СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка (урока развития речи) по теме: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка (урока развития речи) по теме: "Сочинение по картине И.И. Левитана "Золотая осень"»



Практическое занятие.

Составление конспекта урока подготовки и проведения сочинения «Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень».

Тема: Сочинение по картине И.С.Остроухова «Золотая осень»

Цель: подготовить обучающихся к написанию сочинения.

Задачи:

  • способствовать формированию умения строить текст в определённой композиционной форме, образно воспринимать предметы на картине;

  • совершенствовать орфографический навык обучающихся;

  • развивать творческое воображение учеников;

  • воспитывать любовь к родному языку, родной природе.

Формируемые УУД:

Предметные: развивать умение создавать собственный текст на основе картины; формировать умение использовать информацию из различных источников для создания собственного речевого высказывания; уметь находить в словах изучаемую орфограмму и правильно писать их.

Метапредметные: формирование умение участвовать в учебном диалоге и строить монологические высказывания; формировать умение сотрудничать с учителем и сверстниками при решении учебных проблем.

Личностные УУД: формировать эстетических потребностей и художественного вкуса при восприятии произведений искусства; развивать учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу; продолжать формирование положительного отношения к изучаемому предмету.


Ход урока

Этапы урока

Структура урока

1.

Организационный момент.

Приветствие.

Начинается урок.

Он пойдет ребятам впрок.

Постарайтесь все понять,

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте.

- сегодня мы с вами поговорим о прекрасном времени года. А каком именно-отгадайте из загадки:

Листья с веток облетают,

Птицы к югу улетают.

«Что за время года?» — спросим.

Нам ответят: «Это…»

(Осень)

2.Актуализация знаний. Постановка цели урока.

Как вы думаете, какой же будет тема нашего урока?

А о чём сочинение вы скажете, отгадав ребус.

Работа в парах.

- Так о чём наше сочинение?

- Рассмотрите иллюстрации на доске, как считаете, какая больше подходит к теме? А как бы вы озаглавили эту иллюстрацию?

3.Работа по теме урока

Беседа с целью накопления материала
-Осень-чудесное время года. Она настолько прекрасна, что поэты и писатели усердно описывали ее величие в своих трудах, а художники переносили осеннее настроение на холст. Как вы считаете, почему?

-Прослушайте стихотворение А.С. Пушкина, какое настроение преобладает? Почему?

Уж небо осенью дышало,

Уж реже солнышко блистало,

Короче становился день,

Лесов таинственная сень

С печальным шумом обнажалась,

Ложился на поля туман,

Гусей крикливых караван

Тянулся к югу: приближалась

Довольно скучная пора;

Стоял ноябрь уж у двора.

- Обратите внимание на доску, вам представлена репродукция картины Ильи Семёновича Остроухова «Золотая осень».

- Я предлагаю вам прослушать рассказ об художнике И.С. Остроухове, а также и о истории написания картины, с которой мы сегодня будем работать. Аудиозапись с видеорядом.

- Рассмотрите картину, что первое можно заметить?

- Что мы видим на переднем плане картины? Что изображено на заднем плане?

- Можно ли определить, какие деревья, кустарники изображены на иллюстрации?

- Почему художник дал картине именно такое название?

- Что можно сказать о красках, которые использовал художник? Какие они?

-Какая деталь привлекла ваше внимание?

-Какое впечатление произвела на вас картина?

Физкультминутка

Мы дорожки подметаем (имитация движений)

Листья в кучи собираем (наклониться, имитировать движение)

Чтоб гуляя, малыши

Веселились от души! (подскоки на месте)

Ох, устали («обтереть пот со лба»)

Отдохнем (присесть)

И домой скорей пойдем (шаги на месте)

Совместное составление плана сочинения.

  1. 1) И.С. Остроухов история создания картины «Золотая осень».
    2) краски осени.

  2. 3)передний план картины.

  3. 4)задний план картины.

  4. 5)цветовое решение.

  5. 6) моё отношение к картине.

Речевая подготовка текста.

-Что изобразил художник на картине?(золотую осень)

-Как можно описать деревья на переднем плане?(величественные молодые деревья )

-Что можно сказать о траве?(чуть тронута золотом)

-Какая форма у опавших листьев?(ажурная)

-Обратим внимание на задний план. Какие деревья изображены там?(корявые, старые)

-Какие краски использовал художник?(яркие, желто-оранжевые)

-Как вписываются сороки в общую картину?(они оживляют ее)

Работа с орфограммами

- Обратите внимание, на карточках представлены опорные слова. Прочитайте их. Значение, каких слов вам непонятно?

Опорные слова: ярко-жёлтые, золотые, оранжевые листья, лесная поляна, яркие краски, красивый наряд, разноцветный ковёр, причудливые стволы, лесная тропинка, белобокие сороки, старые деревья, скрюченные ветки

- Объясните значение слов причудливые, белобокие, скрюченные.

- Для правильного написания сочинения вы можете воспользоваться планом, который мы составили ранее.

4. Самостоятельная работа. Написание сочинения.

- Теперь самостоятельно постарайтесь написать сочинение, опираясь на план, опорные слова и карточки:

Осень 

Яркая, необычная, волшебная, золотая

Лес 

Сказочный, таинственный, загадочный, манящий

Старые клены 

Огромные, корявые, раскидистые

Молодые клены 

Тонкие, гибкие, молодые

Листья на земле 

Чуть тронутые золотым

Тропинка 

Вьется, разделяет поляну

Сороки 

Белобокие, озорные

Сплетенные деревья 

Напоминают чудовище, таинственные

Небо 

Проглядывается сквозь ветви

Настроение 

Спокойное

Выборочное чтение сочинений.

Обсуждение сочинений.


5. Итог урока.

Рефлексия.

-Какая была тема урока?

-Достигли ли мы цели?

- Какое настроение у вас после проведённого урока?

-Если хорошее-раскрасьте солнышко, если немного грустное-тучку.