МКДОУ №7 «Улыбка» г. Хасавюрт
Конспект занятия
«Космос»
с использованием здоровьесберегающих, игровых, ИКТ-технологий
Провела - Джангулаева Диана Висраиловна
Цель: закрепление знаний по подготовке к обучению грамоте по теме «Космос». Автоматизация звуков[Л], [Р].
Коррекционно-образовательные задачи:
• Расширять словарный запас в процессе закрепления знаний о космонавтике.
• Закреплять навык звукового, слогового анализа слов.
• Закреплять выделять ударную гласную в слоге, слове.
• Закрепить графический образ букв.
• Закреплять навык чтения слогов и слов.
• Закреплять умения составлять предложения по опорным словам.
• Закреплять чтение схем слогов и предложений.
• Развивать познавательную активность и стремление получать новые знания на основе космической экспедиции.
• Предупреждать предпосылки дисграфии.
Коррекционно-развивающие задачи:
• Развить невербальное воссоздающее воображение на основе представления себя космонавтами, стульчики – ракетой; звука двигателей; видео ролика и т. д.
• Развивать слуховое восприятия, воображения на основе прослушивания космической музыки, звуков.
• Развивать фонематическое восприятие.
• Развивать долговременную память на основе актуализации ранее полученных знаний о космонавтике.
• Развивать зрительное внимание.
• Развивать словесно-логическое мышление детей, рассуждать, делать выводы.
• Развивать умение ориентироваться в пространстве.
• Развивать мелкую моторику.
• Снимать мышечную и эмоциональную напряженность на основе релаксационной музыки.
• Регулировать функции дыхания - дыхательные упражнения.
• Развивать кратковременную память на основе воспроизведения полученных знаний в конце занятия (рефлексия).
Коррекционно-воспитательные задачи:
• Воспитывать чувство доброжелательности, ответственности, сотрудничества.
• Формировать навык совместной работы в паре, в команде.
• Развивать и совершенствовать коммуникативные навыки на основе умения действовать в детском коллективе сообща, подчиняться общим правилам.
Оборудование: ноутбук; интерактивная доска; видео ролик– «Полёт в космос»;аудиозапись голоса феи планеты Грамотейки, злого волшебника Буквоеда;три песочных стола; цветной песок – красный, синий, зелёный; буквы-указатели; буквы на табличках;мячики с надписями слогов; звуковые схемы; слайды:картинки для определения первого звука в слове; звуковая схема слова –Земля;схемы слогов, предложений;объёмные буквы с разного материала; билеты; предметные картинки;летающие тарелки с окошками на определение звука.
Ход НОД
Дети заходят в группу и здороваются с гостями.
В.: Ребята, я сегодня получила (видео)звуковое письмо по электронной почте. Хотели бы послушать?
Слайд 1 Видео ролик и звучит голос: https://www.youtube.com/watch?v=_udvJUTA_Xs&t=3s
«Я, фея Грамматики, Звуковой и Буквенной волшебной планеты Грамотейка. Я, прошу вас о помощи. Злой волшебник Буквоед пробрался на мою планету и заколдовал всех моих жителей и теперь у нас злость и беспорядок. Своё заклинание он хранит в волшебном слове. Собрав все буквы, вы сможете узнать это слово, и тогда злой Буквоед исчезнет и на моей планете опять будет порядок».
В.: Ну что, ребята, поможем фее и жителям планеты Грамотейки? (ответы детей).
На чем мы можем отправиться в спасательную экспедицию? (Ответы детей: на ракете, космическом корабле).
В.: Хорошо! Летим на ракете!
Но для этого нам нужны билеты. Билеты не простые, они с космическим узором. Возьмите у меня билет. И найдите такой же узор на спинке стульчика. Займите свои места в ракете.
(дети занимают места, соотнеся узоры на карточках)
Слайд 2 Предметные картинки (морковь, арбуз, трактор, обручи, ракета).
В.: И чтобы наша ракета взлетела нам надо произнести все слова на картинках, выделив первый звук в них. Посмотрите на экран.
Произнести их все по порядку. (ответы детей). Какое слово получилось (Ряд картинок, дети составляют слово-мотор.) (ответ детей). Говорим «матор» а пишем «мотор», в школе об этом будут говорить.
Вот сейчас - все вместе заведём мотор. (РРР). Что бы хорошо работали сопла ракеты надо их почистить. Включим специальные пылесосы. (ЛЛЛ….). Ребята, вы наверное догадались какие звуки нам будут помогать (Ответ детей).
Итак, экипаж! Слушай мою команду!
Отправляемся в спасательную экспедицию «Спасём Грамотейку.»3 – 2 – 1! Летим!
Слайд 3. Видео ролик «Полёт в космос».
https://www.youtube.com/watch?v=mOwW3B11tuk
В.: Приближаемся к планете.
Слайд 4 Голос Буквоеда.
«Не бывать вам на планете. Пока не отгадаете загадки о жителях Грамотейки».
https://www.youtube.com/watch?v=iBCUAEEcBZA
В.: Отгадаем?
Один мягкий и глухой
Другой твёрдый и звонкий
Третий вовсе запоёт
Хоть кто его произнесёт… (звук). Вопросы- какие звуки вы знаете?
Черные птички на белой страничке
Молчат, ожидают, кто их прочитает (буква).Чем отличается звук от
буквы?
Сначала я никак не мог
Прочесть с двух букв
Свой первый… (слог).Что такое слог?
Звук я к звуку подберу
И его произнесу
Если буквы в ряд сложу
То его потом прочту (слово). Что такое слово?
Много слов я соберу
Меж собой их подружу
Понятным будет изложение
То получу я (предложение). Что такое предложение?
В.: Молодцы! Загадки отгадали. Букву получили. Какая это буква? (Д).
Слайд 5 https://www.youtube.com/watch?v=iBCUAEEcBZA
В.: Вот мы и на заколдованной планете. (Обращает внимание на слайд с рельефом планеты). Что здесь изображено? (ответы детей) Да, постарался Буквоед! Посмотрите, какое -то дерево. На нем буквы. Давайте и нашу букву сюда прикрепим. (Обращает внимание на буквенное дерево и прикрепляет букву Д).
Слайд 6 Голос Буквоеда.
Что бы следующую букву забрать,нужно составить звуковую схему слова планеты, на которой вы живете.
В.: Как она называется (ответы) (дети составляют из цветного песка схему слова)
В.: Ребята, мы говорим ЗИмля, а пишем ЗЕмля. А теперь проверим, правильно ли мы выполнили задание Буквоеда?
Слайд 7 Звуковая схема слова Земля.
Дети выполняют характеристику звуков слова Земля [Зь, И,М, Ль, А].
На буквенное дерево и прикрепляют букву «Р».
Слайд 8 Голос Буквоеда:
«Разделите слово на слоги». Определите ударный слог.» https://www.youtube.com/watch?v=e-IGKpvi-Us
Совместно разбирают слово Земля. Деление на слоги, определение ударного слога.
Слайд 9 Дети подбирают правильную схему слогов на слайде.
В.: Молодцы! Букву новую на дерево прикрепим – (У)
В.: А теперь немного подвигаемся. (Физкультминутка)
На луне жил звездочёт — («Смотрят» в телескоп)
Он планетам вёл учёт: (Показывать в небо рукой)
Меркурий — раз, (Описать круг руками)
Венера – два-с, (Хлопок)
Три — Земля (развести руки, четыре — Марс, (Присесть)
Пять — Юпитер, шесть — Сатурн, (Наклон вправо-влево)
Семь — Уран, восемь — Нептун, (Наклон вперёд, прогнуться назад)
Слайд 10 Голос Буквоеда
«Следующее задание спрятано в дупле буквенного дерева» https://www.youtube.com/watch?v=Fsy5E2FqCOo
В.: Буквоед не знал, что мы знаем не только звуки, но и буквы. Опустите руку в дупло. Определите на ощупь название одной буквы. (Опишите, какая она.) Дети достают объёмные буквы «Л», «Р» с разного материала.
Дети делятся на команды, по наличию букв Л, Р. У кого буква «Р» -подходят к звезде с буквой «Р», а у кого буква «Л»- к звезде с буквой «Л».Определяют, что у букв по два звука: твёрдый и мягкий. Выбирают картинки и распределяют их по летающим тарелкам. Называют слова со звуками: в начале слова, конце и середине. (Предметные картинки по космической теме в названиях которых есть Р, Л.)
В.: Молодцы! Букву новую получи- (Ж)
Слайд 11 Голос Буквоеда.
«Соберите слово» https://www.youtube.com/watch?v=6tC0REVnzug
Логопед: Ребята, Буквоед разбросал буквы, соберите их, пожалуйста.
- У тебя какая буква? - «З»- Ау тебя? - «Е». И так далее.
Ребята, вам предстоит собрать из букв название планеты.
(Дети играют в игру «Живые буквы», составляют слово – название планеты.)
В.: А, оставшиеся ребята прочитают, название планеты, которая получилась. (ответы детей: Земля. Играют еще раз. Слово – Луна.)
В.: Молодцы! Букву новую получи- Б
Слайд 12 Звучит музыка и видео с метеоритным дождём. https://www.youtube.com/watch?v=iwL84LxLEn0&t=1s
В.: Ой, что это? (Как называется этот дождь) (ответ детей:метеоритный дождь).
Слайд 13 Голос Буквоеда. «В метеоритах зашифрована скороговорка»
В.: Отгадаем её?
Дети, встают в пары. Каждая пара собирает слово из метеоритов одного цвета. С получившимися словами составляют предложение. Читают и произносят скороговорку.
Слайд14 Две схемы предложений. Дети выбирают нужную схему.
В.: Сколько слов в предложении. Назовите первое слово, второе…
Как вы обозначили первую букву? Что в конце предложения поставили?
Логопед: Молодцы! Букву новую получи - (А)
Ребёнок прикрепляет букву на дерево.
В.: Ребята, посмотрите и прочитайте, получилось ли у нас слово?Дети читают на буквенном дереве слово – дружба.
Слайд 15 Звучит волшебная музыка. Голос Феи: https://www.youtube.com/watch?v=I5GrY13-Xpo
«Спасибо вам ребята, что вы спасли мою планету и её жителей.
Я желаю вам друзья делать добрые дела,
И дружить, и дорожить
И добро друзьям дарить».
В.: Возвращаться нам пора. По местам, мои друзья!3 – 2 – 1 – летим!
Слайд 16 Видео ролик «Возвращение на Землю» (звучит музыка) https://www.youtube.com/watch?v=-9WPvYzWEzI
В.: Вот мы и вернулись. Что понравилось? Что было легко? Что было сложно?.
Дети отвечают.
По возвращению на Землю – сюрпризный момент. (Раскраски по теме «Космос»)
Приложение
к организационному моменту (презентация, слайды и фото материалы прилагаются). https://www.youtube.com/watch?v=-5Ut5HeRJVM&t=1s