидчивость. Одежда, вязанная вашими руками, станет нарядной и оригинальной.

Спасибо Вам за активную работу на уроке.

- Дома я предлагаю вам выполнить домашнее задание на выбор. Возьми голубой листочек, посмотрите:

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Урок завершен, всем творческих успехов

До свидания.

- школьницы берут листочки с домашним заданием











1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.






















































Приложение


Фамилия, имя


Критерии оценивания

    Балл

1

Образец платочной вязки«изнаночных петель» выполнен правильно и аккуратно -1 балл


2

Образец чулочной вязки«лицевых петель» выполнен правильно и аккуратно – 1 балл


3

Образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно -1 балл


4

Образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл



5

Соблюдение правил безопасного труда – 1 балл

Усвоение пройденной темы



Средний балл






Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.























Инструкционная карта №1



Набор петель начального ряда



Изображение

Взять две сложенные спицы в правую руку. Свободный конец нити пропустить со стороны ладони между средним и указательным пальцами. Набросить нить на указательный и большой пальцы и зажать крепко вместе с нитью, идущей от клубка, тремя остальными пальцами левой руки. Раздвинуть большой и указательный пальцы, нить натянуть между ними. После этого верхние концы спиц подвести под нить снизу между большим и указательным пальцами левой руки.




Концы спиц оттянуть вниз. Кисть правой руки повернуть со спицами так, чтобы верхние концы спиц можно было подвести под нить, лежащую на большом пальце.


Подхватить концами спиц от себя нить, лежащую на большом пальце, поворотом кисти правой руки концы спиц направить к нити, лежащей на указательном пальце.


Захватить нить сверху указательного пальца и протянуть через петлю на большом пальце. Снять петли. Снова натянуть нить между большим и указательным пальцами.

Все последующие петли получают, повторяя движения, описанные выше.













































Инструкционная карта № 2


Условные обозначения петель


Основные приёмы вязания


Х – лицевая петля



Рис.1


Рис.2


▬ - изнаночная петля


Рис.3

Рис.4



























Фамилия, имя


Критерии оценивания

    Балл

1

Образец платочной вязки«изнаночных петель» выполнен правильно и аккуратно -1 балл


2

Образец чулочной вязки«лицевых петель» выполнен правильно и аккуратно – 1 балл


3

Образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно -1 балл


4

Образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл



5

Соблюдение правил безопасного труда – 1 балл

Усвоение пройденной темы



Средний балл




Фамилия, имя


Критерии оценивания

    Балл

1

Образец платочной вязки«изнаночных петель» выполнен правильно и аккуратно -1 балл


2

Образец чулочной вязки«лицевых петель» выполнен правильно и аккуратно – 1 балл


3

Образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно -1 балл


4

Образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл



5

Соблюдение правил безопасного труда – 1 балл

Усвоение пройденной темы



Средний балл




Фамилия, имя


Критерии оценивания

    Балл

1

Образец платочной вязки«изнаночных петель» выполнен правильно и аккуратно -1 балл


2

Образец чулочной вязки«лицевых петель» выполнен правильно и аккуратно – 1 балл


3

Образец жемчужного узора выполнен правильно и аккуратно -1 балл


4

Образец резинки выполнен правильно и аккуратно – 1 балл



5

Соблюдение правил безопасного труда – 1 балл

Усвоение пройденной темы



Средний балл










Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Домашнее задание

1.п.3 задания 33 из рабочей тетради

2. Посмотрите в Интернете словосочетание «оренбургский платок» Напишите историю промысла

3. Довязать образцы, которые вы не успели

4. Принести спицы, пряжу для вязания двух расцветок.

Мастерская

по

вязанию модных

вещей на спицах