Тема. Сочинение по репродукции картины Н.К.Рериха «Заморские гости».(с.40).
Пр.- Формирование умения писать описательный текст.
Р.: ставить новые учебные задачи в сотрудничестве с учителем, сличать способ действия и его результат с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона.
П.: контролировать и оценивать процесс и результат деятельности.
К.: проявлять активность во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач.
Л.- Освоение личностного смысла учения, желания продолжить учебу.
Развитие интереса к изучению языка.
Ход урока.
Орг момент.
Мотивация и актуализация знаний. Целеполагание.
- Сегодня на уроке нам предстоит важная и интересная работа. Мы превращаемся в писателей.
- Догадались, какой вид работы нам предстоит? (сочинение) ( СЛАЙД 1)
- Верно, мы вновь отправимся в нашу картинную галерею и напишем сочинение по картине.
- а раз сочинение будет по картине, то какого типа текст у нас с вами должен получиться ? ( описательный)
- Что такое текст-описание? На какие общие вопросы можно ответить с помощью такого текста? ( Какой? Какая? Какие? )
- Художник, картину которого мы сегодня будем описывать, человек необычайного таланта. Это Николай Константинович Рерих.
- Послушайте немного фактов из его биографии.
- прочитайте текст упр-я и скажите, что еще вы узнали о художнике.
- Найдите картину в картинной галерее, рассмотрите ее.
- Поделитесь своими впечатлениями от просмотра картины.
- Что на ней изображено?
- Какое настроение создаёт картина?
-Какие мысли пробудила у вас картина? О чем вы подумали? Какие у вас возникли вопросы?
-Как вы думаете, какое время года изобразил Рерих?
-Попробуем определить, какое время суток?
- Какая погода? ( солнечная , ясная) Что вам подсказало? ( В реке отражается все: ладьи, птицы, небо)
- Прочитайте текст упр-я. Какую картину описывает автор, вы узнали?
- Почему картина названа «Заморские гости»?
- попробуйте ответить на вопросы, поставленные в тексте.
- Куда , по-вашему направляются заморские гости?
- Сюжет этого произведения родился у художника во время путешествия в г. Новгород по знаменитому пути «из варяг в греки» (Торговый путь «из варяг в греки»). В IX веке в жизни восточных славян стала все большее значение иметь внешняя торговля. Людей, которых занимались этим , стали называть купцами. Древний торговый путь « из варяг в греки» существовал примерно 1000 лет назад и проходил по главным дорогам того времени через реки Двину , Днепр, озера ладожское и Ильмень, соединяя Варяжское море (Балтийское) с Русским морем (Чёрным). Маршрут проходил через наши славянские земли, которые называли Белой Русью, на этом пути встречались иноземцам такие древние русские города как Великий Новгород и Киев. Эту важнейшую торговую ветвь освоили скандинавские викинги (викинги), целью которых было попасть в Константинополь -столицу Византии, крупнейший мировой торговый центр.
На восточнославянских землях викингов называли варягами (варяги). Варяги были лучшими торговцами и воинами Европы того времени. Мы до сих пор вспоминаем о варягах, когда занимаемся археологией, письменностью, фольклором.
- Понятно ли вам теперь, что это за заморские гости изображены художником?
- Что мы обычно составляем, прежде, чем писать сочинение или изложение? (план)
- Он нам поможет в работе.
-Сколько частей должно быть? Какие?( Три части: вступление, основная часть, заключение)
- Помним, что основную часть тоже можно разделить на части.
-О чём будете писать во вступительной части? ( Кто автор, какая картина, где происходит действие, что изобразил)
- Как можно назвать автора? Какая картина перед нами?( ФИО, живописец, художник-сказочник, «Заморские гости») (СЛАЙД 17)
- вы уже знаете историю создания картины. Как бы вы сказали в общих чертах, что изобразил художник на своей картине?( ладьи варягов, плывут по северной реке через русские земли в богатую Византию, везут товар на продажу) СЛАЙД 17 лист.
План
1)Художник.
2) Описание картины
3)Моё отношение к картине.
- Переходим к основной части.
-Что нужно написать в самой главной части сочинения? (описать всю картину)
- Что и кого вы видите картине? ( Корабли, гости, природа)
- В какой последовательности предлагаете начать описание?
- Здесь целесообразнее( правильнее) определить, какие объекты находятся на переднем плане, и сначала описать их, а потом уже перейти к описанию того, что вы и сами заморские гости увидели вокруг себя, описать природу.
- итак, назовите объекты переднего плана, которые необходимо описать?( ладьи, варяги)
- опишите корабли, как они движутся по реке? (Стройным рядом, друг за другом.)( СЛАЙД 18)
-Обращают ли внимание на себя ладьи варягов? Почему? ( Яркие, украшены узорами, борта с разноцветными щитами, головы драконов смотрят вперед)
-Обратим внимание на самих заморских гостей, на варягов. Опишите их. Обратите внимание на кол-во людей на кораблях? ( Много, все в тяжелых шлемах, поверх узорчатых рубах- защитные кольчуги)
- Как вы думаете, чем они могут заниматься на корабле, проплывая незнакомые им земли? ( смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями)( СЛАЙД 18 лист.)
- Как вы думаете, с каким настроением плывут заморские гости? ( с хорошим настроением, с мирной миссией, нет оружия , посмотреть на другие земли, показать свои обычаи)
- Что же увидели заморские гости, проплывая мимо русских земель? ( широкие зеленые поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной)( СЛАЙД 19)
-Что обычно пишем в заключительной части? ( Свое отношение, настроение, которое создала картина)
- Попробуйте, используя фразы-помощники составить красивое заключение своего сочинения. ( СЛАЙД 20)
- Во избежание повторов слов, давайте проясним, какие слова синонимы можно использовать в своих сочинениях. Подберем синонимы к некоторым словам. ( СЛАЙД 21-22)
Примеры работ (зачитать примеры сочинений)
Составление текстов, используя Приложение и запись в тетради.
- Вы получите Приложения, где я записала все, о чем мы с вами говорили сегодня.
- Попробуйте составить красивые тексты-описания, используя опорные слова и план, и записать их в тетради.( СЛАЙД 23)
Подведение итогов. Рефлексия.
- Как вы считаете, удалось ли вам описать картину?
- Чем работа показалась сложной? Интересной?
ДЗ- нет.
Пишем сочинение по картине Н.К. Рериха «Заморские гости»
( Картинная галерея)
О чем напишем в сочинении Рабочие материалы
Кто автор картины Что изображено на картине? | Николай Константинович Рерих, живописец, художник-сказочник, картина «Заморские гости». Ладьи варягов ( викингов), северная река, русские земли, богатая Византия. |
Ладьи Варяги (викинги) Природа Севера | Друг за другом, расписные, борта украшены разноцветными щитами, алые паруса, узорчатые драконы на носах. Много; в тяжёлых шлемах, поверх узорчатых рубах защитные кольчуги, смотрят по сторонам, удивляются, делятся впечатлениями. Широкие зелёные поля, высокие холмы, в реке отражается синева небес и яркие корабли, белоснежные чайки кружат над водой, славянский город-крепость, обнесённый крепостной стеной. |
Моё отношение к картине. | ….оживает глубокая старина. … переносит нас в глубь времён. … приоткрыла историю Древней Руси, которую мы должны знать и уважать. |
Слова и словосочетания –помощники.
- прямо перед нами изображены … ;
- вдалеке виднеется…
Картина | Произведение живописи, полотно, холст |
Художник | Автор картины, живописец, Николай Рерих . |
Изобразил | Показал, запечатлел, передал, нарисовал |