СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока русского языка в 5 классе

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС. Тема: "Неопределённая форма глагола"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока русского языка в 5 классе»

Технологическая карта урока в соответствии с требованиями ФГОС

Тема: «Неопределённая форма глагола»


Предмет_ Русский язык

Класс __5_

Тема урока Неопределённая форма глагола

Тип урока Комбинированный урок

Планируемые результаты обучения:

Личностные: понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей русского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования

предметные: знать о неопределенной форме глагола (начальной форме); окон­чании неопределенной формы; правиле употребления Ь после Ч в неопределенной форме; правописания безударных суффиксов глаго­лов в неопределенной форме; об употреблении глаголов в неопределенной форме в речи; уметь правильно писать в неопределенной форме Ь после Ч; графически обозначать условия выбора написания; безошибочно писать безударные суффиксы глаголов в неопреде­ленной форме; правильно употреблять в речи глаголы в неопределенной форме; рассказать о неопределенной форме глагола в форме научного описания.


Метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне.

Техники и технологии: деятельностный метод, игровой метод

Ресурс (учебники, наглядные пособия, ИКТ) Учебник русского языка под ред.Т.А.Лдыженской, М.Т. Баранова, Л.А. Тростнецовой,


Этапы урока (время)

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формируемые УУД

Формы оценивания

Личностные:

Регулятивные:

Коммуникативные:

Познавательные:


1. Моти­вация (са­моопреде­ление) к учебной деятель­ности ( 2 мин)

Вступительное слово Я скажу слова"Доброе утро ..." и назову кого- то из нашего класса. Те, кого я назову, помашут мне рукой  - значит, вы услышали и отвечаете мне на приветствие.

- Доброе утро всем девочкам!... (Девочки машут и отвечают: "Доброе утро!"

- Доброе утро всем мальчикам!... (-//-//-//- )

- Доброе утро всем тем, кто сегодня чистил зубы!...

- Доброе утровсем, кому нравится такая погода,как сейчас за окном! ...

- Доброе утро всем, кто любит конфеты! ...

- Доброе утро всем, кто хочет знать, что нового узнаем сегодня на уроке.

Эпиграф к уроку:

Бороться и искать, найти и не сдаваться!

В. Каверин

Слушают учите­ля, участвуют в диалоге с учи­телем. Размеща­ют учебные ма­териалы на рабо­чем месте


планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции


понима­ют познавательную задачу

Листы

контроля

2. Актуа­лизация и пробное учебное действие

(3 мин)

  • Обратите внимание на эпиграф к нашему уроку.

  • В какой форме стоят глаголы в этом совете-девизе героя В. Каверина? (В неопределенной.)

  • Какой синоним к этому термину вы знаете? (Инфинитив.)

Почему, по-вашему, персонаж романа «Два капитана» выразил свое жизненное правило, используя инфинитив? (В инфинитиве нельзя определить время, лицо, число. Использование данной формы глагола - это своего рода обобщение, стремление под­черкнуть всеохватность понятия, вневременность его.)

Отвечают на во­просы. Строят понятные для партнера выска­зывания.

Смотрят презен­тацию, осваива­ют лингвистиче­ские термины. Обдумывают от­веты на вопросы и понимают, что знаний у них недостаточно для полных ответов



слуша­ют, задают вопросы, отве­чают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обо­сновывают свою точку зрения

выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи

Устные

ответы

3.Выяв­ление ме­ста и при­чины за­труднения

(5 мин)

Игра «4-й лишний».

  • Назовите лишнее слово, ответ обоснуйте: сиять, мечтать, открыть, согреть.

Побуждает к выдвижению гипотез, принимает и проверяет каждую гипотезу.

  • Что объединяет эти слова? (Неопределенная форма.)

  • Чем отличаются слова? (Вопросами.)

Вывод: глаголы неопределенной формы отвечают на вопросы «что делать?», «что сделать?». Запишите их

Обдумывают от­веты на вопросы. Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы. Знакомят с ре­зультатами рабо­ты группы, слу­шают и обсуж­дают ответы товарищей

имеют жела­ние осознавать свои труд­ности и стремятся к их пре­одолению; проявляют спо­собность к самооценке своих действий, поступков.

осознают недостаточность своих знаний.


зада­ют вопросы с целью полу­чения необходимой для решения проблемы инфор­мации

устанав­ливают причинно-следст­венные связи, делают вы­воды.


Устные

ответы

Физкультминутка ( 1- 2 мин)

Буквой Л расставим ноги,

Словно в пляске — руки в боки.

Наклонились влево, вправо,

Влево, вправо, влево, вправо...

Получается на славу.

Мо-лод-цы!

Влево — вправо, влево - вправо...

Мо-лод-цы! 

Выполняют дви­жения в соответ­ствии с текстом





Выпол­няют

упражне­ния

4. Целепо- лагание и построе­ние проек­та выхода из затруд­нения

(10 мин)

Формулирует цель учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя.

  • С какой формой глагола мы познакомились на уроке?

  • Какова же тема нашего урока?

Организует и сопровождает совместную учебную деятель­ность. Дополняет ответы.

Игра «Кто самый Внимательный».

  • Я зачитываю слова, среди которых есть разные части речи. Запишите глаголы в неопределенной форме.

Ходить, ходит, кость, косит, косить, кровать, нести, носят, носить, скатерть, стричь, плести, кости, ногти, везти, грусть, лошадь, медь, стеречь.

(Ключ на слайде.)

  • Обратите внимание на буквосочетания на конце глаголов в неопределенной форме. Назовите их.

  • На что оканчиваются глаголы в неопределенной форме?

Имеют окончания: -ти, -ть и оканчиваются на -чь

Формулируют цель учебной деятельности в диалоге с учи­телем.

Соотносят по­ставленные зада­чи с текстами, знакомятся с ма­териалом. Выде­ляют главное, устанавливают причинно- следственные связи между от­дельными языко­выми явлениями

понимают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии, связывая успехи с уси­лиями, трудолюбием.

планируют (в сотрудничестве с учите­лем и одноклассниками или самостоятельно) необходи­мые действия, операции, работают по плану


извле­кают необходимую инфор­мацию из прослушанного объяснения учителя, выска­зываний одноклассников, систематизируют собствен­ные знания.


Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации. Письмен­ная ра­бота

5. Творче­ская прак­тическая деятель­ность по реали­зации по­строенно­го проекта

( 5 мин)

  • Кто попробует сделать вывод о правописании глаголов в неопределенной форме?

Откройте учебники на с. 104, прочитайте правило

Формулируют собственные мысли, высказы­вают и обосно­вывают свою точку зрения.

В сотрудничестве с учителем и од­ноклассниками делают выводы



осу­ществляют совместную деятельность в парах и ра­бочих группах с учётом конкретных учебно-позна­вательных задач, умеют задавать вопросы для уточ­нения последовательности работы


Устные

ответы

6.Первич­ное за­крепление с коммен­тирова­нием во внеш­ней речи

(9 мин)

Коллективная игра «Будь внимателен!» Замените фразеологизмы глаголами неопределенной формы.

  • зарубить на носу - ... (запомнить).

  • клевать носом - ... (дремать).

  • пропустить мимо ушей - ... (прослушать).

  • вставлять палки в колёса - ... (мешать).

  • делать из мухи слона — ... (преувеличивать).

  • обвести вокруг пальца - ... (обмануть).

  • держать язык за зубами - ... (молчать).


Выполняют упражнения, отвечают на во­просы, принима­ют участие в обучающей игре

имеют жела­ние осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом, созидатель­ном процессе.

адекватно оценивают свои достиже­ния, осознают возника­ющие трудности, ищут их причины и пути преодо­ления


выпол­няют учебно-познаватель­ные действия в материали­зованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно- следственные связи, делают обобщения, выводы.

Задают вопросы для уточ­нения инфор­мации. Письмен­ная ра­бота

7. Вклю­чение в систему знаний и повто­рение

( 8 мин)

Выборочная проверка работ обучающихся.

  • Сегодняшнее исследование глаголов заканчивается. Что ново­го вы узнали о глаголе?

  • На какие вопросы отвечают глаголы в неопределенной форме?

  • Какие окончания имеют данные глаголы?

Почему эти глаголы так названы? (Не указывают на время и число

Отвечают на во­просы, слушают одноклассников, оценивают их ответы


оценивают свою работу

фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



Устные

ответы

8 рефлексия (1 мин)

Закончи фразу:

сегодня я узнал

было интересно…

было трудно…

я выполнял задания…

я понял, что…

теперь я могу…



понимают свои возможности в учении; способны адекватно рас­суждать о причинах своего успеха или неуспеха в уче­нии


фор­мулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения.



Устные

ответы

9.Д/з

( 2 мин)


Объясняет домашнее задание разного уровня сложности.

Упр. 625 (повышенная сложность)

Упр. 623 – средний уровень


Записывают задание в дневник.

Подают дневники для оценки учителю.