СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Выразительные средства в русском языке"

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Выразительные средства в русском языке"»

МБОУ «Гимназия № 35»









Урок русского языка в 10 классе. Готовимся к ЕГЭ.

«Изобразительно-выразительные средства русского языка»



















Подготовила: учитель русского языка и литературы, Магомедова З.М.










Цели урока:

Образовательные:

  • повторение и обобщение основных видов изобразительно-выразительных средств языка;

  • совершенствование навыков и умений различать изобразительно-выразительные средства лексики – тропы;

  • подготовка к сдаче ЕГЭ.

Развивающие:

  • продолжение работы по совершенствованию языкового чутья;

  • дальнейшее развитие навыков работы с текстом художественного произведения;

  • развитие умения формулировать проблемы, предлагать пути их решения.

Воспитательные:

  • формирование и закрепление в сознании учащихся бережного отношения к родной речи через осознание художественной ценности русской литературы.

Тип урока: обобщение, систематизация знаний и способов деятельности.

Ход урока:

1. Организационный момент.

2. Актуализация темы

Главное в понятии “выразительность” для художественной речи – это способность художественного произведения оказывать на читателя эмоциональное, эстетическое воздействие, создавать яркие образы, поэтические пейзажи и т. п.

Выразительность речи достигается разными способами и средствами:

Вспомните и прокомментируйте следующие понятия:

средства выразительности:

Фонетические
Морфологические
Словообразовательные
Лексические
Синтаксические (Слайд.)

Основная задача сегодняшнего урока – повторить и обобщить лексические виды изобразительно-выразительных средств – тропы.

- Подумайте, где пригодятся вам знания средств художественной выразительности?
(при выполнении задания на ЕГЭ).

3. Словарный диктант

4. Проведём терминологический диктант

1. Приём, заключающийся в сходном построении предложений - Синтаксический параллелизм

2. Слово, определяющее предмет или явление и подчёркивающее его качества, свойства, особенности - эпитет

3. Приписывание неодушевлённым предметам признаков и свойств живых существ- олицетворение

4. Определение одного предмета при помощи его сопоставления с другим - сравнение

5. Иносказательное изображение отвлечённого понятия при помощи конкретного явления действительности - аллегория

6. Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения - гипербола

7. Троп, противоположный гиперболе и состоящий в явно неправдоподобном, непомерном преуменьшении свойств, качеств, признаков, размеров, силы, значения какого-либо явления - литота
8. Переносное значение слова, основанное на уподоблении одного предмета или явления другому по сходству или по контрасту - метафора


5. Исследовательская работа.

Сравните два текста, объединенные одной темой “Итоги прожитой жизни”. Сделайте вывод о содержании прочитанного.

В трудном ритме прошли года…
Я обрел свое имя!
Я друзьями горжусь всегда,
Рад бы быть вместе с ними!

Все тогда на земле своей
Дружно делали дело
Для своих войсковых частей
И – в разумных пределах!
Горд – мне также выпала честь
Быть на службе в те годы!
У меня, значит, право есть
Позабыть все невзгоды!

(Слайд, распечатка.)

А я вам говорю, что нет
Напрасно прожитых мною лет,
Ненужно пройденных путей,
Впустую слышанных вестей.
Нет невоспринятых миров,
Нет мимо розданных даров,
Любви напрасной тоже нет –
Любви обманутой, больной, –
Ее нетленно чистый свет
Всегда во мне, всегда со мной.
И никогда не поздно снова
Начать всю жизнь, начать весь путь,
И так, чтоб в прошлом бы – ни слова,
Ни стона бы не зачеркнуть.

– Какай из текстов Вам понравился больше? Почему?

Какие языковые отличия Вы нашли в текстах?

У кого из авторов получились стихи, а кого “рифмованные строчки”? Почему?

В каком стихотворении есть подтекст? О чем он говорит?

С помощью каких языковых средств создается образность во втором стихотворении? -Найдите примеры в тексте.

Запишите кратко ответ в тетрадь, аргументируя свое мнение.


  1. Тренировочные задания - на листочках на столе.

Определите средства выразительности в прозаических и поэтических текстах. (Читаем по очереди).


  1. Мело, мело по всей земле

Во все пределы… (Б. Пастернак) 2 – гипербола


  1. Опять язвительности. Жалкие, бессильные. (Ю. Трифонов) 3 – парцелляция

  2. весенний и тлетворный дух. (А, Блок) 4 – оксюморон


6.Время летит иногда птицей, а иногда ползет червяком. (И.С. Тургенев)

6 – антитеза

7. Уж вечер… Облаков померкнули края

Последний луч зари на башнях умирает (В. Жуковский). 7 – олицетворение


8. Рассвет рукой прохлады росной

Сшибает яблоки зари. (С. Есенин) 8 – метафора

9. Ты все пела? – Это дело!

Так поди же попляши. (И.А. Крылов) 9 – ирония



10. Не сломлюсь, не дрогну, не устану,

Ни крупицы не прощу врагам. (О. Берггольц) 10 – градация


11. На реке форелевой, в северной губернии,

В лодке сизым вечером уток не расстреливай. (И. Северянин). 11 – эпитет


12. И солнце греется на льдине. (Б. Пастернак). 12 – оксюморон


13. Выхожу один я на дорогу. (М.Ю. Лермонтов) 13 – инверсия


14. Как ночи Украйны

В сиянии звезд незакатных,

Исполнены тайны

Слова ее уст ароматных. (М.Ю. Лермонтов) 14 – сравнение


15. Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась. (М. Цветаева) 15 – метафора


7.Задание

- А теперь постараемся применить свои знания при выполнении задания из тестов ЕГЭ. Это задание вы выполняете самостоятельно. Тетради сдаём на проверку.

Прочитайте отрывок из романа М.Ю.Лермонтова “Герой нашего времени”.

Славное место эта долина! Со всех сторон горы неприступные, красноватые скалы, обвешанные зеленым плющом и увенчанные куполами чинар, желтые обрывы, исчерченные промоинами, а там высоко-высоко золотая бахрома снегов, а внизу Арагва, обнявшись с другой безыменной речкой, шумно вырывающейся из черного, полного мглою ущелья, тянется серебряной нитью и сверкает, как змея своею чешуею.

(Слайд, распечатка.)

Заполните таблицу:

Образные средства

Пример из текста

Метафора

Бахрома снегов

Эпитет

Черного, полного мглою (ущелья)

Олицетворение

Обнявшись с другой… речкой

Сравнение

Как змея своею чешуею, серебряной нитью

  1. Рефлексия, оценки

  2. Домашнее задание.