Тема урока: « Падеж имен существительных»
УМК: «Русский язык 5-9» под редакцией Т. А. Ладыженской и др.
ТИП УРОКА: урок открытие новых знаний
МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ: слово учителя, наглядный метод, метод эвристической беседы, метод самостоятельной работы
ЦЕЛИ: отрабатывать умение определять падеж имен существительных
ЗАДАЧИ УРОКА:
Образовательная:
развивать умение различать падежи по совокупности их признаков; развивать умение употреблять существительные в нужном падеже.
Развивающие:
формирование УУД (личностных, регулятивных, познавательных, знаково-символических, коммуникативных):
развитие умения формулировать и доказывать свою точку зрения;
развитие умений анализировать, сравнивать, обобщать;
развивать умение применять новые знания;
развитие творческих, речевых способностей учащихся;
формирование логических умений;
развитие умения опираться на изученный материал
3.Воспитательные:
воспитание патриотизма, интереса и уважения к родному языку;
воспитание ценностного отношения к слову;
развитие коммуникативных УУД;
создание благоприятной атмосферы поддержки и заинтересованности, уважения и сотрудничества;
воспитывать самостоятельность, чувство коллективизма
Планируемые образовательные результаты
Предметные:
♦ Отработка умения определять падеж имен существительных, актуализация знаний учащихся по особенностям несклоняемых существительных
Метапредметные:
♦ формирование ценностного отношения к своему культурному наследию, формирование нравственных ценностей, умения работать индивидуально и в коллективе
Личностные
♦ воспитание интереса к предмету через разнообразные виды работы; умение работать индивидуально, находить общие решения; умение соотносить свои действия с планируемым результатом, корректировать свои действия
Ход урока:
1.Мотивация
Здравствуйте, ребята! Вижу, что у вас хорошее настроение, на лицах улыбки. Как говорится в русской поговорке « Доброму делу – доброе начало». Как вы это понимаете?
У вас на столах листы самооценки, в которых вы сами будете ставить себе оценки за каждое задание.
2. Повторение теории.
- Давайте прочитаем слова (ЭД).
Весна, март, синева, дочь, сын, береза, солнце, вершина, небо, мышь.
Какой частью речи являются данные слова?
Какая часть речи называется именем существительным?
Практическая часть. Работа в тетрадях:
Определите склонение существительных, распределяя их по колонкам.
1 склонение | 2 склонение | 3 склонение |
…. …. | | |
Фронтальная проверка
3.Актуализация знаний (ЭД).
1)В Эстонии-14 падежей, а Финляндии - 15. А вот в Венгрии целых 22.
В Дагестане - 50. А вот у китайцев, нет! А в русском их 6.
"Приди ко мне, брате, в Москов",- обращается Ю. Долгорукий к черниговскому князю Святославу. Смысл сказанного ясен каждому без перевода. Но не каждый знает, что слово "брате" стоит в звательном падеже. Такой 7-й падеж был в древнерусском языке. Его употребляли при обращении.
В современном русском языке звательная форма совпала с формой Им. П. и отличается от него лишь особой звательной интонацией и синтаксическим употреблением (в качестве обращения).
- О чем пойдет речь сегодня на уроке?
4.Постановка цели.
-По ходу урока мы будем собирать «рюкзак знаний» (ЭД).
-Что мы должны положить в наш рюкзак?
1.Падежи и вопросы к ним.
2.Умение находить имена существительные и определять падеж.
- Сколько падежей в русском языке?
- Давайте повторим падежи и вопросы к ним (ЭД).
5.Первичное закрепление.
Задание 1.
1.Определить, в каком падеже стоит слово «дело». (ЭД). Выписать слова в тетрадь, определить падеж.
Велик телом, да мал делом. (Т.п)
Дело шуток не любит. (И.п.)
От слова до дела целая верста. (Р.п)
И умен, и крепок, и в деле гож. (П.п.)
Всех дел не переделаешь. (Р.п.)
Жизнь дана на добрые дела. (В.п.)
Умен на словах, да глуп на делах. (П.п.)
Языком не спеши, а делами не смеши. (Т.п.)
По твоим делам о тебе судят. (Д.п.)
Дела как сажа бела. (И.п.)
Делу время, потехе час. (Д.п.)
Дело знай, а правду помни. (В.п.)
За делом и день пролетел незаметно. (Т.п.)
Хороша вера у дела. (Р.п.)
Ответы на слайде.
-Как вы поняли смысл пословицы «Велик телом, да мал делом»?
ЛИСТ САМООЦЕНКИ. ( ПОСЛЕ КАЖДОГО ЗАДАНИЯ ОЦЕНИТЕ СЕБЯ).
Задание 2.
- посчитайте, сколько существительных в данном тексте - 12.
-Перечислите их.
Найдите и выпишите существительные, определите их падеж (1 человек у доски)
.
1. Октябрь листвой засыпал чёрный пруд.
2. Осень рощи подожгла.
3. Под дубом спрятался домик.
4.Грустно стоять одному у дороги.
5.Кто-то в телеге по ельнику едет.
6. Тот герой, кто за родину горой.
Из предложенного текста выписать предлоги, которые употребляются с данным падежом.
( 1 человек у доски)
Падежи | Вопросы | Предлоги |
И.п. | Кто? Что? | |
Р.п. | Кого? Чего? | Без, у, от, до, из, около, для, с, возле, вокруг |
Д.п. | Кому? Чему? | К, по |
В.п. | Кого? Что? | Через, про, в, во, на, за,под |
Т.п. | Кем? Чем? | Над, ,за, под, перед, с, со, между |
П.п. | О ком? О чем? | При, о, об, на, в, во |
Вывод: Не все падежи имеют ПРЕДЛОГ.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Задание 3. Первое предложение – синтаксический разбор (1 человек у доски).
Задание 4. Работа по карточкам. (Проверяет учитель).
Определите падеж, ставя вопрос от главного слова.
Физминутка «Падежи».
Именительный подпрыгнул,
А Родительный летал.
Дательный полез на горку,
А Винительный устал.
Наш Творительный поплавал,
А Предложный убежал.
Падежи нам все нужны-
И при этом все важны.
- Как вы думаете, зачем нужны падежи? (чтобы грамотно писать, отличать подлежащее от дополнения и правильно согласовывать слова в словосочетаниях)
Работа с учебником.
1.упр. 524 (устно);
2. упр. 525 (письменно). Проверка - фронтальная.
ЛИСТ САМООЦЕНКИ.
Рефлексия.
-Что же мы с вами положим в рюкзак знаний? (падежи, вопросы к ним, предлоги падежей).
А теперь на листе самооценки заполните раздел Утверждения; если вы согласны с утверждением, то напротив ставьте +, если сомневаетесь, то ? (Таблица у каждого ученика на столе)
Утверждения
Поставьте знак + или ?
Я знаю падежи
Я умею определять падеж имени существительного
Я умею ставить существительное в нужный падеж
Я умею составлять словосочетания с существительным в нужном падеже
Я умею выписывать словосочетания и определить падеж существительного
Домашнее задание: параграф 96, упр.531.
Лист самооценки__________________________________________
Задания | Оценка за работу |
Задание 1 | |
Задание 2 | |
Задание 3 | |
Задание 4 | |
Активность на уроке | |
Индивидуальные задания на карточках
ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.
выехать из город_ - ……………….
работать на фабрик_ - ……………..
поехать на Кавказ - ………
вернуться с дач _ - …….
жить в Сибир_ - …….
быть на площадк_ - …….
войти в здани _ - …….
Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж
в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….
выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….
ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …
на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….
Индивидуальные задания на карточках
ехать по дорог _ – по чему ? где? Д.п.
выехать из город_ - ……………….
работать на фабрик_ - ……………..
поехать на Кавказ - ………
вернуться с дач _ - …….
жить в Сибир_ - …….
быть на площадк_ - …….
войти в здани _ - …….
Допишите окончание Е или И у существительных, укажите их падеж
в ярком пламен_ - … плавать в бассейн_ - ….
выписка из тетрад _ -… играть на скрипк_ - ….
ветка сирен_ - …. к будущей недел_ - …
на большой скорост_ - … гулять по алле_ - ….