СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Виды изобразительного искусства"

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели урока:

  • построение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;
  • формирование познавательной активности, развитие мышления учащихся, умения анализировать и обобщать;
  • воспитание эстетического вкуса учащихся.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Виды изобразительного искусства"»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Средняя школа №2 города Димитровграда Ульяновской области»


Учитель изобразительного искусства

Большакова Татьяна Анатольевна


Виды изобразительного искусства и

основы их образного языка

Урок ИЗО 6 класс


Цели урока:

  • построение знаний о видах изобразительного искусства и основах их образного языка;

  • формирование познавательной активности, развитие мышления учащихся, умения анализировать и обобщать;

  • воспитание эстетического вкуса учащихся.


Методы и приемы:

приемы критического мышления, частично-поисковый метод, информационно-рецептивный, использование ИКТ технологии.


Формы работы:

индивидуальная, парная, фронтальная.


Оборудование урока:

Для учителя: компьютер, проектор, экран.

Для учеников: творческие тетради, цветные ручки.


ХОД УРОКА

Стадия Вызова

В начале урока учащиеся работают в парах, обсуждают задания и выполняют записи в творческих тетрадях.

  1. Учитель предлагает учащимся выполнить задания:

  • Составить кластер на тему «Виды искусства», раскрыть в нем информацию о разновидностях искусства и основах их образного языка.

  • Составить собственную формулировку понятия «искусство».

  • На доске высказывание Бертольта Брехта: «Все виды искусств служат величайшему из искусств – искусству жить на Земле». Нужно раскрыть, в своем понимании, смысл этой фразы.

  1. Учащиеся делятся своими мыслями с классом и сравнивают свои результаты с информацией на слайдах презентации. Слайды 2 и 3.

  2. Учитель предлагает, изучив изображения на слайде 4, ответить индивидуально на вопрос: «Как и почему зарождались разные виды искусств в первобытном обществе?» и поделиться своим мнением с классом.

Формулируется вывод: творчество – это естественное самовыражение человека.


Стадия Содержания (осмысления)

  1. Учащиеся работают индивидуально и фронтально с учителем. Учитель использует метод

работы «Лекция с вопросами».

Учитель предлагает ответить на вопросы:

  1. Как вы думаете, какой из видов искусств станет предметом обсуждения сегодня на уроке?

  2. Какие виды изобразительного искусства вам известны?

Вводное слово учителя:

Принятый в настоящее время термин «изобразительное искусство» не совсем точен и не полностью отражает характер тех искусств, которые он охватывает. Как мы уже знаем главное в произведениях изобразительного искусства не то, что они изображают, а то, что они выражают.

Произведения искусства живописи, скульптуры и графики напрямую отображают окружающий мир. А что сказать о декоративно-прикладном искусстве? Что изображает старинный расписной ларец или изящно орнаментированное блюдо? Как быть с архитектурой? Она совсем ничего не изображает, но выражает очень много. Для обозначения этих искусств иногда употребляют термин «пластические искусства».

Пластические искусства - это те виды искусства, произведения которых существуют в пространстве, не изменяясь и не развиваясь.

Произведения пластических искусств создаются посредством обработки вещественного материала. Поэтому их образность определяется как замыслом автора, так и качествами материала. Слайд 5.

  1. Физкультминутка:

потягивание; круговороты головой, плечами, туловищем; встряхивание рук и ног; упражнения для глаз.

  1. Построение знаний по теме «Виды изобразительного искусства и основы их образного

языка».

Учитель предлагает ученикам в процессе изучения нового материала выполнить записи цветными ручками в творческой тетради в форме кластера и зафиксировать в нем информацию об основных видах изобразительного искусства и основах их образного языка, то есть средствах выразительности.

  • Пластические (изобразительные) искусства бывают изобразительными (графика, живопись, скульптура, фотоискусство) и неизобразительными (декоративно-прикладное искусство, архитектура, дизайн). Слайд 6.

  • Графика (от гр. grapho – пишу, рисую) – вид изобразительного искусства, который связан с изображением на плоскости.

Графика объединяет рисунок как самостоятельную область и различные виды

печатной графики: гравюру на дереве, на металле, на камне и др.

Средства выразительности в графике: линия, штрих, пятно. Слайд 7.

Виды графики: станковая, монументальная, декоративная, компьютерная. Слайд 8.

Вопрос для учащихся: «Как вы думаете, какие материалы в своей работе

используют художники графики?»

  • Живопись (переводится как «писать жизнь») – это произведения искусства, выложенные красками.

Различают масляную, темперную, акварельную, гуашевую живопись и др.

Вопрос для учащихся: «Почему они так называются?»

Основное средство выразительности – цвет. Слайд 9.

Виды живописи: станковая, монументальная, декоративная, иконопись,

декорационная, миниатюра. Слайд 10.

  • Скульптура (от лат. sculpo – высекаю, вырезаю) – ваяние, пластика, вид изобразительного искусства, основанный на принципе объемного, физически 3-мерного изображения.

Основные средства выразительности – объем, форма и пластика. Слайд 11.

Виды скульптуры: станковая, монументальная, скульптура малых форм

(мелкая пластика). Слайд 12.

Вопрос для учащихся: «Какие материалы и приемы работы использует

художник скульптор?»

  • Предметы быта, украшенные художником или народным умельцем, относятся к декоративно-прикладному искусству: посуда, мебель, ткани, одежда, украшения, игрушки и др.

«Декор» в переводе с латыни означает «украшать».

Средства выразительности: цвет, пластика, объем, линии, фактура и др. Слайд 13.

Виды декоративно-прикладного искусства. Классификация по материалу - это

металл, дерево, керамика, текстиль, художественное стекло и др. Классификация

по технике выполнения: резьба, роспись, вышивка, плетение, набойка, литье,

чеканка и др. Слайды 14 и 15.

Вопрос для учащихся: «Чем отличается декоративно-прикладное искусство

от живописи, графики, скульптуры?»

  • Архитектура (от гр. «искусство располагать, строить и украшать здания») – зодчество, искусство проектировать и строить.

Средства выразительности: пластика объемов, масштабность, ритм,

пропорциональность, конструкция, фактура и цвет поверхностей.

Виды архитектуры: градостроительство, зодчество, ландшафтная архитектура,

интерьер. Слайды 16 и 17.

Вопрос для учащихся: «Чем отличается архитектура

от простого строительства»

  • Дизайн – это творческий метод, процесс и результат художественно-технического проектирования предметного мира, художественное конструирование.

Средства выразительности: цвет, линия, форма, пластика, конструкция, фактура, текстура, пропорциональность, объем и др. Слайд 18.

Виды дизайна: индустриальный, графический, дизайн одежды, арт-дизайн, архитектурный, компьютерный. Слайд 19

Учитель предлагает подробнее рассказать ученикам о видах дизайна.

4. Учащиеся в парах выполняют взаимопроверку составленных в ходе беседы кластеров, дополняют недостающую информацию.


Стадия Рефлексии

1. Учащиеся продолжают работать в парах.

Учитель предлагает учащимся обобщить полученные знания, составив синквейн на тему «Изобразительное искусство»

Правила написания синквейна (от англ. «путь мысли»):

  1. Первая строка: одно слово – существительное или местоимение, обозначающее предмет, о котором идет речь.

  2. Вторая строка: два слова – прилагательные или причастия, описывающие признаки и свойства выбранного предмета.

  3. Третья строка: три слова - глаголы, описывающие совершаемые предметом или объектом действия.

  4. Четвертая строка: фраза из четырех слов, выражающая личное отношение автора к предмету или объекту.

  5. Пятая строка: одно слово, характеризующее суть предмета или объекта.

2. Полученные синквейны зачитываются в классе.

3. Домашнее задание: разделившись на творческие группы, собрать дополнительную информацию по видам изобразительного искусства, подготовить сообщения. Придумать кроссворды по теме «Виды изобразительного и основы их образного языка»