2. Диагностический блок (проверка знаний) | Глубокая и всесторонняя проверка или диагностика усвоенных знаний, проверка выполнения работ, анализ качества их выполнения, выявление причин обнаруженных недостатков в знаниях и умениях, необходимая коррекция, а также закрепление, уточнение и систематизация знаний учащихся. | -Мудрецы и мечтатели прошлого ни один раз пытались перечислить «чудеса света». Твердили о семи чудесах, искали и находили восьмое, но, кажется, никто и никогда не упоминал о чуде из чудес. Как вы думаете, какое? - Это чудо есть сама наша планета вместе с атмосферой – вместилищем и хранителем жизни. И пока оно продолжает оставаться единственным, ни с чем несравнимым, величайшим, таинственным и удивительным. -Сейчас я вам хочу показать видеофрагмент. (Социальный ролик «Сохрани планету» https://youtu.be/WK2soSYoJ4Y) - О чем был видеоролик? Как вы думаете, о чем мы сегодня будем говорить? Какая тема сегодняшнего занятия? - Все мы с вами дети Земли, мы едины с ней. Поэтому мы должны заботиться о ней. | Ребята и родители предполагают - видеоролик о том, что мы не заботимся о нашей планете. Тема занятия будет посвящена тому, как научиться беречь Землю. | Форма: фронтальная Словесные: беседа, рассуждение Средства: видеофрагмент, презентация | КУУД: высказывают свои предположения; |
3.Конструирующий (основной) блок занятия подготовительный этап основной этап систематизирующий этап | организация целенаправленной познавательной деятельности детей, подготовка их к усвоению нового материала и к выполнению развивающих заданий. обеспечение восприятия детьми нового учебного материала, формирование конкретных представлений об изучаемом предмете (вопросе), а также на основе приобретенных знаний формирование соответствующих умений и навыков по использованию знаний в практической деятельности. формирование у учащихся системного, целостного представления о теоретических знаниях по теме, закрепление ЗУН, необходимых для самостоятельной работы по новому материалу, повышение уровня осмысления изученного материала | - Сегодня мы с вами сыграем в экологическую игру, в этом нам помогут родители. Но перед началом, давайте сформулируем задачи нашего занятия. - Мы с вами разделились на 6 групп: «Экологи», «Знатоки природы», «Друзья природы», «Дети Земли», «Экологический патруль», «Зелёные ладошки». Каждая группа получила свои эмблемы (прил. 1). Поприветствуйте членов жюри. Сегодня они будут наблюдать за нашей игрой и оценивать каждую команду по критериям, чтобы в конце объявить победителей. -За каждое правильно выполненное задание вам будут даваться баллы, если вы будете нарушать дисциплину (выкрикивать ответы, шуметь, мешать другим командам) – жюри будет вычитать по баллу. Чья команда наберёт больше баллов, та и победила. - Чтобы начать игру, в каждой группе вы должны выбрать командира. Именно он будет отвечать за команду. - В древности человек был другом природе. Он ее хорошо понимал, и потому сложилось множество пословиц и поговорок о природе. 1 задание «Сложи пословицу» (1 балл за 1 верный ответ) -Вам нужно собрать пословицы и поговорки. На это вам 5 минут. Пчелка маленькая… Враг природы тот… За комаром ... Лес и вода…. Без корня и… Увидел скворца…. Проверяем ответы у каждой группы по порядку. 1 дополнительный бал, кто сделает первым - «Океан седой гремит набатно, Он таит обиду в глубине, Черные раскачивая пятна На крутой разгневанной волне. Стали люди сильными, как боги, И судьба Земли у них в руках, Но темнеют страшные ожоги У Земного шара на боках. Мы давно освоили планету, Широко шагает новый век. На Земле уж белых пятен нету, Черные сотрёшь ли, человек?» - К сожалению, человек истребил множество животных, птиц, растений из-за своей жадности, ради денег или потому что забывал о правилах поведения. - Дома вы должны были посмотреть Красную книгу Нижегородской области. -Какие впечатления у вас появились? -Что вы узнали, когда ознакомились с книгой? -Какие вы сделали выводы на основе полученной информации? 2 задание «Определи по картинке» - На экране появятся изображения растений или животных. 1 бал – если вы правильно определите, находится ли оно в красной книге или нет. Еще 1 бал – если вспомните название. (По 2 картинки на группу) -Жюри проверили 1 задание, они готовы озвучить баллы. - 3 задание «Верно - не верно» (1 балл за 1 верное утверждение) - Я буду говорить утверждение. Вы должны будете поднять карточку «Верно» или «не верно». Все группы дают ответ на утверждения одновременно. Если ваш ответ будет верным, команде начисляется 1 балл, в обратном случае бал не будет присвоен команде. Ветки не ломайте, листья зря не рвите. Все цветы срывайте и в венки плетите. Шумите, кричите, аукайте, громкой песней лес баюкайте. Лягушек, гусениц, ужей из леса надо гнать взашей. Чтоб узнать лесные тайны, постарайтесь не шуметь. Все животные, растения нужны лесу. В лес возьми с собой топор, разожги в лесу костер. В лесу мусор не бросай, за собой все убирай. - Вы молодцы, жюри готовы огласить результаты за предыдущее испытание. Задание 4. «Экологические задачи» (2 балла за правильно решенную ситуацию) - Сейчас я каждой команде раздам ситуацию, переворачиваем лист после моего сигнала. Ваша задача обсудить поведение взрослых и детей, определить, является ли ситуация верной или нет. Найти правильные пути решения этой проблемы.: - «Экологи» Вот и кострище есть. Давайте разожжем здесь костер, предложил Ваня. - Зачем здесь? Идем вон под то дерево, там уютнее, - возразили девочки. Мальчики выкопали под деревом ямку, землю откинули подальше, чтобы не мешала. Правильно поступили дети? -«Знатоки природы» Ребята вырыли под кустом яму и сложили в нее весь мусор, который остался после их отдыха. Правильно поступили дети? Как нужно было правильно сделать? - «Друзья природы» В один из детских лагерей отдыха по выходным дням приезжали родители. Дети встречали их букетиками полевых цветов. В лагере 700 детей. Значит, в неделю они собирали примерно 700 букетов. Последствия сказались очень скоро. Какие? - «Дети Земли» Дети гуляли по лесу. Кто-то из них заметил: «Что-то тихо в лесу. Даже птицы не поют. Скучно совсем. Надо музыку включить погромче». Правильно ли, решили поступить дети? Как бы поступили вы? - «Экологический патруль» Идя на экскурсию в лес, ребята увидели редкое растение. Алина предложила сорвать его и принести в класс, чтобы показать одноклассникам. Ваня предложил его выкопать и посадить на пришкольном участке. Дети долго спорили, но так и не решили, кто прав. Кто из детей прав? И какие могут быть последствия? - «Зелёные ладошки» В городском парке дети нашли дупло белки. Они очень обрадовались, так как в дупле было много орехов и их можно было забрать себе. Правильно, ли решили поступить дети? -Жюри готовы озвучить баллы за предыдущее задание. - С родителями вы ходите на пикник, они вас учат убирать за собой мусор. Но не все люди соблюдают чистоту. И перед нами стоит сложная задача. Не бросать мусор, где попало, охранять природу и соблюдать чистоту. Для охраны природы создана целая наука — экология. А люди, которые занимаются охраной природы и ее богатствами называются экологами. Чтобы сохранить чистоту и красоту на нашей планете Земля и сберечь ее богатства, каждый человек должен стать хотя бы немного экологом. - Чтобы понять масштаб бедствия я вам прочту статью из газеты. Приложение 2 - О чем эта статья? - А вы выкидываете мусор в специальные контейнеры или бросаете его под ноги и оставляете по всюду? - Природа сильно страдает из-за нашего легкомыслия. Сегодня мы не выбросили фантик, а завтра кто-то выбросит 10 таких фантиков, и природа будет загрязняться с каждым днём всё сильнее и сильнее. Работа по охране природы очень сложная, но она начинается именно с нас. Если мы начнём следить за тем куда мы выбрасываем мусор, то и другие начнут. Так мы делаем небольшой вклад в охрану природы. Задание 5. «Земля моими глазами» (1 балл за рисунок, еще 1 балл – за объяснение). - Земля – наш общий дом для всех, кто на ней живет. Она всем нужна, и все, кто на ней живет, тоже нужны Земле. - Сейчас, я вам раздам листы. Вам необходимо будет нарисовать рисунок, связанный с темой нашего сегодняшнего занятия. Это может быть наша планета – Земля, растения, животные, либо запрещающие знаки, которые помогут людям не причинять зло окружающему миру и нашей планете. При выполнении работ включается фоновая музыка Каждая группа относит рисунки к жюри, потом вешают на доску - Вы отлично справились с заданием. -Задание 6 «Составь памятку» (1 балл – если меньше 7 пунктов, не указана актуальность этого правила и высказывание не развёрнуто. Выступление было сжатым, скомканным. 2 балла, если больше 7 пунктов, высказывания развёрнуты и каждый пункт обоснован. Выступление выразительное, выступающие могут ответить на вопросы слушателей их других групп) - В группах вам нужно составить памятку о том, как нужно вести себя по отношению в природе. | - создать правила охраны природы. - определить важность природы для человека Выбирают командира в группе Враг природы тот, кто лес не бережёт За комаром не ходи с топором Лес и вода родные брат и сестра Без корня и трава не растет Увидел скворца весна у крыльца Подкорми птиц зимой, они отплатят тебе добром летом - в Красной книге много красивых видов зверей, птиц, растений, и жаль, что они находятся на грани вымирания. верно не верно не верно не верно верно верно не верно верно 1. Костер желательно разводить на старом кострище, так как после костра место долго не зарастает растениями (кострище не зарастает 5-7 лет, а под деревьями делать это категорически запрещается из-за опасности возникновения пожара). 2. Мусор надо уносить с собой, закапывать можно только остатки пищи. 3. Через несколько лет вокруг лагеря исчезли самые красивые растения, так как их срывали в первую очередь. Растения не образовывали семян, которые после цветения дают жизнь новому поколению. 4. В лесу нельзя шуметь, так можно помешать птицам и другим жителям леса 5. нельзя срывать цветок, лучше любоваться им в лесу. На участке он может погибнуть 6. Нет, белка запасает орехи на зиму, и если ребята возьмут, то белке нечем питаться. - о том, как долго разлагается тот или иной мусор. - выбрасываем в специальные контейнеры. Каждая группа выступает, и зачитывают памятку | Форма: фронтальная, групповая Словесные: беседа, рассказ, рассуждение, чтение стихотворения Приемы: дополни пословицу, определи по картинке… Средства: презентация, аудиозапись | РУУД: внимательно слушают учителя. ПУУД: высказывают свое мнение в устной и письменной форме КУУД: умеют слаженно работать в группе; прислушиваются к мнению каждого члена группы РУУД: умеют выбирать правильный ответ из предложенных вариантов ПУУД: находят причинно-следственные связи при работе с пословицами и поговорками; находят правильное решение из экологических задач ЛУУД: делают для себя выводы из статьи КУУД: отстаивают свою позицию, вступают в диалог с учителем, сверстниками и родителями ПУУД: ориентируются в собственной системе знаний |
4.Итоговый блок занятия аналитический этап рефлексивный этап | анализ качества и уровня усвоения детьми теоретических и практических знаний и умений, анализ и оценка достижения цели занятия. выяснить настроение детей по окончании занятия, их самочувствие, отношение к изученному материалу, узнать предложения и пожелания детей. | Жюри подсчитывает баллы. - Каждая группа смогла правильно подобрать слова, благодаря которым, каждый должен задуматься о своей роли на нашей планете Земля. - Как было сказано в начале занятия, наша планета Земля – действительно 8е чудо света! Давайте же полюбуемся её красотой, и посмотрим, почему же стоит о ней заботиться. («Экология Земли» https://www.youtube.com/watch?time_continue=10&v=i3VgqN_ls9k&feature=emb_logo) -Наш долг оберегать Землю. Сейчас я вам предлагаю встать в круг, и, передавая друг другу мячик, нужно продолжить высказывание: «я буду бережно относиться к природе и заботиться об окружающем мире, если я…». А жюри подсчитает баллы. Я думаю, что каждая команда заслуживает победы. Потому что сегодня, мы затронули очень важную проблему человечества. Оглашение результатов жюри. - Поздравляем команд-победителей! Самое главное не то, кто сегодня победил, а то, что мы с вами сможем сделать мир чуточку лучше! Спасибо всем за то, что приняли участие в нашей экологической игре! | Смотрят видеоролик | Методы: Словесные: беседа Форма: групповая, фронтальная Прием: дополни высказывание Средства: видеоролик | РУУД: Анализируют свою деятельность и её результаты; КУУД: грамотно выражают свои мысли в устной форме; ПУУД: умеют перерабатывать полученную информацию, находят ответы на вопросы ЛУУД: осознают значимость природы и важность её сохранения |