Внеурочное занятие
по курсу ОРКСЭ
«Пасхальные сюрпризы»
Автор: Грызова Карина Самвеловна
Должность: учитель начальных классов
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Класс: 4
Тема занятия: «Пасхальные сюрпризы»
Цель: формировать интерес к традициям празднования Светлого праздника Пасхи.
Задачи:
Образовательные:
расширять знания детей о народных праздниках;
познакомить детей с народными обычаями и фольклором, связанными с этим праздником;
приобщать детей к истокам русской православной культуры.
Развивающие:
развивать познавательный интерес к предмету;
развивать коммуникативные навыки и культуру общения;
развивать воображение, эмоциональную сферу;
развивать творческие способности учащихся в процессе изготовления праздничных открыток.
Воспитательные:
формировать навыки доброжелательного отношения и уважения к другому человеку;
воспитывать добропорядочность, неравнодушное отношение к окружающему миру;
формировать умение сотрудничать, вести себя адекватно в обществе детей и взрослых; учить применять полученные навыки общения в игровых ситуациях;
Используемые методы, технологии и формы организации познавательной деятельности учащихся: драматизация (театрализация); игровые технологии; сообщение учащихся, сопровождаемое показом мини-презентации; творческая мастерская (организация практической деятельности по изготовлению открытки).
Оборудование: интерактивный комплекс (ноутбук, интерактивная доска, проектор); презентация со звукозаписями; веточки вербы, изготовленные учащимися на уроке технологии; корзина с бумажными яичками для игры «Найди пару»; индивидуальные наборы для изготовления пасхальной открытки; костюмы и декорации для сценки; большие куличи для чаепития (пекут родители дома и приносят в класс); маленькие куличики с сюрпризом внутри (пекут родители дома и приносят в класс); печенье в форме птичек (пекут родители дома и приносят в класс); крашеные варёные яички для проведения игр и для чаепития (красят родители с детьми дома и приносят в класс); ваза с веточкой и птички для проведения эмоциональной рефлексии.
Для проведения занятия необходимо два помещения (два класса: для проведения занятия и для чаепития). В классе, где проводится занятие, столы и стулья расставляются особым образом (см. Приложение).
Ход занятия
Приветствие. Эмоциональный настрой.
Учитель:
«Здравствуйте!» Просто «Здравствуйте»?
Что особенного тем мы друг другу сказали?
Отчего же на капельку солнца прибавилось в мире?
Отчего же на капельку счастья прибавилось в мире?
Отчего же на капельку радостней сделалась жизнь?
- Итак, здравствуйте!!! И пусть вам будет сегодня светло и радостно!
А ещё, здороваясь мы желаем друг другу здоровья! Я вам всем желаю здоровья!
Мы как всегда рады видеть друг друга и готовы к совместной творческой работе.
Предлагаю вам сейчас подарить друг другу хорошее настроение: прикоснитесь друг другу ладошками и улыбнитесь друг другу от всей души! Давайте постараемся сохранить хорошее настроение на весь день! Тем более, что сегодня на нашем занятии вас ждут многочисленные сюрпризы! А «сюрприз» – это всегда неожиданно, приятно и радостно!
Литературная композиция. История праздника Пасхи.
Ученик:
Играет и льётся солнечный свет.
В душе раздаётся с утра благовест.
В лазури безбрежной плывут облака.
Под ивами нежно лепечет река.
Дыханье весны в зеленеющем лесе...
Как радостно жить!
Христос Воскресе!
Ученик:
Христос воскрес! Христос воскрес!
Сияет солнышко с небес!
Зазеленел уж темный лес,
Христос воистину воскрес!
Пришла весна - пора чудес,
Журчит родник - Христос воскрес!
Светлее в мире нет словес -
"Воистину Христос воскрес!"
Учитель:
Дорогие ребята! Уважаемые гости! Сегодня мы отмечаем день Светлого Христова Воскресения. Пасха считается главным христианским праздником, поводом для которого стали спасительные страдания и воскресение Иисуса Христа.
Звучит музыка: Пасхальная песнь – «Воскресение Христово видевше»
Ученик:
Перенесемся в далекое прошлое.
Гора Голгофа… Здесь более двух тысяч лет назад распяли на Кресте Иисуса Христа, Сына Божия, ни в чем не повинного. Иисус умер, Его Пречистое Тело сняли с Креста и положили в пещере, завалив огромным камнем.
Ученик:
А на третий день после смерти оказалось, что тела Христа нет в пещере. Он воскрес. Причем, не просто воскрес. Душа Иисуса вернулась в тело. И он пришел к своим друзьям и ученикам, показал свои раны. Люди убедились, что это не просто их любимый Учитель, а Учитель воскресший.
Ученик:
Иисус Христос умер за нас, избавил людей от власти смерти, воскреснув, показал, что любой человек после смерти также может войти в Царствие Небесное.
Ученик:
В народе считалось, что в течение 40 дней от Пасхи до Вознесения, сам Христос спускается на землю и ходит по городам. Люди раздавали угощение нищим, потому что одним из них мог быть сам Иисус.
Ученик:
Воскресение Иисуса означает победу жизни над смертью, света над тьмой, добра над злом.
Пасха – это праздников праздник, торжество торжеств. Недаром наши предки говорили: «Пасха красная».
Пасхальные сюрпризы для детей и родителей. Пасхальные обряды, обычаи и традиции.
Учитель:
У любого православного праздника - своя красота, обычаи, традиции. Немало их и на Пасху.
Давайте познакомимся с народными традициями русской Пасхи.
Ученик:
Звенят, поют колокола!
Лучами греет всех весна.
Всё небо синее, как море,
И верба в белом вся уборе.
Ученик:
Весна надела украшения,
И в честь Святого Воскресенья.
Весь, пеньем птиц наполнен лес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Ученик:
Теплом лучей пришла весна,
Кулич и пасху принесла.
Красиво яйца расписала,
И с нами Бога прославляла!
Ученик:
И люди радуются пасхе!
Детей блестят от счастья глазки.
Весна цветёт, полна чудес,
Христос воскрес! Христос воскрес!
Ученик:
Люди - братья! Наступил
День великий, день спасенья!
Светлый праздник Воскресенья!
Бога правды, бога сил!
Ученик:
Он воскрес! Обитель рая
Вновь открыта для людей,
Но одна дорога к ней:
Жизнь безгрешная, святая!
Ученик:
Утро! Небо ярко блещет
Светлой алою зарей.
Громко песня раздается
Над проснувшейся землей.
Ученик:
То замрет, то снова льется
В трелях трели без конца.
Это птичек славят хоры
В песнях радостных Творца
Ученик:
Вся природа славит Бога.
Встань, послушай и взгляни,
И в молитве благодатной
Ты колено преклони.
Ученик:
Нет в России пальм зеленых,
Лишь березоньки да клены,
Да пушится над водой
Верба веткой золотой.
Ученик:
Верба ветки дарит нам,
Отнесем их в Божий Храм
И под колокольный звон
Их поставим у икон.
Учитель:
К Пасхе готовятся заблаговременно. Неделю до праздника называют Вербной. Воскресенье – Вербным – это день торжественного въезда Иисуса в Иерусалим, когда люди устилали дорогу зелёными ветвями. Веточки вербы - это знак торжества жизни над смертью.
Веточки вербы освящают в церкви, приносят домой. Дотрагиваются ими к членам семьи и приговаривают:
«Не я бью – верба бьёт,
Будь здоровый, как вода,
Будь богатый, как земля.»
Ученик:
Мальчики да девочки
Свечечки да вербочки
Понесли домой.
Огонечки теплятся,
Прохожие крестятся,
И пахнет весной.
Ветерок удаленький,
Дождик, дождик маленький,
Не задуй огня.
В воскресенье вербное
Завтра встану первая
Для святого дня. (А.Блок)
Ученик:
Пасха празднуется всегда весной и всегда в воскресенье. Христиане называют его праздником любви и победы над смертью, открытием пути в бессмертную, светлую жизнь.
В день Светлой Пасхи полагалось угощать всех встречных яйцами и приветствовать друг друга начальными словами проповеди Марии Магдалины: «Христос Воскрес!", в ответ принято так же дать угощение и сказать: "Воистину Воскресе!". При этом, целуясь, прощают друг другу все обиды, недоразумения, а может быть и злобу. Этот обряд называют «христосованием».
Звучит музыка (Хор Свято-Тихоновской православной гимназии- «Пасхальная песня»).
Игра «Найди пару».
У учителя корзинка с бумажными (картонными) яичками разного цвета и с разными рисунками. Каждого вида – по два яичка.
Учитель:
Сейчас я предлагаю вам совершить такой обряд. Возьмите, пожалуйста, из корзинки одно яичко. (Дети и родители берут раскрашенные яички). Найдите свою пару: найдите того, у кого такое же яичко, как у вас.
Когда найдете пару, надо похристосоваться.
Дети и родители играют в игру.
Учитель:
Многие традиции празднования Пасхи сохранились и в наше время. В чистый Четверг люди наводят порядок в квартирах, красят яйца, в страстную пятницу дома наполняются запахом пекущихся куличей, твороженных пасок. Сам праздник начинается с торжественного богослужения. А вот традиция красить на Пасху яйца на Руси имеет давние корни.
Ученик:
Яйцо - символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды, возрождения. По преданию, первое пасхальное яйцо святая Мария Магдалина преподнесла римскому императору Тиберию.
Учитель:
В праздник Пасхи мы повторяем это чудо: красим яйца в ярко- жёлтый цвет – цвет солнца, зелёный – цвет весны и, конечно, ярко-красный – цвет крови Бога, пролитой за нас.
Ученик:
Крашенка, писанка не просто крашеное – расписное яйцо. Писанками, по обычаю, обменивались в знак забвения накопившихся обид. Почему всё таки яйца ?
Ученик:
Давным-давно яйцо было знаком весеннего возрождения солнца, и многие полагали, что мир произошел из яйца. Вылупился как цыпленок!
Ученик:
Существует несколько способов раскрашивания яиц:
Крашенки - яйца, покрашенные в одни цвет. В старину использовали натуральные красители: луковую шелуху, соки растений, овощей. Сегодня используют пищевые красители.
Ученик:
Крапанки - покрашенные в крапинку. Сначала вареное яйцо красят, а затем наносят капли горячего воска. После чего, яйцо кладут в краску другого цвета. Как только краска высохнет, яйцо опускают в горячую воду. В ней воск тает, образуется оригинальный рисунок.
Ученик:
Писанки - на них наносится какой – либо рисунок. Это целое произведение народного творчества. В их росписи используются изображения растений и животных, геометрические фигуры.
Ученик:
При росписи яиц широко использовались символы:
«Точка» обозначала начало из начал, семя будущей жизни.
«Круг, солнце» - символ жизни.
«Ёлочка» - символ здоровья.
«Рога, барашек» – символ благополучия
Ученик:
Яичко жаром налилось
При ясном свете дня.
Оно как будто бы зажглось
В ладонях у меня.
Пасхальные игры.
Ученик:
Пасха — самый продолжительный праздник. В течение сорока дней Пасхи, а особенно на первой неделе — самой торжественной — ходят друг к другу в гости, дарят крашеные яйца и куличи, играют в пасхальные игры. Вся праздничная неделя называется светлой. Учитель:
Каждый день праздновался по-своему, и на Руси была традиция — играть в игры с пасхальными яйцами. Сейчас я предлагаю вам поиграть.
Чисто пасхальными были игры с крашенками (варёными крашенными яйцами) в эти игры мы сегодня и поиграем.
1-я игра. Ребята раскладывают принесённые яйца на столе разными кучками и накрывают их шапками. На столе лежат также шапки, под которыми ничего нет. Один из участников игры в это время находиться вне комнаты. Его вызывают и спрашивают:
«Где коки паришь?», если водящий поднимает шапку, а там яйца, то они достаются ему. Игра ведётся до тех пор, пока все крашенки не разберут. Кто удачливее, тот домой целую шапку яиц унесёт.
2-я игра. Соревнуются, чьё яйцо будет дольше крутиться. По команде дети раскручивают свои крашенки. Чьё яйцо дольше крутиться, тот и победитель. Он забирает яйцо проигравшего.
3-я игра. Бой крашенками. Играющие выкрикивают: «Раз, два, три! Моё яйцо окрепни!». Игроки бьются крашенками любой стороной, обычно острой. Чьё яйцо разобьётся или даст трещину, тот проигравший.
Колокольный звон.
Ученик:
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Бледная луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.
Ученик:
Пусть звонят колокола весенние,
Возвестят Христово Воскресение!
С чистым сердцем похристосуемся, люди,
Став добрее, вместе зло забудем.
Мы святой водой умоем лица,
Пусть здоровье дарит нам водица,
И подарим крашенку друг другу,
Пасха Красная пришла сегодня к людям!
Учитель:
На Руси в праздничную неделю повсюду был слышен колокольный звон. Любой мог подняться на колокольню и позвонить в колокола. Давайте послушаем, как звучит пасхальный колокольный звон.
Звучит звукозапись пасхального колокольного звона.
Учитель:
В пасхальные дни дети «волочебники» – ходили от двора ко двору с пением особых волочебных песен, исполняющихся по случаю Пасхи. Им давали яйца, кулич, сыр и всё самое вкусненькое.
Дети исполняют песню.
Песня «Пасху радостно встречаем»
Пасху радостно встречаем и поем, Христос воскрес!
Мы все дружно отвечаем, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Чередой проходят годы и под куполом небес,
Воспевают все народы, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Всюду радость и объятья, брат, сестра Христос воскрес!
Ад расторгнут, смерть бессильна, Он во истину воскрес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Он воскрес, Он воскрес, вторят нам луга и лес!
Сюрприз для детей. Выпусти птичку на волю!
Учитель:
На этом наши сюрпризы ещё не закончились! Существовала традиция выпускать в праздник Пасхи на волю птиц. Родители с детьми покупали у ловцов птиц и выпускали их на волю.
В чужбине свято наблюдаю
Родной обычай старины:
На волю птичку выпускаю
При светлом празднике весны.
На Пасху пекли печенье в виде птичек. Такое печенье называли «жаворонками». Печенье раздавали детям.
Эмоциональная рефлексия.
Учитель:
Дети, что вы чувствуете сейчас? Какое у вас настроение? Если настроение прекрасное, радостное – то прикрепите на веточку золотую птичку, если вам грустно сейчас – то прикрепите серую птичку.
В вазе – веточка для прикрепления фигурок птичек. Дети прикрепляют фигурки.
Учитель:
Пасха - это время радости, праздник победы над смертью, скорбью и печалью. Я желаю вам надолго сохранить светлое и радостное настроение, пусть душа ваша наполнится любовью, добротой и уважением к своим истокам, к своей малой родине!