СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока внеклассного чтения по Библии

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: путем размышления и анализа попытаться приблизиться к осмыслению истин, открываемых Евангелием; заставить задуматься над вечными вопросами, которые задает нам Библия.

Задачи: осмыслить значение Евангелия, в частности Нагорной проповеди и Заповедей Блаженства для мировой культуры и литературы; научиться объективно толковать значение рассматриваемых Заповедей, в то же время не снижая их высокого нравственно-религиозного духа; дать определение жанра проповеди, понятия «блаженный»; увидеть отражение наставления Христа в произведениях художественной литературы.

Аудитория: 7 класс

Время: 1 академический час

Тип (форма урока) урока: урок-беседа с элементами фронтальной работы учителя

Дополнительные материалы к уроку: презентация

Методы, приемы, технологии обучения: метод активного взаимодействия учеников с учителем, с использованием наглядного метода (презентация), метод совместного поиска истины в ходе беседы.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока внеклассного чтения по Библии»

Опорный конспект урока


Тема урока: Нагорная проповедь Иисуса Христа. Заповеди Блаженства.

Пояснительная записка: В эпоху нравственного самоуглубления, которая приходится на этот период обучения подростков в школе, наиболее важными для них становятся вопросы глубоко философского характера - вопросы смысла жизни и предназначения человека на земле. Нагорная проповедь Христа высвечивает основные духовно-нравственные ценности и идеалы, которые являются ориентиром и для людей искренно верующих в Того, Кто их проповедует, а также для носителей светского мировоззрения.

Цель урока: путем размышления и анализа попытаться приблизиться к осмыслению истин, открываемых Евангелием; заставить задуматься над вечными вопросами, которые задает нам Библия.

Задачи: осмыслить значение Евангелия, в частности Нагорной проповеди и Заповедей Блаженства для мировой культуры и литературы; научиться объективно толковать значение рассматриваемых Заповедей, в то же время не снижая их высокого нравственно-религиозного духа; дать определение жанра проповеди, понятия «блаженный»; увидеть отражение наставления Христа в произведениях художественной литературы.

Аудитория: 7 класс

Время: 1 академический час

Тип (форма урока) урока: урок-беседа с элементами фронтальной работы учителя

Дополнительные материалы к уроку: презентация

Методы, приемы, технологии обучения: метод активного взаимодействия учеников с учителем, с использованием наглядного метода (презентация), метод совместного поиска истины в ходе беседы.



Основные этапы урока


Этап урока, время

Деятельность учителя

Предполагаемая деятельность ученика


Вводная часть (6-7 минут)

На этапе психологической установки и подготовки учеников к уроку учитель задает следующие вопросы и вместе с ребятами пробует на них ответить:

  • Почему и с какой целью мы читаем библейские тексты на уроках литературы?

Выслушав мнение ребят, учитель поясняет: Библия (с греч. Ta biblia – «книги») содержит ряд особенных книг. По мнению представителей церкви и верующих людей – христиан, Библия – это Священное Писание, которое написано Духом Божьим через призванных Им к этому людей (пророков и апостолов). В светском понимании это свод древних идеологических, исторических и литературных памятников, созданных на Ближнем Востоке в период с XIII века до н.э. по II век н.э. Библейские тексты – это результат литературного труда многих поколений, и с этой точки зрения они представляют особый интерес для нас.

  • Сегодня мы говорим о Нагорной проповеди Христа и читаем ее. А что представляет собой проповедь как жанр?

Информацию о жанре проповеди дает учитель.

Библейская Энциклопедия Брокгауза: Нагорная проповедь – это «речь, которую Иисус Христос произнес перед учениками и собравшимся народом», состоящая из «связанных друг с другом изречений и наставлений, которые следует трактовать [понимать]в общем контексте [пояснить значение слова «контекст», если необходимо] благовествования Иисуса». Назвать «адрес» этой проповеди: Мф 5-7; Лк 6:20-49.

По Толковому словарю под редакцией Д.Н. Ушакова:

Проповедь 1. Речь религиозно-назидательного содержания, произносимая в церкви (церк.). 2. перен. Устное или письменное распространение какого-нибудь учения, идей, взглядов, мнений.



  • Почему проповедь Христа, записанная в 5-7 главах Евангелия от Матфея и в 6 главе Евангелия от Луки, называется Нагорной?

  • Почему 9 Заповедей Блаженства, с произнесения которых начинается Нагорная проповедь, называются именно так? (Почему это Заповеди Блаженства?)

«Блаженный» значит «счастливый». Соблюдая эти заповеди, человек становится счастливым от того, что живет по законам любви, милосердия, сострадания, доброты, которые являются законами Царства Божьего.

Предполагаемый ответ учеников:




  • Для того чтобы познакомиться с великим памятником мировой литературы, значимым и для русской культуры в целом и для людей христианской веры (христианского мировоззрения).














  • Ученики пробует ответить на вопрос: «Что такое проповедь?»; кратко записывают в тетради определение жанра проповеди, данное в Библейской энциклопедии и в Толковом словаре русского языка под редакцией Д.Н. Ушакова.













  • Потому что она была произнесена Христом на горе.



  • Возможно, кто-то из ребят знает значение слова «блаженный» и попытается объяснить; возможно, ребята на ассоциативном уровне вспомнят святую блаженную Ксению Петербургскую (Ксению Блаженную)


Основная часть (35 минут)

Приступим к чтению и анализу Нагорной проповеди по Евангелию от Матфея 5-7 главе. Сопоставим религиозное и светское восприятие и понимание Заповедей. Порассуждаем о том, как мы понимаем их смысл.

  • Первая Заповедь: «Блаженны нищие духом, ибо их есть Царствие Небесное» (Мф 5:3)

Сначала учитель дает несколько вариантов толкования Заповеди. Сергей Аверинцев считает, что Заповедь неправильно переведена. Правильно, по его мнению, так: «Блаженны добровольно нищие».

Протоиерей Слободский (автор учебника по Закону Божьему) полагает, что «нищие духом» - это люди, всегда чувствующие и сознающие свои грехи, свое несовершенство, помнящие, что они ничего не могут без помощи Божьей. Это люди смиренные перед Богом.

Вспоминаем вместе с учениками притчу о мытаре и фарисее. Мытарь как образец смирения.

Затем учитель спрашивает, как ребята понимают значение этой Заповеди.

  • Вторая Заповедь: «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (Мф 5:4)

Священник Ал-р Мень считает, что настоящим христианином может быть только тот человек, который способен чувствовать.

Мнение Протоирея Серафима Слободского: плачущие – это «люди, которые скорбят и плачут о своих грехах и душевных недостатках». Человек, который искренно сокрушается о своих грехах, раскаивается, сожалеет, что согрешил, будет утешен, прощен.

Исследовательница С. Семенова вспоминает, что Апостол Павел называл два вида печали: «печаль ради Бога» и «печаль мирская» (2-е Послание Коринфянам 7:10). Первая ведет к осознанию своих грехов и покаянию.

Далее учитель спрашивает мнения учеников об этой Заповеди; как они ее понимают.

  • Третья Заповедь: «Блаженны кроткие, ибо они наследуют землю» (Мф. 5:5)

А. Мень отмечает, что слово «кроткие» здесь нужно понимать как библейский термин, а не в традиционном, обычном значении: «Кроткий» («аннавим» на библейском языке) — это значит «не торжествующий», не занимающий какого-то, скажем так, престижного места в гонке и давке жизни».

Учитель спрашивает, как ребята понимают значение слова «кроткий». А как ученики понимают смысл наставления, данного Христом: «Но кто ударит тебя в правую щеку твою, обрати к нему и другую» (Мф. 5:39)?

  • Четвертая Заповедь: «Блаженные алчущие и жаждущие правды, ибо они насытятся» (Мф. 5:6)

С. Семенова: «У христиан появилась своя, «безумная» перед миром сем правда, правда веры в Христа, распятого и воскресшего, правда новой логики, утвердившей этот священный факт как пример, образец будущего всеобщего воскресения, иными словами, правда веры в искупление своей смертоносной природы, в возможность избавления «от сего тела смерти» (Рим. 7:24) и входа в Царствие Небесное».

Учебник Закона Божьего гласит: «Одни надеются найти правду в науке, другие в искусстве, третьи в технике, иные в общественной жизни, в служении людям, в любви к Богу. Если это люди бескорыстные и настойчивые, каким бы путем они ни шли, в личности Господа Иисуса Христа и Его учении о Царствии Божием, рано или поздно они найдут живую правду»

Учитель задает вопрос: А что для вас правда, и как вы считаете, какую правду должен искать человек, согласно учению Иисуса Христа?

  • Пятая Заповедь: «Блаженны милостивые, ибо они помилованы будут» (Мф. 5:7)

Учитель задает вопрос: Как связана эта заповедь с предыдущими?

  • Шестая Заповедь: «Блаженны чистые сердцем, ибо они Бога узрят» (Мф. 5:8)

С.Семенова отмечает, что по-настоящему чистые сердцем люди – большая редкость. Достигать чистоты сердца, по ее мнению, можно через милосердие к ближним.

А. Мень говорит о том, что чистое сердце – «Это сердце, которое любит! Которое открыто» .

Учитель спрашивает, как ребята понимают значение и смысл этой Заповеди.

  • Седьмая Заповедь: «Блаженны миротворцы, ибо они будут названы (наречены) сынами Божиими» (Мф. 5:9)

Иисус Христос своей жизнью и учением призывал людей к миру между собой и к миру с Богом. Во втором послании Апостола Павла к коринфянам написано: «Потому что Бог во Христе примирил с Собою мир, не вменяя людям преступлений их, и дал нам слово примирения».

Учитель спрашивает мнение ребят по поводу этой Заповеди.

  • Восьмая Заповедь: «Блаженны изгнанные за правду, ибо их есть Царство Небесное» (Мф. 5:10) перекликается с девятой Заповедью: «Блаженны вы; когда будут поносить вас и гнать и всячески неправедно злословить за Меня» (Мф. 5:11)

Учитель спрашивает: А как вы думаете, кому адресованы слова этих Заповедей?

Затем поясняет, что эти Заповеди обыкновенно относят к апостолам, подвижникам веры, избранным христианам.


Далее учитель отмечает, что все другие фрагменты Нагорной проповеди становятся понятными после осмысления этих 9-ти Заповедей Блаженств.

Нагорную проповедь иногда считают аналогом провозглашения Моисеем Десяти заповедей на горе Синай.


В остающееся время учитель предлагает поразмышлять, в каких произведениях литературы реализуются эти Заповеди.




Перед каждым учеником на парте лежит лист с напечатанными отрывками из Евангелия от Матфея, в частности 5-7 главы. В них можно выделить жирным шрифтом те места, на которые мы будем обращать особое внимание (например, сами формулировки Заповедей Блаженства). Также текст Евангелия будет выводиться на интерактивную доску в презентации.


Каждый раз после прочтения учителем очередной Заповеди и приведения им возможных толкований ученики делятся своим мнением, пытаются толковать смысл и значение Заповедей со своей точки зрения.



















































































  • Предполагаемый ответ: нищие духом, плачущие (т.е. смиряющиеся), кроткие, жаждущие правды не могут не быть милостивыми и сострадательными к другим людям.

























































  • Вероятно, ребята вспомнят сказку Г.Х. Андерсена «Соловей», повесть В. Железникова «Чучело», в которой зло побеждается добром.

Заключительная часть (3 минуты)

Подводя итог, учитель говорит: «Нагорную проповедь нельзя толковать буквально, она включает в себя столько глубокого смысла, что ее невозможно исчерпать никакими комментариями и толкованиями»


В качестве домашнего задания учитель просит:

1) из прочитанных произведений (кроме перечисленных на уроке) вспомнить те, в которых так или иначе присутствуют темы Нагорной проповеди, реализуются Заповеди, данные Христом. Составить список с названиями произведений и пояснить, какие именно Заповеди в определенной форме там находят свое применение, отражение;

2) Написать сочинение-эссе на одну из тем, задаваемых самими формулировками Заповедей:

  • «Как я понимаю смысл Заповеди «Блаженны плачущие, ибо они утешатся» (или любой из девяти Заповедей)

  • « Значение Нагорной проповеди лично для меня/ для всей мировой культуры»

  • Ученик может сам обозначить тему своего сочинения, соотносимую с темой и содержанием прошедшего урока.





8