Конспект занятия
для детей среднего дошкольного возраста
с нарушением зрения
тема: «Речь, нравственность, эмоции»
Цель: способствовать нравственному развитию личности ребенка.
Задачи:
Развивать у детей внимание, творческие способности, умение ориентироваться в пространстве.
Закреплять понятия «вправо», «влево».
Воспитывать культуру поведения, вежливость, умение оценивать свой поступок и поведение окружающих.
Расширять словарный запас с помощью стихов, чистоговорок, песен.
Совершенствовать образность движений, мимику, жест.
Интеграция образовательных областей: познание, коммуникация, музыка, чтение худ. литературы, социализация, физическая культура
Предварительная работа: Чтение сказки «Белкин домик», заучивание стихотворения «Ежели вы вежливы» С. Маршака.
Материал: Игрушки бибабо: Коза, Ёж, Петушок; маски: коровы, собаки, овечки, козы и козлёнка; корзиночка; аудиозапись песни «О дружбе».
Ход занятия.
Дети входят в зал, здороваются. Воспитатель предлагает им размяться, сделать зарядку.
Воспитатель: Эй, ребята, что вы спите? (Дети стоят врассыпную).
На зарядку становитесь (Подтягиваются, выпрямляют спину).
Справа – друг и слева – друг (Голову вправо и влево)
Вместе все в весёлый круг! (Становятся в круг).
П
од весёлые напевы
Повернёмся вправо, влево.
Руки вверх! Руки вниз!
Вверх! И тут же наклонись!
Вправо, влево головою!
Руки вверх! Перед собою!
Топни правой ногой!
Вправо шаг. На месте стой!
Топни левой ногой! (Выполняют движения
Влево шаг! И снова стой! по тексту)
Повернись направо к другу,
Правую дай другу руку.
Повернись налево к другу,
Левую дай другу руку
Шаг назад и шаг вперёд
Вправо, влево поворот.
Покружимся, повернёмся,
Снова за руки возьмёмся!
Три шага вперёд, дружок!
Станет тесным наш кружок!
Покружились. Потолкались
Повернулись…
Разбежались!
Воспитатель: Что-то вы очень невежливо закончили зарядку: толкались, шумели. Это напомнило мне невежливую козу из сказки «Белкин домик». Совсем она не умела себя вести. Сама по невнимательности или незнанию не нашла звонок в дом, а рассердилась на всех вокруг, стала угрожать:
Бе-бе-бе, какую кнопку?
Я, коза, не знаю,
Я рогами, я рогами
Эту дверь сломаю…
Всех я забодаю!
Появляется Коза – игрушка бибабо.
Воспитатель: Ну скажите, разве это вежливо? (Ответы детей).
Чуть драку не затеяла. А Ёж тоже ей стал угрожать:
У меня свои иголки,
Не показывай рога.
У меня иголки колки,
Проколю твои бока.
И Петушок встал на защиту:
Я – отважный Петушок,
Золотистый гребешок, В драке всех я побеждаю.
Не уйдёшь, так испугаю.
Ку-ка-ре-ку!
Так ведь могла возникнуть настоящая ссора.… Но белочка всех примирила:
Нет, друзья, не надо спорить
И упрямиться не надо.
Я думаю, что Коза просто не умела себя вести, была очень упряма и не знала вежливых слов. Дети, подскажите Козе, как нужно себя вести, и что нужно было сказать?
Дети:
Нужно было вежливо постучать, а не кричать.
Нужно найти звонок, кнопку.
Надо попросить: «Впустите, пожалуйста» и т. п.
Воспитатель: Я вижу, вы знаете много вежливых слов. Предлагаю их собрать в корзиночку.
Игра «Волшебные слова»
Дети садятся в кружок и по очереди «кладут вежливые слова в корзинку, которую передают друг другу.
Воспитатель: А я хочу положить в корзинку такое стихотворение:
Что такое здравствуй? Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй» значит – будь здоров!
Вечером расстались, встретились с утра.
Значит, снова «здравствуй» говорить пора!
Правило запомни, знаешь – повтори.
Старшим это слово первым говори!
Воспитатель: А ребята у нас знают стихотворение о вежливости, которое написал С. Маршак:
Ежели вы вежливы и к совести не глухи
Вы место без протеста уступите старушке.
Ежели вы вежливы в душе, а не для виду,
В автобус вы поможете взобраться инвалиду.
И ежели вы вежливы, поможете вы маме
И помощь ей предложите без просьбы, то есть сами.
И ежели вы вежливы, то в разговоре с тётей,
и с дедушкой, и с бабушкой вы их не перебьёте.
И ежели вы вежливы, тому, кто послабее,
Вы будете защитником пред сильным не робея.
Воспитатель: Большое спасибо. Какое поучительное стихотворение. Ну вот, все вежливые слова и стихи положили в корзинку, давайте подарим их нашей козе.
Коза: От всей души благодарю.
Подарок ваш я принимаю,
К своим козлятам убегаю!
Воспитатель: Ну вот убежала…. Думаю, что наш урок ей пойдёт на пользу. Ребята, пока наша Коза была у нас в гостях, её два козлёнка поссорились, а третий потерялся!
Давайте покажем руками, как поссорились маленькие козлята.
Пальчиковая гимнастика
Вот мостик горбатый, вот козлик рогатый.
На мостике встретил он серого брата.
Упрямцу с упрямцем опасно встречаться.
И с козликом козлик стали бодаться.
Бодались, бодались, сражались, сражались.
И в речке глубокой вдвоём оказались.
Воспитатель: Вот какие козлики невоспитанные. Ну, я надеюсь, что Коза всё запомнила, и научит своих сыновей уму-разуму.
А третий козлёнок-то потерялся. Давайте, ему поможем отыскать свою маму.
Инсценировка песни «Про козлика»
Прыгал козлик на лугу
По цветочкам прямо
Вдруг он замер на бегу
Потерялась мама!
Ой-ой-ой, ой-ой-ой
Потерялась мама! 2 раза
Он, не зная, что к чему
Ткнулся к новой маме,
Но ему сказала «Му-у-у»
Тётенька с рогами!
Му-му-му, му-му-му
Тётенька с рогами! 2 раза
Он вприпрыжку по траве
Вот и мама вроде
Но ему сказала «Бе-е-е»
В
белой шубе тётя!
Бе-бе-бе, бе-бе-бе
В белой шубе тётя! 2 раза
Козлик бросился стремглав
К самой грозной маме,
Но ему сказала «Гав»
Т
ётенька с клыками!
Гав-гав-гав, гав-гав-гав
Тётенька с клыками! 2 раза
Всё прикинул он в уме
И помчался прямо
И ему сказала «Ме-е-е»
Ласковая мама!
Ме-ме-ме, ме-ме-ме
Ласковая мама! 2 раза
Ёжик: Ребята, какие вы хорошие, дружные, вежливые, я всё слышал и постараюсь больше ни с кем не ссорится. А с вами я хочу разучить чистоговорку про меня:
Жа-жа-жа – мы нашли в лесу ежа.
Жу-жу-жу – подошли мы все к ежу.
Ужа-ужа-ужа – впереди большая лужа.
Жок-жок-жок – надень ёжик сапожок.
Петушок: Я тоже плохо поступил в сказке, распетушился, хотел с Козой подраться. А помните, как вы однажды поспорили, кто кого обидел первый, даже поссорились, но потом опять помирились….
Этюд для выражения состояния,
чувств, настроения.
Воспитатель: Ребята, давайте покажем Петушку, как мы умеем показывать некоторые выражения жестом, без слов.
(Дети выполняют задание на воображение)
До свидания. (Кивок головой, помахивание рукой, поклон и т. д.)
Большое спасибо. (Поясной поклон, руки к груди в поклоне, реверанс, пожатие руки.)
Здравствуйте.
Присаживайтесь, пожалуйста.
Петушок: Молодцы, ребята! Мне пора идти, а напоследок я хочу вам сказать: «Сам себя губит, кто других не любит»
Дети повторяют пословицу.