СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Разработка инновационной модели сарафана"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок предназначен для обучения швейному делу в коррекционной школе. Основан на методе фокальных объектов при разработке или создании нового объекта или изделия.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Разработка инновационной модели сарафана"»

Государственное казенное общеобразовательное учреждение

«Шарьинская школа – интернат Костромской области для детей с ограниченными возможностями здоровья»








Конспект урока

по трудовому обучению (швейное дело)

Тема: «Разработка инновационной

модели сарафана.»

9 класс















Выполнила: Перминова Ирина Валерьевна

учитель трудового обучения













2019г.



ФИО

Перминова Ирина Валерьевна

Место работы

ГКОУ «Шарьинская школа-интернат»

Должность

учитель трудового обучения

Предмет

Швейное дело

Класс

9

Тема урока

Разработка инновационной модели сарафана.

Виды детской деятельности:

двигательная, коммуникативная, игровая, проектно-исследовательская, трудовая, конструктивная

Оборудование

- Проектор;

- ноутбук;

- экран;

- презентация к уроку;

- слова с пропущенными слогами: инновационная;

- слово «дизайнер», разрезанное на слоги;

- карточки для приёма «Кластер»: сарафан, применение, тип изделия, плечевое, поясное, детали, ткани, отделка, отличие сарафана от платья, изображения: русского, школьного и летнего сарафана; карточки с чертежами деталей платья, юбки, сарафана;

- план работы создания инновационной модели сарафана; - надпись «Стена успеха»;

- воздушные шары желтые, красные, зелёные;

- ручки, карандаши, ластики, цветные фломастеры или карандаши,

- наклеенные на парты красные и зелёные круги для физкультминутки;

- шаблоны + таблицы разноуровневые для заполнения «Метод фокальных объектов»;

- изображения с подписями – вспомогательные объекты;

-подарочные коробки с цветами-кольцами и вопросами по закреплению внутри.



















































Тема: Разработка инновационной модели сарафана.

Цель: Разработать инновационную модель сарафана методом фокальных объектов. Выполнить набросок модели.

Образовательные задачи: - Способствовать формированию представления об особенностях создания моделей;

- способствовать усвоению терминологии, применяемой в разделе «Моделирование»;

- вырабатывать прочные профессиональные навыки обращения с материалами и инструментами;

- способствовать обучению приёмам самоконтроля за правильностью выполняемых действий;

- вырабатывать навык создания инновационной модели сарафана методом фокальных объектов;

- вырабатывать навык выполнения наброска модели;

- совершенствовать ориентировочные и планирующие действия учащихся в процессе подготовки и выполнения практической работы.

Коррекционные задачи: - Способствовать развитию произвольного внимания, усидчивости через включение в урок заданий практического характера;

- способствовать развитию речи, пополняя активный словарный запас специальными терминами;

- корригировать мыслительную деятельность учащихся, через работу с различными источниками информации;

- способствовать развитию пространственной ориентировки при подготовке к выполнению определённых операций;

- учить анализировать, сравнивать, делать вывод, через включение в урок упражнений и заданий на сравнение;

- способствовать развитию сенсорной сферы обучающихся (восприятия формы, пространства, линии);

- способствовать развитию умения ориентироваться в задании, давать словесный отчет о выполненных действиях;

- способствовать овладению способами контроля и взаимоконтроля;

- способствовать умению выделять главное, основное;

- способствовать увеличению объема активного словаря учащихся.

Воспитательные задачи: - Воспитывать положительную мотивацию к выполнению практических работ;

- способствовать активному проявлению творческой фантазии;

- способствовать развитию эмоционально-волевой сферы учащихся;

- способствовать развитию самостоятельности, взаимопомощи.

- формирование экологической культуры жизнедеятельности.

Профориентационные задачи: - формирование у обучающихся преобразующего мышления и творческих способностей;

- создание оптимальных условий для развития социально-трудовых компетенций и введения элементов профессиональной подготовки личности в процессе участия в трудовой деятельности.





Оборудование и материалы:

На доске: число.

Для стенда: разрезанное на буквы слово «дизайнер», слово с пропущенными буквами «инновационная»; карточки для приёма «Кластер»: сарафан, применение, тип изделия, плечевое, поясное, детали, ткани, отделка, отличие сарафана от платья, изображения: русского, школьного и летнего сарафана; карточки с чертежами деталей платья, юбки, сарафана; план работы создания инновационной модели сарафана; надпись «Стена успеха».

В мастерской: развешаны воздушные шары желтые, красные, зелёные (в разных местах, сзади от обучающихся).

Оборудование и электронные материалы: проектор, ноутбук, экран, презентация к уроку.

Раздаточный материал: ручки, карандаши, ластики, цветные фломастеры или карандаши, наклеенные на парты красные и зелёные круги для физкультминутки; шаблоны +таблицы разноуровневые для заполнения «Метод фокальных объектов»; изображения с подписями – вспомогательные объекты; подарочные коробки с цветами-кольцами и вопросами по закреплению внутри.

Тип урока: творческая мастерская



План 1 урока:

Этап урока

Приемы и методы

Время

(мин.)

1

Организационная работа

- Приветствие;

- проверка явки учащихся;

- заполнение классного журнала;

- проверка готовности учащихся к уроку.

1

2

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

- концентрация внимания с помощью вариации методики Мюнстерберга и мотивация обучающихся на учебную деятельность;

- психологический настрой учащихся на работу;

- подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и целей урока, исходя из понимания границ знания и незнания;

- совместное планирование учителем и обучающимися способов достижения намеченной цели урока;

- повторение пройденного материала в формате «Кластер».

10

3

Теоретическая часть урока

- уточняющая беседа учителя с обучающимися.


3

4

Практическая работа

- совместная деятельность учителя с учащимися по планированию работы.

4

4

Физкультминутка

- Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз, для коррекции осанки, выполнение упражнений для развития мелкой моторики.

2

6

Практическая работа

- инструктаж по правильной организации рабочего места и посадке;

- текущий инструктаж, индивидуальная помощь;

- самостоятельная работа учащихся.

8

8

Подведение итогов 1 урока

- Беседа с учащимися по теме урока;

- взаимооценивание.

3

9

Уборка рабочих мест

- Выполнение определенной трудовой деятельности в процессе уборки рабочих мест.

2





Ход урока

Время

(мин)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Коррекционная работа

Организационная работа

1

*- Приветствие

Слайд №1

В этот осенний день я рада приветствовать вас на пороге захватывающего приключения. Если все готовы, то я сразу же предлагаю вам замысловатое послание.

Подготавливают рабочее место, надевают рабочую форму.






-Установление эмоциональной связи для последующей продуктивной деятельности.

Введение в тему. Актуализация опорных знаний и представлений.

10

*- Концентрация внимания с помощью вариации методики Мюнстерберга и мотивация обучающихся на учебную деятельность:

Слайд №2

Взгляните на экран, кажется это просто набор не связанных между собой букв, но приглядевшись, вы найдёте здесь важные слова. Попробуйте их отыскать и по очереди называйте, начиная с Алины.






Слайд №3

Подчёркнутые слова проговариваются по слогам и кратко уточняется их значение.

Профессионализм – это высокий уровень мастерства человека, позволяющий ему добиться успеха в выбранном деле.

Изобретательность – способность создавать что-либо совершенно новое.

*- Психологический настрой учащихся на работу:

- Молодцы, справились отлично. Вам предоставляется возможность проявить эти качества и почувствовать успех. Я же уверена, что сегодня увижу творческих, современно мыслящих и высокопрофессиональных людей… этими людьми станете Вы!

* - Подведение учащихся к самостоятельному формулированию темы и целей урока, исходя из понимания границ знания и незнания.

Слайд №4

Взгляните на изображение:

- Что вы видите?

- А здесь что изображено?

- Какая одежда? Назовите её.

- Подходит эта одежда для этого времени года?

- Предложите варианты наиболее подходящей?

(если не отвечают сразу, задаётся дополнительный вопрос)

- Летом предпочтительнее легкая и открытая или теплая закрытая одежда?


Слайд №5

На слайд выводятся названия летней одежды, «сарафан» выделен цветом.

Объектом нашего внимания сегодня станет …

- Да сарафан.


- Все вы участвовали в прошлом учебном году в разработке коллекции одежды из нестандартных материалов « В поисках вдохновения». Так вот, нашей коллекцией заинтересовалась Айрис ван Херпен – известный дизайнер одежды из Голландии.

Слайд №6

- Кто такой дизайнер?





Слайд №7- 8

- Взгляните, какие необычные модели одежды создаёт Айрис. Они, то похожи на …всплески воды, то на … фантастического животного, могут напоминать ежа, а некоторые вообще созданы из спиц от детских зонтиков. Правда, эти платья чем-то похожи на те, что созданы нами?

Айрис предлагает вам создать коллекцию сарафанов, которые вы сможете представить на неделе моды и труда. Есть одно условие – это будет инновационная модель сарафана. То есть…




Слайд № 9

Тема нашего урока: Разработка… инновационной модели…. сарафана.

- Совместное планирование учителем и обучающимися способов достижения намеченной цели урока:

Чтобы модель смогла превратиться из образа в голове в изделие, необходимо её …сразу шить, правильно?


Слайд № 9

На этом уроке мы постараемся разработать инновационную модель сарафана и выполнить примерный набросок на шаблоне. (показывается шаблон с наброском)

Наши задачи:

- Отработать приёмы создания инновационной модели сарафана.

- Попробовать себя в роли дизайнера.

Очень скоро вы уйдёте из школы во взрослую ответственную жизнь и полученный опыт самостоятельной профессиональной работы вам пригодится.

* Повторение пройденного материала в формате «Кластер»:

- Вы помните, что модельеры выпускают свои коллекции по сезонам ….«Весна-лето» и «Осень-зима». Как раз сейчас они готовят именно весенне-летние коллекции, а как уже было сказано – сарафан – летняя одежда.

Слайд № 10

Напомните, что вы знаете о сарафане и чем он отличается от платья?

Постарайтесь заполнить схему знаний, выбирайте карточки: справа– для сильных, слева– для самых сильных. (отвечают вслух по очереди, заполняя блоки).

Схема знаний располагается на доске.

Выводятся на экран отличия сарафана от платья.



Дополнительные вопросы:

- почему одни изделия называются поясными, а другие плечевыми?

- от чего зависит выбор отделки изделия?

- в конструкции сарафана всегда одинаковые детали? От чего это зависит?



















Находят среди случайного набора букв выделенные курсивом слова и называют их по очереди:

- дружелюбие, активность, взаимовыручка, профессионализм, уверенность, изобретательность, успех.
































Отвечают на вопросы:

-Лето

- Одежда

- Пальто, пуховик, куртка.


- Нет





Отвечают на вопросы:


- летом комфортнее в легкой одежде, платьях, юбках, футболках, шортах, сарафанах.







- сарафан














-Специалист, создающий, разрабатывающий эскизы новых моделей одежды.

Слово «дизайнер» выкладывают из слогов и букв на доске.












- Да







- совершенно новая, непохожая на другие.

В слове инновационная дописывают недостающие буквы.












- нет, сначала её необходимо нарисовать



























- «Весна-лето» и «Осень-зима»










Приём «Кластер». Обучающиеся по очереди выбирают карточку, где написаны блоки знаний о сарафанах, заполняют их устно и вывешивают на доску: применение (в виде изображений, которые стоит описать), тип изделия (плечевое или поясное), детали (выбрать из представленных), ткани, отделка, отличие сарафана от платья.





Отвечают на вопросы:

- держатся на плечах или на поясе.


- от модели, от назначения.



- от модели сарафана.


- Концентрация внимания;

- активизация мыслительной деятельности учащихся;

- формирование мотивации к выполнению практической творческой работы;

- установление психологически комфортной среды;

- формирование умения анализировать, обобщать, делать выводы.

Теоретическая часть урока

3

*Уточняющая беседа учителя с обучающимися:

-Вы уже достаточно много знаете о сарафанах, но нам предстоит создать коллекцию необычных сарафанов, каких ещё не было. При разработке моделей поможет уже известный нам метод фокальных объектов.

Слайд №11

Метод заключается в том, что к изменяемому объекту (здесь – это платье), мы добавим свойства случайно выбранных предметов. А затем, включив воображение, сделаем набросок получившегося изделия.

Слайд №11

На слайде показывается пример созданной таким способом модели одежды.

Напомню, что набросок – это быстрый рисунок в общих чертах, без деталей.

Показываются примеры набросков.

Важный момент, при создании модели обратите внимание на экологичность изделий, то есть безопасность для природы, либо на полезность его для здоровья планеты. Нам ещё жить на этой Земле. Постарайтесь продумать повторное использование материалов, как было в нашей коллекции.



Слушают учителя, беседуют, обсуждают метод фокальных объектов. Рассматривают образец наброска.









- расширение кругозора и увеличение объёма словаря обучающихся за счёт введения специальных терминов в речь;

- учить анализировать, делать выводы;

- формирование экологической культуры жизнедеятельности.

Практическая работа

4

*Совместная деятельность учителя с учащимися по планированию работы.

Показать достойные модели известному дизайнеру мы сможем, если чётко спланируем нашу деятельность.

Помогите выстроить план действий на доске.

1) Выбрать 3 случайных объекта

2) Выделить основные свойства объектов (записать их в таблицу)

3) Создать новый объект. (путём соединения сарафана и свойств случайных объектов)

4) Выполнить набросок.


Работать предлагаю в парах, умение находить общий язык важно в любой профессии. Творческая группа №1(Света и Даша) вам предлагается наполовину заполненная таблица, необходимо её дополнить и выполнить набросок.

Группа №2 (Алина и Полина) – вы выбираете случайные объекты из предложенных, заполняете таблицу и выполняете набросок.

Олесе предстоит работать самостоятельно, выбрав любые из предложенных объектов, фантазируй и создай свою неповторимую модель.

Открою маленький секрет, на следующем уроке мы выполним еще 1 набросок, а затем выберем самые оригинальные, по которым в дальнейшем создадим сарафаны.


















Совместно с учителем планируют предстоящую практическую деятельность. Все выходят к доске и расставляют план в правильном порядке. Помощник проверяет правильность.


































- развитие планирующих способностей обучающихся;

- формирование у обучающихся преобразующего мышления и творческих способностей;

- корригировать мыслительную деятельность учащихся.

Физкультминутка

2

* Выполнение упражнений для предупреждения переутомления глаз, коррекции осанки, для развития мелкой моторики.

Слайд № 12

Нам предстоит ответственная работа, поэтому предлагаю чуть-чуть размяться, у вас на столах закреплены цветные круги. Запомните цвет круга и слушайте внимательно. Команда зелёных кругов – встаньте, потянитесь вверх и вправо.

А команда красных кругов – потянитесь вверх и влево.

А теперь наоборот.

Зелёная команда, не сходя с места, посмотрите на зелёный шарик, красная – на красный. Обе команды крепко сожмите веки, затем откройте глаза, ещё 4 раза повторите. Каждый дотроньтесь желтого шара.

Выполняют предложенные упражнения.





- предупреждение переутомления глаз,

- стремление к коррекции осанки,

- развитие координации движений, мелкой моторики, ориентации в пространстве.

Практическая работа

8

* Инструктаж по правильной организации рабочего места и посадке.

- Сейчас вы приступите к практической работе. Даша и Света– ваша задача на этом уроке дополнить таблицу и набросок.

Полина и Алина выбирают случайные объекты, заполняют таблицу (по 3 характерных признака) и выполняют набросок на шаблоне. Олеся выполняет то же самое, только самостоятельно.

Чем будем пользоваться при заполнении таблицы?

А набросок выполняем с помощью….

Теперь смело приступайте к работе, помните о правильной осанке.

Слайд № 13

* Текущий инструктаж, индивидуальная помощь.

По окончании работы наброски вывешиваются на «Стене успеха» (самими участниками).

На улице холодный ноябрь, а я хочу подарить вам цветы за работу, а цветы необычные. Это цветок-кольцо, выполненное из чего?


- это кольцо-цветок выполнено из спечённого полиэтилена в технике оригами.

Вы получите эти кольца, только взамен ответьте на вопрос, спрятанный в подарочной коробочке.

- чем полезна твоя модель?

- где её можно использовать?

- насколько экологична твоя модель?

- ты сегодня молодец!

- улыбнись!


Отлично, забирайте ваши украшения! Я позже научу вас создавать такие и вы сможете удивить своих друзей и близких на новый год, без каких либо материальных затрат.



































- ручкой



- карандаша и ластика.





Самостоятельная работа учащихся по заполнению таблицы и выполнению наброска.




Вывешивают на стенд свои наброски и отвечают на вопросы карточек.






- ?

- из плёнки

- создание оптимальных условий для развития социально-трудовых компетенций и введение элементов профессиональной подготовки личности в процессе

трудовой деятельности;

- вырабатывать прочные профессиональные навыки обращения с материалами и инструментам;

- обучение приёмам самоконтроля за правильностью выполняемых действий;

- формирование у обучающихся преобразующего мышления и творческих способностей;


Подведение итогов 1 урока

3

* Беседа с учениками по теме урока, рефлексия:

-какое творческое задание вы выполняли на уроке?

- какую профессию примерили на себя?

Слайд № 14

Продолжите фразы:

- у меня вызвало затруднения…

- мне понравилось…

- в парах работать…

объективная оценка результатов труда:

- отметки за работу на уроке ….

- вы согласны с отметками?

выставление отметок в классный журнал;

сообщение о теме следующего урока:

- на следующем уроке продолжим творческую работу.

*Взаимооценивание.

Самооценивание, взаимооценивание.



- создавали модель сарафана.

- выполняли набросок.

- дизайнера одежды.












- да

- формирование адекватной самооценки на основе анализа результатов собственной деятельности.

Уборка рабочих мест

2

*Контроль над приведением в порядок рабочих мест учащихся.

Прибирают инструменты на место.

- тренировка самодисциплины обучающихся.