Конспект занятия
"Декоративное панно "Чум"".
Цель: развитие творческих способностей обучающихся через изготовление декоративного панно из глины.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с техникой изготовления чума из глины, ее декорирования;
- совершенствовать умения и навыки лепки: раскатывание пласта, создание фактуры, соединение деталей, и т.д.;
- расширить знания о быте и традициях коренных народов севера;
Развивающие:
- Развивать эстетические чувства, воображение,
- развивать мелкую моторику рук, чувство пропорции, глазомер;
Воспитательные:
- воспитывать интерес и любовь к своей малой Родине;
- воспитывать культуру труда, аккуратность, самостоятельность.
Материально - техническое оснащение занятия: ноутбук, глина, скалки, стеки, кисточки, тканевые салфетки, стаканчики с водой, шликер, материалы для создания фактуры.
Методическое обеспечение занятия: дидактический материал для педагога - общеобразовательная программа, конспект занятия, презентация; дидактический материал для обучающихся - образцы готовых работ, технологическая карта.
Тип учебного занятия: закрепление пройденного материала.
Используемые методы и приемы обучения: словесный: беседа, объяснение, поощрение; наглядный: демонстрация образцов, технологической карты; практический: практическая работа по изготовлению изделия.
Используемые педагогические технологии: личностно - ориентированная, коммуникативная, здоровьесберегающая.
Форма организации занятия: групповая
Предварительная работа: подготовка презентации, технологических карт.
Образовательная область: декоративно - прикладная.
Программа: "Керамика"
Возраст обучающихся: 8-11 лет
План-конспект
1.Вступительное слово педагога.
2. Объявление материала.
3. Закрепление пройденного материала.
4.Практическая работа по изготовлению чума.
- ТБ, физкультминутка.
5.Подведение итогов
- рефлексия.
6.Уборка рабочих мест .
Ход занятия:
1. Вступительное слово педагога:
а) приветствие, проверка организации рабочего места, готовности детей к занятию.
б) эмоциональный настрой.
в) сообщение темы, постановка цели.
- Здравствуйте ребята! Я рада видеть, что все готовы к нашему занятию. Чтобы узнать тему занятия, попробуйте отгадать загадку:
Среди северных снегов
Стоит домик без углов. (Чум)
- Ребята, кто знает, о чём идёт речь? (ответы детей). Правильно, это чум.
- А кто живет в чуме? (ответы детей). (оленеводы, ненцы).
- Правильно, ребята! Тема нашего занятия - "Декоративное панно "Чум"". Цель нашего занятия - развитие творческих способностей обучающихся через изготовление декоративного панно из глины. (педагог демонстрирует образец).
Сегодня речь пойдет о традиционном жилище ненцев - чуме. Такие дома "строят" на Крайнем Севере, в тундре, где очень суровая, морозная, длинная зима и короткое прохладное лето. За многие годы ненцами был доведен до совершенства механизм создания, сборки и разборки такого мобильного дома.
- Скажите ребята, на что похож чум? (ответы детей).(конус)
Чум - это конусообразная палатка из жердей. Зимой он покрыт полотнами из оленьих шкур, а летом из бересты. Его можно очень быстро разобрать, а потом построить.
Если выпас оленей, охота и рыболовство - занятие мужчин, то установка чума традиционно считается женским делом. Отчасти это верно, так как хозяйка чума знает каждый шест, его место. Но при необходимости мужчина всегда придет на помощь. Они помогают поднять вверх тяжелые нюки - покрытия для чума из шкур оленя.
Как вы уже знаете, в чумах живут ненцы. Как вы думаете, чем они занимаются в тундре.? (ответы детей).
Они оленеводы, рыболовы и охотники, поэтому они не живут на одном месте, а переезжают в тундре с места на место, вслед за оленями. Съедят олени корм, мох - ягель, и идут дальше на своих нартах. А люди разбирают чумы, грузят их на собачьи и оленьи упряжки и едут вслед за оленями на новое место.
Существует определенный порядок при установке чума. Прежде всего, выбирается место. Место, выбранное для установки чума, расчищают, разравнивают, затем начинают собирать чум.
Для сборки чума требуется от 25 до 40 шестов. Вверху, где скрещиваются шесты, остается отверстие для трубы или для выхода дыма, так как внутри чума ставят печку. В ненастье отверстие прикрывают с наветренной стороны куском шкуры, брезента или берестой.
Чум, несмотря на кажущуюся простоту его конструкции, демонстрирует умение его создателей приспосабливаться к суровым условиям. Коническая форма чума не случайна. Именно такая форма делает жилище устойчивым даже при сильных арктических ветрах, а покатые стены не позволяют снегу скапливаться на них.
Ненецкий чум не запирается. Если в чуме никого нет, к входу должен быть приставлен шест, бревно или пустая нарта.
- А теперь, ребята, предлагаю проверить в форме небольшой викторины все ли вы знаете про Северный край и что вы запомнили из нашей беседы.
(СМ. ПРЕЗЕНТАЦИЮ).
1. В каком округе мы живем? (ЯНАО).
2. Как называют коренных жителей тундры? (ненцы, ханты, селькупы, и т.д.).
3. Какую форму имеет чум? (конус).
4.Чем занимаются ненцы в тундре? (оленеводство, охота, рыболовство).
5. По мхам он ходит и траве, носит лес на голове,
Рогами защищается - от врагов спасается. (Северный олень).
6. Чем питается северный олень? (мох, ягель).
7. Какие ягоды растут на севере? (брусника, голубика, морошка, и т.д.).
- А что ещё вы знаете про наш край? (ответы детей).
- Молодцы, ребята, на все вопросы ответили.
Сегодня мы с вами слепим панно "Чум". Такое декоративное панно может украсить не только ваш дом, но и стать отличным подарком для близких и друзей.
Давайте приступим к практической части нашего занятия. Но, сначала, ребята, ответьте на несколько вопросов.
3. Повторение пройденного материала.
1. Скажите, для чего нам нужны тканевые салфетки?(ответы детей).
2. Чем мы соединяем детали?(шликер).
3. Как правильно соединять детали? (насечки, шликер).
4. Как называются инструменты для лепки?(стеки).
5. Что такое ангоб?(цветная глина).
6. Когда наносят ангоб, до обжига или после? А глазурь?
7.Что такое конструктивный способ лепки? А пластический?
4. Практическая работа.
ТБ.
- Не размахивай стеком или кисточкой.
- Не бери глину в рот.
- Работай аккуратно, экономно.
- Если нужно, помоги товарищу.
- Содержи рабочее место в порядке и чистоте.
(Поэтапный показ и выполнение работ детьми).
- Итак, ребята, рассмотрите внимательно образец и скажите, каким способом выполнено изделие? (лепка из пласта).
Давайте вместе разберем этапы работы:
1. Промять глину до однородного состояния.
2. Из общего куска глины скалкой раскатать пласт.
3. Создать фактуру на пласте, похожую на полотна из шкур оленя, приложив узорчатую ткань или иной предмет, и снова раскатать.
4. Вырезать стекой форму конуса и загладить края водой.
5. Сделать стекой небольшой надрез от середины конуса вниз и загнуть один край в сторону - это будет дверь.
5. Украсить чум дополнительными элементами.
- Ребята, у вас на столе есть технологические карты, можно воспользоваться ими для выполнения изделия. А теперь приступим к работе.
(см. технологическую карту). (дети выполняют практическое задание).
- Ребята. Я чувствую, вы немного устали, поэтому предлагаю вам немного отдохнуть.
Физкультминутка.
- Чум, чум, круглый дом,
Побывайте в чуме том! (дети движутся по кругу)
Гости явятся едва - (останавливаются, поднимают сцепленные руки вверх).
образуя ворота)
В печку прыгают дрова.
Печка жарко топится. (прыгают).
Угостить торопится. (хлопают в ладоши).
Ладушки, ладушки.
Круглые оладушки! (кружатся.)
( Дети повторяют движения за педагогом)
- Отдохнули? А теперь давайте вернёмся к лепке. Предлагаю вам декорировать ваши чумы дополнительными элементами. (обучающиеся заканчивают работу).
- Вы большие молодцы, ребята! Осталось только высушить изделия и обжечь их в муфельной печи. А на следующем занятии приступим к не менее интересному - росписи.
5. Подведение итогов.:
- Очень красивые чумы у вас получились, ребята! какие они все разные!
Рефлексия.
- Ребята, понравилось ли вам сегодняшнее занятие?
- Чем мы сегодня занимались на занятии?
- Из какого материала выполнена работа?
- Чему вы научились, что нового узнали?
- Что вызвало затруднение? Почему?
- Спасибо вам за работу, ребята! Напоследок я хочу сказать, что помимо своего основного предназначения, давать крышу над головой, чум для ненцев является более широким и важным явлением. Для них дом - важный с сакральной точки зрения атрибут, который мыслится как модель вселенной. Круглое основание жилища обозначает безопасную сферу, защищающую от суровой дикой природы. Кроме того, отверстие в вершине чума служит всегда открытым окном во внешний мир. Через него наверх уходит дым от огня, которая связывает земной мир с небом, миром духов.
Огонь для ненцев является священной сущностью. К очагу принято относиться с уважением, а на месте прежней стоянки, маркируемой пятном от огня, располагаться второй раз не принято. Теперь, ребята, вы знаете все о чуме. Спасибо за внимание!
6.Уборка рабочих мест.
Технологическая карта Декоративного панно "Чум""
№ | Последовательность выполнения | Фото | Материалы и инструменты |
1 | Размять глину и раскатать в тонкий Пласт толщиной 0,5 см. | | Глина, скалка, тканевая салфетка |
2 | Создаем фактуру и вырезаем вытянутый треугольник - основу для чума | | Стеки, материал для создания фактуры |
3 | Делаем надрез примерно от центра чума вниз и загибаем один край наружу. Это будет вход в чум. Скатываем три жгутика и прилепляем сверху чума - жерди. | | стеки, шликер |
4 | Лепим фигурку ненца и прикрепляем к чуму снизу, декорируем дополнительными деталями по своему вкусу. | | Стеки, шликер |
5 | Даем изделие высохнуть, обжигаем, затем раскрашиваем по своему вкусу. | | Краски акрил, гуашь, либо керамическая глазурь, кисти, стаканчик с водой, |
6 | Сувенир готов! По желанию можно оформить в рамку. | | |