Конспект внеклассного мероприятия в форме круглого стола:
СЕМЬЯ, ЛЮБОВЬ И СМЕРТЬ В ПРОИЗВЕДЕНИИ А. НАНЕТТИ «МОЙ ДЕДУШКА БЫЛ ВИШНЕЙ»
(8-9 класс)
(Учащимся заранее следует прочитать данное произведение А. Нанетти для обсуждения. В качестве примера для сравнительного анализа предлагается включить в круглый стол повесть-сказку «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери)
Сведения об авторе:
Анджела Нанетти – итальянская писательница. Родилась 8 ноября 1942 в Будрио (Италия). Там она окончила школу и поступила в университет, где изучала средневековую историю. Потом она переехала в Пескару и работала там учителем в старших классах, где активно занималась исследованиями, а также принимала участие в различных экспериментальных программах. В середине 80-х сотрудничала с Институтом итальянской энциклопедии при создании антологии для подростков «Письмо в бутылке». Только в 1995 она перестала преподавать и смогла наконец полностью посвятить себя творчеству. Ее книги переведены на 22 языка, их читают по всему миру – от Тайланда до Литвы.
Начала писать в 1984 году. Первая книга – роман «Размышления Адальберта» о том, как ощущает себя одиннадцатилетний ребенок, стоящий на пороге взросления, – сразу принесла ей известность.
В 2003 году Нанетти получила национальную премию Андерсена в номинации «лучший писатель Италии». (Премия Андерсена вручается лучшим детским писателям или художникам, это самая престижная премия в мире детской литературы, ее еще называют «Малая Нобелевская премия».) Также ей были присуждены многие другие литературные награды, как итальянские, так и международные. Нанетти является почетным членом итальянского Союза писателей и художников (Рим).
К сожалению, на данный момент в русском переводе имеется лишь её произведение, о котором сегодня пойдёт речь – «Мой дедушка был вишней» (2011).
Круглый стол
«Взаимоотношения в семье и духовная связь с природой в произведении «Мой дедушка был вишней»
План:
Эпиграф к уроку:
«Если слушаешь внимательно, то можешь увидеть столько вещей, как будто твои глаза открыты. А теперь слушай, как дышит вишня.»
Вступительное слово учителя
Здравствуйте, ребята! Сегодня данный урок пройдет в необычном формате – это круглый стол. Вы должны были заранее подготовиться и прочесть некоторые произведения. Основным, конечно же, является повесть «Мой дедушка был вишней». Надеюсь, что вы открыто сможете выражать свои мысли и аргументировать своё мнение в обсуждаемой теме. Рассмотрим актуальные вопросы взаимоотношения «отцов и детей», связь природы и человека, тему смерти в повести.
Все мы ждем от этого внеклассного урока:
Знание художественных текстов и их понимание
Аргументация и её словесное оформление
Точное владение терминологией
Лаконичность в ответах
Основная работа на уроке
(учащиеся делятся между собой на 2 группы, несколько заранее подготовленных учеников выступают с темами докладов, пример – «Что общего с данной повестью и «Маленьким принцем» А. де Сент-Экзюпери?, «В каким произведениях помимо этого затрагивается тема «отцов и детей»? и т.д., после прослушанного происходит коллективное обсуждение тем).
Предлагаемые вопросы для обсуждения учителем:
Как вы думаете, почему данное произведение подходит и для прочтения детям, и даже взрослым? (Эту повесть может прочитать каждый желающий, так как в ней затрагиваются различные темы для восприятия как взрослым, так и детьми/школьниками. Тема смерти и воспоминаний о прошлом будет актуальна для более старшего поколения, так как здесь мы видим конфликт семей Оттавиано и Линды/Антониэтта и Луиджи, отца и матери Тонино, которые после смерти дедушки развелись. Каждый должен понимать, как нужно ценить семью и те моменты, которые были упущены. Для детей – как нужно ценить детство и время, проведенное с семьей, понимать, что значит смерть и легче относится к ней, как это делал Тонито, каждый раз вспоминая своих родных, бывая в деревне у вишни дедушки)
Почему у мальчика приходит понимание несправедливой жизни в его уже 10 лет после смерти дедушки? Аргументируйте примерами из текста. (После смерти дедушки и бабушки по маминой линии, Тонито понимает, что его семья постепенно начинает разрушаться. Наваливаются всё новые проблемы – участок земли в деревне, который должны были забрать для прокладываемой дороги, переезд в деревню, проблема со школой (так как в старую он не хотел возвращаться из-за случая с дедушкой), вишня, которую должны были спилить из-за помех на дорожных работах. И всё это мальчик переживает уже в раннем возрасте. Но до последнего стоит на своём, как в ситуации с вишней.)
Какую связь мы можем провести между этим произведением и повестью «Маленький принц»? До этого был прочтен доклад для полного понимания проблемы. (Если сравнить эти два прочитанных произведения, то можно выделить тему духовной связи с природой. В первом случае с повестью «Мой дедушка был вишней» можно заметить, как дедушка Оттавиано и затем его внук Тонито очень бережно относятся к дереву (вишне). Ещё в самом начале нам описывается, как Оттавиано подрезал ветви, жёг костер в заморозки, чтобы дерево не погибло и в дальнейшем дало плоды летом. Для этой семьи – дерево – это целая история жизни. С ним связано как много положительных моментов, так и отрицательных. В произведении «Маленький принц» А. де Сент-Экзюпери прослеживается такая же любовь Маленького принца к Розе. Несмотря на все капризы и прихоти цветка, мальчик заботиться и ухаживает за ней. Маленький принц оставляет её одну ради путешествий, но в тоже время сильно тоскует по цветку. В этих произведениях мы можем увидеть любовь и преданность к тому, что нам действительно дорого.)
Как вы думаете, для чего в книге представлены картинки к некоторым моментам повествования? Только ли для детей? (Возможно, картинки лучше передают некоторое видение ситуаций и моментов повествования, почувствовать атмосферу того времени, лучше узнать и увидеть героев повести. Для детей иллюстрации несут больше развлекательный характер. Им приятно читать и при этом видеть происходящее в сказке/повести/стихотворении.)
Почему к концу повести родители Тонито всё же сходятся и живут вместе в деревне? (Вначале и середине повествования мы видим отношения родителей мальчика, что отец постоянно пропадает на работе и времени семье он практически не уделяет. Происходят постоянные ссоры и скандалы из-за малейших недопониманий. В конце концов смерти смерть бабушки, а затем и дедушки только усугубили положение в семье. И мама вместе с Тонито переезжают в деревню, в отцовский дом. Далее мы видим, что отец очень скучает за сыном и постоянно навещает его. А после ситуации с вишней, когда маленький Тонито просидел на дереве около 4 часов и почти словил обморожение, он остается с семьей и понимает, что одному ему будет очень сложно без них. Данная ситуация показывает нам, что происшествия, связанные с детьми, заставляют задуматься о семейном счастье и благополучии.)
Если данное произведение рассматривать так же в 10-11 классах, можно привести в пример многие произведения русской классической литературы («Отцы и дети» И. С. Тургенев, «Война и мир» Л. Н. Толстой, Э.-Э. Шмитта «Оскар и розовая дама», Г. Виегру «Хлеб с росою» и др.)
Подведение итогов
Учащиеся приходят к общему выводу оценивания данного произведения. Так как урок проходит в форме круглого стола, большая часть мнений может разойтись в обсуждении.
Оценивание работы на уроке.
Критерии оценивания:
умение логично строить ответ в соответствии с планом;
значимость и актуальность выдвинутых аргументов, доказательств;
характер общения и взаимопомощи, взаимодополняемости участников дискуссии;
активность каждого участника «круглого стола» в соответствии индивидуальными возможностями.
Выдача домашнего задания*
Возможен выбор из нескольких вариантов: написать сочинение-рассуждение на тему «Что для вас значит семья и сталкивались ли вы с такими проблемами, как у главного героя в детстве?», проиллюстрировать понравившийся после прочтения повести момент, подготовить презентацию (нескольким учащимся) на свободную тему по произведению.
*учащиеся заранее подготавливают списки произведений, схожих тематически и представляют классу для большей заинтресованности
Литература:
Нанетти, А. Мой дедушка был вишней/пер. А. Красильщика//Самокат. 2011 URL: https://mir-knig.com/read_281734-1
Маленький принц: Сказка/ Ил. М. Щиброва. ─ М.: Белый город,1998. ─ 12с.: ил. ─ (Волшебство).
РЕКОМЕНДУЕМЫЙ СПИСОК
СОВРЕМЕННЫХ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ
ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-11-х КЛАССОВ
(дополнение к основному списку из методических разработок)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ РОССИЙСКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Андрей Жвалевский, Евгения Пастернак. Я хочу в школу! (М.: Время, 2020)
Николай Назаркин. Изумрудная рыбка (М.: Эгмонт, 2018)
Анна Старобинец. Зверский детектив (М.: Абрикобукс, 2018)
Евгения Басова. ИЗО (М.: Самокат, 2020)
Андрей Иванов. Харбинские мотыльки. Издательство «АСТ»/«Редакция Елены Шубиной», 2014 год
Полина Барскова. Седьмая щёлочь. Издательство Ивана Лимбаха, 2020 год
Андрей Зорин. Появление героя. Издательство «Новое литературное обозрение», 2016 год
Александр Генис. Обратный адрес. Издательство «АСТ»/«Редакция Елены Шубиной», 2016 год
Эдуард Кочергин. Ангелова кукла. Издательство Ивана Лимбаха, 2003 год
Игорь Вишневецкий. Ленинград. Издательство «Время», 2012 год
«Правдивая история Федерико Рафинелли», Антон Соя, 2019 год
«Правило 69 для толстой чайки», Дарья Варденбург, Самокат, 2017 год
СТИХИ СОВРЕМЕННЫХ РУССКИХ ПОЭТОВ
Кристина Стрельникова. Не ВКонтакте (СПб.: Детское время, 2019)
Герман Лукомников. Хорошо, что я такой! Почти детские стихи (М.: Самокат, 2019)
ПРОИЗВЕДЕНИЯ СОВРЕМЕННОЙ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
«Чудо», Р. Дж. Паласио
«Пик», Роланд Смит
«Жутко громко и запредельно близко», Джонатан Фоер
«Манюня», Наринэ Абгарян
«Собака Пёс», Даниэль Пеннак
«Всё из-за мистера Террапта», Буйе Роб
«Зима, когда я вырос», Гестел Петерван.