МБДОУ «дЕТСКИЙ САД № 14 «зОЛОТАЯ РЫБКА» КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА КУВАНДЫКСКОГО ГОРОДСКОГО ОКРУГА ОРЕНБУРГСКОЙ ОБЛАСТИ |
ОБИТАТЕЛИ СТЕПЕЙ(ЖИВОТНЫЕ И ПТИЦЫ) |
конспект занятия в подготовительной группе |
|
|
|
Воспитатель: Кузнецова Наталья Юрьевна
Цель: формирование представления детей об особенностях животного и растительного мира степной зоны.
Задачи: познакомить детей с понятием «степь», с жизнью степных хомячков, приспособлении растений и животных к степным условиям, о простейших причинно-следственных связях в природе, воспитывать экологическую культуру, понимание того, что в природе все взаимосвязано.
Материал: плоскостная картинка хомячка Хомки, "Степная зона" - на ватмане, сюжетные картины "Семья хомячков", "Хомячки и сова", цветные карандаши, листы белой бумаги для рисования.
Предварительная работа (утром): Ребята, я вам сейчас покажу сюжетную картину, отгадайте, кто на ней изображен, вам поможет в этом загадка.
За щеками у зверька
Целых два больших мешка.
Носит в них уже давно
Он в свою нору зерно (хомяк)
Рассматривают сюжетную картину «Хомячки - обитатели природного уголка».
Ход занятия:
Воспитатель: - Ребята, сегодня к нам в гости пришел Хомка хомячок. Хомячки могут быть домашними, которые живут у человека, а в дикой природе хомячки живут в степи. Давайте познакомим хомячка с его родственниками. Но для начала, расскажем ему, что такое степь? (Дети: Это равнина, ни холмов, ни леса, до самого неба простирается гладкая равнина. Куда не глянь, кажется, что ей нет конца и края).
Ребёнок: На все стороны степь
Ни лесочка, ни гор!
Необъятная гладь,
Неоглядный простор!
Какая ширь здесь и приволье!
Куда ни глянь - везде раздолье!
Южнее полосы лесов
Лежит ковёр из трав, цветов.
Здесь простор ветрам и птицам
Грызунам, волкам, лисицам.
Здесь суховеи любят петь,
А зовется это степь.
Воспитатель: Степь расположена южнее зоны лесов. Это место, где нет деревьев, одна трава. У большинства растений длинные ветвистые корни, которые находятся глубоко в земле. С помощью корней растения впитывают воду. К такими растениям относится мятлик, полынь, ковыль, который цветет летом в самое жаркое время. Эти растения устойчивы к засухе. Как разнообразна растительность степей! Здесь нет деревьев, а значит, нет тени, поэтому растут в степи растения, которые любят солнечный свет. Весной когда влаги достаточно расцветают степные луковичные цветочные растения: тюльпаны, ирисы, гиацинты. Степи бывают разные: чернозёмные, богатые перегноем и травянистой растительностью.
Зацвела наша степь, как волшебный костёр,
Зацвела наша степь словно пёстрый ковёр.
Но бывают места, где степи пустынные, без единой травинки.
Во многих местах степи выпадает мало осадков, бывают сильные, сухие, горячие ветры - суховеи. Дожди в степи редкость, но если они бывают, то проходят в виде ливней. Вода быстро впитывается в землю и также быстро испаряется. В степи много солнца, жаркое продолжительное лето, короткая зима. Зимы в степи холодные и снежные. Растительность - это в основном злаки, трава растущая пучками (мятлик, между которыми голая почва. Летом в степи очень жарко, воды почти нет, поэтому травы высыхают.
Степь становится похожа на море, по которому катятся серебристые волны.
Если в степях много цветов, значит много насекомых, которые их опыляют.
Например: кобылка, жук навозник, божья коровка, жук чернотелка, мрачная моль.
Много различных кузнечиков. В разгар лета воздух звенит от их неумолкаемого стрекотания. Весной, над цветами порхает много бабочек. В степях много пауков: скорпион, фаланга. Один из наиболее опасных - южнорусский тарантул.
Тарантул ядовит, человека кусает редко, но больно. Ещё в степи обитают необычные насекомые: муравьи - жнецы, в отличие от лесных муравьев, степные устраивают муравейники глубоко в земле, питаются только семенами растений. Саранча - самый опасный вредитель для степи. Любит теплый климат и песчаную почву. Питается различными травами, кустарниками, злаками, поедая их листья, стебли, цветы и плоды. В степи много насекомых, ими питаются птицы (розовый скворец, степной жаворонок). Птиц в степи не очень много: жаворонки, трясогузки, дрофа, журавль-красавка, серая куропатка.
Птицы степи устраивают гнезда прямо на земле или в траве. Маленьким птицам трудно заметить опасность из-за высокой травы, они очень осторожны, время от времени они взлетают над ней. Кроме этого, у степных птиц часто встречается такая окраска, которая делает их незаметными для врагов. Например, птенцы куликов, дроф почти неотличимы от травы, в которой они затаились.
Физминутка
Вверх рука и вниз рука
Вверх рука и вниз рука.
Потянули их слегка.
Быстро поменяли руки!
Нам сегодня не до скуки.
(Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком менять руки.)
Приседание с хлопками:
Вниз - хлопок и вверх - хлопок.
Ноги, руки разминаем,
Точно знаем - будет прок.
(локтем правой руки коснуться колена левой ноги и наоборот)
Крутим-вертим головой,
Разминаем шею. Стой!
(Вращение головой вправо и влево.)
В степях есть хищные животные: лиса-корсак, волк, степной орёл. Есть маленькая лисичка-корсак, которая выходит из норы только ночью, питается мышами, зайцами, птицами, ящерицами.
Степной волк несколько мельче лесного, с более редким и грубым волосом. Если потомство слабое, волчица просто уничтожает его. Степной орёл питается в основном сусликами. Он охотится высматривая их с воздуха, паря в небе. Иногда караулит, сидя у норы и выжидая, когда суслик выйдет наружу. После этого вскакивает и догоняет его бегом.
Степные орлы высокие на ногах и бегают лучше других орлов. Они занесены в Красные книги России. Степным животным приходится жить в условиях открытой травянистой местности, поэтому среди них многие животные хорошо бегают: антилопы - сайгаки, тушканчики, полевые мышки, суслики, птица дрофа. Также живут в степи: черепахи, степные зайцы, манул (дикая кошка, пустельги, канюк, ящерицы, змеи - степная гадюка, полоз.
В степи очень много грызунов, среди которых хомячки. Сейчас мы Хомку, познакомим с его сородичами.
Хомячок золотистый - растительноядное животное, грызун. Живет в степи. Это маленький зверек. У него толстенькое туловище, короткая шея, голова с заостренной мордочкой. Ушки небольшие округлые и очень подвижные. Зверек чуткий хорошо слышит, глазки крупные, круглые, выпуклые, черного цвета, они помогают ему видеть в темноте. У хомячка есть защечные мешочки, в них грызун переносит зерна. Мешки сильно растягиваются и вмещают много корма. Ноги короткие и тонкие пальчики заканчиваются крепкими заостренными слегка загнутыми коготками. Хомячки быстро и ловко роют норки. Зверьки бегать быстро не могут их легко можно догнать, поэтому они далеко от норок не уходят. Хвостик очень короткий, малозаметный. Окраска рыжеватая, есть немного темной шерстки по бокам головы, на шее. А брюшко более светлое. Такая окраска малозаметна на фоне растений и почвы степи. Хомячок зимой больше времени проводит в спячке. А когда просыпается то поедает запасы собранные летом. В теплое время года вылезает на поверхность и кормится вечером и ли ночью. Норка у хомячка длинная до двух метров. В глубине ее грызун устраивает гнездо, выстилает его мягкой травкой. В норке есть кладовка. Питается хомяк семенами разных трав, особенно злаками. Любит свежую травку, корешки, насекомых. Кормится сидя на задних лапках, а передними придерживает пищу. Хомячки живут колониями, чтобы совместно наблюдать за опасностью. У золотистого хомячка много врагов: на него охотятся лисы, хорьки, шакалы, совы, змеи. Поэтому он редко выходит на поверхность днем. Ночью или вечером он осторожно высовывает мордочку из норки, принюхивается, прислушивается. При малейшей опасности замирает, если враг рядом, то прячется. Застигнутый врасплох хомяк опрокидывается на спину, громко пищит, скрежещет зубами и кусается. Весной у хомяка рождаются хомячки. Они еще крохотные, голые, слепые и глухие. Мама их кормит молочком, вылизывает и греет. Детеныши растут быстро и в возрасте 2 месяцев хомячки становятся взрослыми. Уходят от мамы и ведут самостоятельную жизнь. Летом каждый год хомячки линяют. Как вы думаете почему?
«Хомка, Хомка хомячок, полосатенький бочок,
Хомка раненько встает, щечки моет, шейку трет.
Подметает Хомка хатку и выходит на зарядку.
1,2,3,4,5 - Хомка хочет сильным стать».
Воспитатель: Ребята, посмотрите, солнышко стало очень сильно припекать, степные хомячки спрятались от жары в норки. На память Хомке нарисуем степных хомячков, чтобы он чаще вспоминал эту встречу.
Рисование «Хомячки степные жители».
Ребёнок: Природа – наш чудесный дом!
Пусть все уютно будет в нем!
Пусть чистыми будет степь и река!
По синему небу плывут облака!
Сайгаки гуляют,
Лебедь машет крылом:
Берегите природу – это наш дом!
Ребёнок: Берегите степь родную!
Берегите для себя!
От коварства чужестранцев
Браконьеров и огня.
Цель: Формирование представлений о многообразии растительного и животного мира степной зоны Оренбургской области.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «степь», объяснить, где она расположена, какую занимает территорию, какой климат в этой природной зоне.
-Познакомить с особенностью флоры и фауны степной зоны Оренбургской области.
-Закрепить представления о приспособленности растений и животных к условиям климата нашего региона, о простейших причинно-следственных связях в природе.
Развивающие: - Развивать умение координировать речь и движение. Развивать доказательную, связную речь детей.
- Продолжать развивать у детей познавательный интерес к природе. Развивать экологическое мышление и экологическую культуру. Воспитательные:
- формировать умения взаимодействовать с природой, не нарушая экологических правил;
- Воспитывать понимание того, что в природе все взаимосвязано и целесообразно
. - Развивать умение детей слушать друг друга и поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.
Оборудование: - Мультимедийная презентация "Степь"; бейджи по количеству детей с изображением насекомых, птиц и животных степей; разрезные картинки 3 шт; иллюстрации птиц , животных и насекомых степей; мешочек со стеклянными камушками для рефлексии; 2 корзинки (красного и синего цвета).
Ход занятия:
Дети входят в помещение, на экране проектора Слайд №1 (карта Оренбургской области)
Воспитатель: Ребята! Вы уже знаете, что на карте нашей Оренбургской области окрашено в синий цвет? (реки, озёра.) Как называется самая большая река нашей области? (Урал) А в коричневый цвет, что на карте окрашено? (горы) А кто из вас, ребята, знает, что обозначает на карте желтовато-коричневый цвет? Сегодня я приглашаю вас в путешествие по степям Оренбургской области. Слайд №2(степь)
Воспитатель: Ах ты, степь, ты степь,
Степь привольная!
Широко легла ты,
степь раздольная!
Ни конца, ни края нет!
Степь колышется.
Всюду яркий свет,
песня слышится!
Воспитатель: -Как вы думаете чем отличается степь от гор? (Дети: Она кажется бесконечной, просторной, широкой. Словно нет ей ни конца, ни края!)
Воспитатель: - Трава-ковыль качается от ветра, как волны седого моря. Здесь мало рек и часто дуют ветра. Степь – это равнинные пространства, покрытые травами. Ровная, безлесная, И всё же интересная! И что же интересного есть в степи? Слайд №3 (растительность)
Воспитатель: Посмотрите как разнообразна растительность степей! Здесь нет деревьев, а значит, нет тени, поэтому растут в степи растения, которые любят солнечный свет.
Зацвела летом степь как волшебный костёр.
Зацвела наша степь
Словно пёстрый ковёр.
Слайд № 4(пастбища)
Воспитатель: - Степи широко пользуются человеком. На них пасут домашний скот (коров, овец, лошадей, коз)
Слайд № 5(лесополосы)
Воспитатель: - В степи нет деревьев, и когда зимой дуют ветра - снег сдувается с полей. Поэтому люди сажают деревья, создавая преграды для ветра. Это лесополосы.
Слайд № 6 (поля зерновых культур)
Воспитатель: У кого ты не спроси – степь кормилица Руси! На распаханных полях люди сеют зерновые культуры (пшеницу, рожь, овёс), кукурузу на корм скоту. А в Соль - Илецке, выращивают даже арбузы.
Слайд №7 (гречиха цветёт) А вот так цветёт гречиха, из зёрен которой вам варят вкусную гречневую кашу.
Слайд № 8 (насекомые) Если в степи много цветущих растений, то каких животных там должно быть много? (насекомых) Воспитатель коротко рассказывает о представителях насекомых.
Слайд № 9 (птицы) Воспитатель: Скажите, а кому насекомые являются кормом? (птицам) Воспитатель коротко рассказывает о птицах степей (жаворонок, жёлтая трясогузка, канюк и др.), обращая внимание на то, что птицы степей окрашены под цвет почвы и травы.
Слайд №10 (животные) Воспитатель: Разнообразен и животный мир степей. Воспитатель рассказывает о животных (хомяк, суслик, барсук, мышь, змеи и др.), обращая внимание детей на то, что они хорошо приспособились к жизни в степи (роют норы, зимой грызуны уходят под землю, питаясь запасами из своих кладовок)
Слайд №11(степь ковыльная) Воспитатель: А сейчас проверим, как вы запомнили мой рассказ о степях Оренбургской области.
Игра "Хлопни в ладоши, если услышишь слово, подходящее к степям". (слова: бескрайняя, ковыль, деревья, горы, поля, бананы, суслики, пшеница и др.)
ФИЗМИНУТКА:
В нашем крае горы-высокие, (тянемся на носочках вверх)
Реки глубокие, (присаживаемся на корточки)
Степи широкие, (раскидываем руками)
Леса большие, (руки вверх)
Воспитатель: Пройдите, пожалуйста, к любому столику и прицепите на свою одежду любой бейджик. Выберите в своей команде командира. Воспитатель подходит к каждому из трёх столов и спрашивает, как называется команда детей, исходя из картинок на бейджах (птицы, насекомые, степные животные)
1 ЗАДАНИЕ: Собрать картинку из частей и назвать, кто на ней изображён.
2 ЗАДАНИЕ: Отгадайте загадку:
Она, как море без конца и края.
Ковыль колышется седой.
И снег здесь редко выпадает
Даже короткою зимой. (степь)
***
- У него есть мешки
две толстенные щеки.
Этот маленький зверёк
вкусных зёрен приволок. (хомяк)
***
- Он гордо в облаках парит,
могуч и величав на вид. (степной орёл)
А мы - ребята вот такие! (показываем большой палец)
3 ЗАДАНИЕ: Капитан каждой команды переворачивает 3 картинки и команда должна решить, почему эти представители животного мира не могут жить в степи.
Воспитатель: Спасибо за работу в командах. Можете снять бейджи. Молодцы! Вы отлично справились с заданиями!
Воспитатель: У меня в мешочке есть стеклянные камушки. Возьмите по одному и положите в корзиночку синего или красного цвета в зависимости от того, понравилось вам наше путешествие или нет.