СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ "воспитание детей в казачьих семьях"

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ УРОКА С РЕГИОНАЛЬНЫМ КОМПОНЕНТОМ "воспитание детей в казачьих семьях"»

Тема: Воспитание детей в казачьих семьях.

Цель: выделить основные черты воспитания детей в семьях казаков.

Задачи: продолжить знакомство с традициями и обычаями казаков; познакомить обучающихся с традициями воспитания детей в казачьих семьях; выделить сходства и различия в воспитании по гендерному признаку.

Фрагмент урока (беседа)

Учитель: Все радовались появлению на свет малыша. Пол
будущего ребенка предсказывали по снам: если мать во сне видела женские
вещи – родится девочка, мужские – мальчик. Казаки любили детей и рады
были рождению и мальчика, и девочки. Как вы думаете, кому радовались больше и почему?

Обучающиеся: мальчику радовались больше, так как он являлся продолжателем рода.

Учитель: В дом, где родился ребенок, приходили родственники и соседи, чтоб поздравить родителей, а малышу приносили подарки. Какие подарки обычно дарят новорожденным детям?

Обучающиеся: игрушки, одежду, принадлежности.

Учитель: Новорожденному мальчику все друзья и знакомые отца приносили что-либо на «зубок». Этот подарок непременно был военный. Каким именно мог быть подарок, вы узнаете, отгадав загадки.

  1. Летит ворон, весь окован,

Кого клюнет, тому смерть. (ПУЛЯ)

  1. Оружие или растение - выбирай сам. Выпускает стрелы он и тут и там. (ЛУК)

  2. Не крылата, а перната,

Как летит, так свистит,

А сидит, так молчит.

(СТРЕЛА)


Учитель: Знаете ли вы, во сколько лет казаку удавалось оседлать верхом лошадь?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Впервые казак садился на лошадь после крестин (в первый год после рождения). Все смотрели на реакцию малыша: если он хватался за гриву – будет жить, если плакал и падал с лошади – не быть ему воином. С трёх лет казачонок учился ездить верхом, а с пяти помогал отцу и братьям в поле. До семи лет мальчик жил с мамой. Где ему приходилось жить дальше?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Мальчонку стригли, а после праздничного обеда, за которым он в последний раз ел детские сласти, он собирал постель и переходил из детской в комнату братьев. Кто занимался воспитанием ребенка?

Обучающиеся высказывают свои предположения.

Учитель: Воспитание полностью переходило к мужчинам: отцу и крёстному. С этого момента мать не могла ни прикрикнуть, ни одёрнуть сына. В шестнадцать лет юные казаки проходили настоящее испытание -охота на крупного хищника или кабана. А взрослым казак становился после посвящения, где юноша должен был показать всё, чему его учили ранее. Какие умения должен был продемонстрировать настоящий казак?

Обучающиеся: умение охотиться, пользоваться ружьем, управлять лошадью и т.д.

Учитель: Сейчас и мы попробуем с вами посоревноваться, как настоящие казаки.

Игра «Перетяни канат»

Описание игры: игроки садятся друг против друга, упираясь ногами в ноги соперника. Руками держатся за концы каната или веревки. По команде начинают, не вставая с места, тянуть друг друга на себя. Выигрывает тот, кто перетянет соперника.

Игра «Наездники»

Описание игры: участвуют парное количество участников. Лошадки на палочке на пару играющих. Участники по команде «садятся» на коня и кто быстрее добежит до назначенной цели и обратно, тот и выиграл.

Учитель: Девочек воспитывали совершенно иначе. Рождение девочки не праздновалось в семье так широко и торжественно, как мальчика.
Когда же рождалась девочка, то ей дарили ленты. Если мальчика с первых дней готовили к службе, то к чему готовили девочку?

Обучающиеся: девочку готовили к управлению хозяйством: шить, вязать, убирать, готовить и т.д.

Учитель: Поначалу уроки ведения хозяйства были наподобие игры. Уже трех лет девочки начинали нянчить младших. С пяти лет некоторых отдавали в «няньки» людям. Девочки с семилетнего возраста пасли домашнюю птицу, телят, свиней. Семьи у казаков большие были, и работы тоже было достаточно. Когда девочка «входила в возраст» девушки, то начинала готовить приданое – прясть, ткать, шить. Вот тут и проявлялось всё её умение. Какие качества старались воспитать у девочки в семье казаков?

Обучающиеся: Девочек в казачьих семьях воспитывали так, чтобы они стали достойными женами, берегли свою честь и стали хорошими хозяйками, умеющими делать все домашние дела.

Учитель: сейчас и мы с вами попробуем определить, на сколько хорошо вы справляетесь с хозяйством.

Игра «Перебери зерно»

Описание игры: участвуют несколько человек. На столе в чашках смешаны фасоль и горох. По команде, играющие отделяют зерна, кладут в пустую посуду. Кто быстрее переберет, тот и выиграл.

Игра «Пришей пуговицу»

Описание игры: участвуют несколько человек. На столе лежат иголки, нитки, небольшие кусочки ткани, ножницы, пуговицы с двумя отверстиями. По команде, участники начинают пришивать по пуговице к ткани. Игра не только на скорость, но и на качество.

Учитель: И так, с какими традициями мы с вами познакомились?

Обучающиеся: с традициями воспитания казаков и казачек.

Учитель: чтобы подвести итог нашего занятия, предлагаю вам заполнить следующую таблицу.

Продукт деятельности

Воспитание казака

Воспитание казачки




Обучающиеся делятся на две группы и заполняют таблицу.

Учитель: Прошу первую команду озвучить содержимое первого столбика «воспитание казака».

Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.

При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.

Учитель: Теперь вторая команда перечислит пункты, которые они записали в колонку «воспитание казачки».

Обучающиеся перечисляют по порядку пункты, которые они выделили.

При необходимости, обучающиеся второй команды озвучивают оставшиеся параметры.

Сравнительная таблица выводится на слайд

Воспитание казака

Воспитание казачки

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитание начиналось с первых дней жизни;

Воспитывала мужская половина дома: отец и крестный отец (после 7-ми лет);

Воспитывала женская половина дома (мать, крестная мама);

Учили ездить верхом на лошади, пользоваться оружием, охотиться;

Учили шить, вязать, готовить еду, работать в огороде, нянчить детей;

Учили быть настоящим воином;

Учили быть хорошей хозяйкой и женой;

Учили быть стойким и храбрым;

Учили быть податливой;

Наказывали жестче, чем девочек (силой).

В качестве большого наказания могли насильно выдать замуж.


Учитель: Ребята, давайте сравним и сделаем вывод о воспитании детей в казачьих семьях.

Обучающиеся: Воспитание детей в казачьих семьях начиналось с первых дней жизни ребенка. Оно сильно отличалось по половому признаку. В воспитании детей активное участие принимали крестные. Казаков-мальчиков готовили стать настоящими воинами, защитниками своего дома. Девочек готовили стать доброй хозяйкой дома и хорошей женой.

При необходимости, учитель задает наводящие вопросы.