- Ребята, а вы верите в волшебство и чудеса? - А кто делает чудеса? А можно ли назвать тех людей, кто делает такие прекрасные изделия волшебниками? (Учитель показывает изделия) - Но чтобы волшебство появилось его нужно сотворить самим. Вы умеете? Нет? А хотите научиться? Давайте мы с вами сегодня тоже будем волшебниками, будем творить чудеса, для этого я вам предлагаю одеть вот такие волшебные цилиндры, и приступим к изучению волшебства! На слайде изображены изделия, в разных техниках рукоделия- кто знает что это за рукоделия? (Слайд №2) -А вот эти изделия, в какой технике выполнены -Кто-то знаком с этой техникой - Понравились вам эти изделия ? Кто-нибудь догадался о чем наш сегодняшний урок?- правильно о макраме |
- Итак, послушайте историю возникновения этого удивительного рукоделия. А помогут мне мои ученики волшебники, которые подготовили мини-проект на тему «История развития макраме» Ученик: Макраме (от арабск. — тесьма, бахрома, кружево или от турецк. — шарф или салфетка с бахромой) — техника узелкового плетения. Техника этого узелкового плетения известна ещё с древности. По некоторым данным в Европу макраме пришло в VIII—IX веках с Востока. Эту технику знали в Древнем Египте, Ассирии, Иране, Перу, Китае, Древней Греции. А в древней культуре инков существовала развитая система узелковой письменности, а в археологических раскопках найдены и четки в виде ожерелья из узелков. Систему письменности можно было расшифровать по форме, размерам, цвету и по взаимному сочетанию узлов. Аналогичный вид применения этой техники найден в древнем Китае и у индейцев Северной Америки. По сей день сохранился обычай: чтобы не забыть — завязать узелок на память Учитель: -Ребята, обратите внимание, У многих народов в древности существовала узелковая грамота, благодаря которой люди собирали и сохраняли нужную информацию - вот так выглядело узелковое письмо перуанских индейцев. - Интересно, а как же развивалось искусство макраме на Руси, об этом расскажет нам …. Ученик: Во времена Киевской Руси около сорока видов ремёсел имели самое непосредственное отношению к узлоплетению: канатник, кнутник, ременник, мошенник, броздочник т.п. С помощью узорочья, так называлось декоративное плетение на Руси, изготавливались головные уборы, лёгкая обувь, сумки для стрел, упряжь для лошадей и многое другое. Со временем плетение узлов на Руси приравняли к языческим обрядам. Этот вид рукоделия приобрёл статус преступного, колдовского. Узлы-амулеты находились под строжайшим запретом. Учитель: Но такое отношение к узлу было недолгим и неповсеместным. Некоторые народы, наоборот, считали, что узлы приносят известную пользу, как например в Древней Греции, слышали про Геркулесов узел? Нет? Ученик: На греческих вазах часто встречается изображение Геркулеса, облаченного в шкуру льва. Передние лапы зверя завязаны на груди узлом, который люди так и назвали геркулесовым . Древние греки были уверены в магической силе геркулесова узла. Воины с его помощью перевязывали себе раны. Люди того времени, например, верили, что при помощи развязывания и завязывания узлов можно вылечить грыжу. Применяли их и для лечения переломов.
Учитель: Но наиболее значимую лепту, приблизительно в IX веке внесли моряки парусного флота. Как вы думаете, почему? Ученик: В силу своей профессии они должны уметь, как раньше, так и посей день, завязывать разнообразные узлы. Известно не менее четырёх тысяч морских узлов. В свободное время, обязанность переросла в развлечение, и они оплетали всё подряд: фляги, бутылки, рукоятки ножей и т.п. Моряки плели цепочки и привязывали их на вершины мачт, свято веря, что они уберегут их от бед. В XIV веке, жители Китая, Испании и Индии переняли от мореходов, бороздивших просторы океанов и морей, технику морского плетения. Большинство морских узлов используется и сегодня в технике макраме благодаря своей красоте и крепости. Учитель: Временами искусство плетения надолго забывалось, а затем возрождалось вновь. В наши дни старинное макраме, опять вошло в моду, посмотрите только какие изделия можно сотворить благодаря этому виду рукоделия! |
В макраме, как и в других видах рукоделия, существует огромный простор для фантазии и проявления творческих способностей. ( показ изделий) - Скажите, вам понравились эти изделия? - Хотите научиться делать такие же? - Это не так уж и трудно, но нужно сначала научиться плести… узлы. В макраме узлов много, но мы с вами сегодня попытаемся научиться выполнять один простой узел, этот узел так и называется простой плоский узел. - А плести мы сегодня с вами будем вот такие чудесные, волшебные браслеты «Шамбала» Для того, чтобы понять суть Шамбала браслетов, предлагаем вернуться в прошлое и раскрыть магическое происхождение этого модного украшения, которое крепко держится на пике популярности. Мода на украшения и камни, меняется от сезона к сезону,а популярность Shamballa браслетов не угасает уже несколько лет. Они просто заполонили мир! Их носят люди разного возраста, на всех континентах. Существует множество легенд возникновения этих браслетов. Одной из них считается, что много лет назад, тибетские монахи стали плести браслеты для защиты человека от негативного воздействия окружающего мира, для обретения гармонии с самим собой. А для того, чтобы браслет обладал полной силой, нужно было сплести их самому. Здесь все имело значение и цвет нитей, выбор камней, кроме того особое значение имело расположение звезд и советы предсказателей. Само название Shamballa, относится к мифическому месту, спрятанному где-то в Центральной Азии |
Перед тем как преступить к непосредственному изготовлению изделия, я предлагаю вам ознакомиться с материалами и инструментами. Текущий инструктаж - Материал для плетения может быть самым разнообразным: пеньковые, льняные нити; шнуры — шторный, бельевой, синтетический, сутаж, капроновые, шелковые, хлопчатобумажные, мулине. Чем сильнее скручены нити, тем узлы получаются более четкими рельефными, изделия из них не деформируются. - Скажите какие инструменты нужны для вышивки? – -, а для вязания спицами? – . -А вот для плетения макраме необходима подушка Подушка- это рабочее основание для плетения, устойчивая, в меру жесткая. К ней булавками будут крепиться нити. Чем удобнее этот инструмент, тем быстрее может идти работа. Хорошо подойдет валик от кушетки, можно использовать мешок с песком, или кусок пенопласта обтянутый тканью. В любом случае основа должна быть устойчивой, достаточно твердой, но чтоб в нее легко входили булавки. - Скажите , а какие мы с вами можем подвергнуть себя опасностям при работе? – - Инструктаж по ТБ с булавками, ножницами (Правила техники безопасности при работе с колющими и режущими инструментами Класть ножницы сомкнутыми лезвиями от работающего; Передавать ножницы кольцами вперед, держась за сомкнутые лезвия.) Санитарно-гигиенические требования: Необходимо, чтобы положение тела было правильным при выполнении работы: сидеть необходимо удобно, опираясь на спинку стула, ноги должны упираться в пол. Стараться работать с небольшими перерывами. Не работать при плохом освещении – свет должен падать слева и сверху. |
IV.Практическая работа. - Как мы уже говорили в макраме существует более 100 видов узлов, но для изготовления нашего волшебного изделия, нам необходимио освоить всего лишь один узел! Показ учителем приемов выполнения узлов макраме. (Одинарный плоский узел может быть левым или правым в зависимости от того, какой нитью его начали плести – левой или правой. Продолжая завязывать узлы один за другим, ты увидишь, что они начнут поворачиваться ребром вправо. Не пытайся их выпрямить, а наоборот, поворачивай работу тоже вправо (на 180 градусов) вслед за витками, после чего рабочие нити поменяются местами. Если твои узлы будут ровными и аккуратными, то они будут перекручиваться через равные интервалы, и в результате получится витая цепочка с направлением витков слева направо. Продолжай плетение пар одинарных узлов, плотно укладывая их друг к другу и туго натягивая узелковые нити. В результате получится плоская, ровная, без выпуклостей цепочка из квадратных узлов) Ученик: Фразеологизм «Гордиев узел» значение По легенде, оракул повелел фригийцам избрать царем того, кто первым встретится им с телегой на пути к храму Зевса. Этим первым встречным стал простой землепашец Гордий. Благодарный Гордий уcтановил телегу в храме Зевса и привязал ее чрезвычайно запутанным узлом. По предсказанию того же оракула, тот, кто распутает узел, станет властителем всей Азии. Александр Македонский, не мудрствуя лукаво, рассек Гордиев узел мечом. Отсюда и пошло выражение гордиев узел, означающее всякое запутанное сплетение обстоятельств-разрубить гордиев узел — разрешить какое-либо сложное, запутанное дело насильственным, прямолинейным способом. Перед учащимися разложены образцы изделий. 1 группа – изготовление браслета (квадратный узел) 2 группа - изготовление браслета (квадратный узел с бусинами) 3 группа - изготовление браслета (витой узел) - Итак, вы берёте в руки обычную верёвочку, завязываете узелки и … сотворяете чудо… и начинаем быть волшебниками. Во время работы учитель делает целевые обходы, следя на первом этапе за положением рук, положением нитей во время работы, контролирует выполнение узлов рабочей нитью, правильное натяжение узелковой нити. Первый обход – проверить организацию рабочих мест и соблюдение безопасных приемов труда. Второй обход – проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Третий обход - проверить правильность выполнения трудовых приемов и технологической последовательности. Физкультминутка. А теперь, ребята, встали! Встать. Быстро руки вверх подняли, Руки вверх, в стороны, вперед, назад. Все у нас пойдет на лад. Повернулись вправо, влево. Повороты вправо, влево. Тихо сели, вновь за дело. Сесть. Учащиеся продолжают работу, учитель оказывает индивидуальную помощь детям. Учащиеся работают индивидуально, при необходимости объединяются в пары (статистические и динамические), оказывая помощь тем, у кого возникают проблемы в выполнении задания, показывая приемы плетения. В процессе работы учащиеся осуществляют самоконтроль и контроль качества выполняемых работ (друг у друга) |