Конспект занятия
на тему «Осенний калейдоскоп»
Цели занятая:
уточнить, расширить и активизировать знания по теме «Осень».
Коррекционно-образовательная:
-совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных; однокоренных слов; согласование имени числительного с именами существительными);
Коррекционно-развивающие:
развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание;
развивать голос и дыхание;
упражнять в подборе признаков и действий к предметам;
совершенствовать навыки и умения работать со схемой;
отрабатывать навык употребления предлогов - на, под, между...;
-совершенствовать навык построения предложений, умение правильно грамматически и фонетически оформлять высказывания;
развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ребенка.
Коррекционно-воспитательная:
воспитывать навык слушания, положительный эмоциональный отклик на занятие.
Оборудование: схемы для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, букет из осенних листьев и цветов, логопедический зонт, слайды к занятию.
Ход занятия:
Организационный момент.
Логопед:
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро! - солнцу и птицам.
-Доброе утро! - улыбчивым лицам.
-Доброе утро, наши уважаемые гости!
-Доброе утро! - ребята!
Этюд приветствия
-Здравствуй друг! (рукопожатие)
-Как, ты тут? (похлопывание по плечу)
-Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)
-Я скучал! (складывают руки на груди в области сердца)
-Ты пришел! (разводят руки в сторону)
-Хорошо! (обнимают друг друга)
Логопед:
Сегодня чудесное утро! Настроение у нас хорошее, улыбнемся друг другу, подарим улыбку гостям, и пройдем за столы.
Основная часть:
Логопед: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень). После, какого времени года наступает осень? (Осень наступает после лета). Назовите осенние месяцы (сентябрь - октябрь - ноябрь). Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - осени. (2 слайд) И наше занятие мы как всегда начинаем с гимнастики.
Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом дети выполняют артикуляционную гимнастику). (3 слайд)
Реже солнышко блестит (открыть и закрыть рот-«бегемотик»)
Теплыми лучами (высунуть и положить язык на нижнюю губу-«блинчики»)
К югу стая птиц летит, (кончик языка к верхней губе к нижней-«качели»)
Расставаясь с нами (кончик языка влево-вправо-«часики»)
Частый дождик за окном, (покусать кончик языка-«месим тесто»)
Небо тучей плачет, (кончик языка за нижние зубы-«киска сердится»)
Листья желтые кругом (язык поднять к верхней губе-«чашечкой»)
Это осень, значит (губы округлить и чуть вытянуть вперед «овалом»-«слоненок»)
Логопед: Отгадайте осенние загадки, подберите слово в рифму.
Загадки:
Ветер тучу позовет,
Туча по небу плывет.
И поверх садов и рощ
Моросит холодный... (дождь)
Сапоги надеть нам нужно:
От дождя у дома ...... (лужа)
В сером небе низко Тучи ходят близко,
Закрывают горизонт.
Будет дождь.
Мы взяли... (зонт)
Логопед: Я предлагаю дополнить словесную копилку осенними словами: туча, дождь, сырость, слякоть, грязь, лужа, зонт, плащ, листопад, урожай, грибы... Что обозначают эти слова? (это слова - названия предметов).
Логопед: (показ слайдов). Небо осенью (что делает?) - хмурится, темнеет: дождь - идет, накрапывает, моросит, льет, заливает, стучит по крыше; ветер – дует, воет, гудят, срывает; листья - желтеют, краснеют, кружатся, опадают, ложатся, устилают, шуршат; трава и цветы - увядают, сохнут; птицы - собираются, улетают, прощаются, кричат; урожай - убирают, собирают... Что обозначают названные вами слова? (это слова - названия действий) ... (4 - 9слайд)
Логопед: Есть слова, которые помогают рассказать о предмете. Как называются эти слова? (это слова - названия признаков).
Игра «Осень - какая?»
Логопед: Осень, какая? (красивая, очаровательная, таинственная, разноцветная, пестрая, сказочная, волшебная, ранняя, золотая,, поздняя, пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, унылая, урожайная...).
Логопед: А сейчас сядем за столы и вспомним, какие изменения происходят осенью. Упражнение «Составь схему»
Логопед: Наша речь состоит из звуков, звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова в предложение. А что такое предложение? (Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу, называют предложением) Я назову предложение, а вы скажите, сколько слов в предложении? Наступила осень. Составьте схему предложения. Придумайте предложение из двух слов (например: Начался листопад. Дети гуляют. Идет дождь...). Наступили холодные дни. Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. Придумайте предложение из трех слов (например: Опадают золотые листья. Идет моросящий дождь. Плывут темные тучи). Птицы улетели на юг. Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. Придумайте предложение из четырех слов, чтобы в нем было короткое слово (например: Дети гуляют под зонтом. Листья падают на дорожки. Букет сделали из листьев. Урожай собирают на огороде)
Логопед: Ребята, а вы хотели бы встретиться с осенью? (звучит «Осенняя песня» II. Чайковского - под ее сопровождение в зал заходит персонаж Осень). (10 слайд)
Логопед: Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идет.
Разрисует листики на ветках, птичек перелетных соберет.
Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой
Ты пришла, к нам осень золотая, снова рады встретиться с тобой!
Воспитатель - Осень: Здравствуйте дети! Я - Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу? (в руках букет из осенних листьев и цветов). (11 слайд)
Логоритмическая игра: «Осенние песенки - подарки» (дети, взявшись за руки, идут по кругу).
Слова Л.Анищик, музыка Е. Фирсовой
Логопед: Такая красивая эта пора, пришла к нам опять Чудо-Осень. Давайте ощутим её прикосновение, подышим ароматом осени (дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи, выдох через рот). Осень пахнет... (чем?) опавшими листьями, последними цветами, ароматными яблоками, сыростью и прохладой.
Музыкальный руководитель: У осени не только свои запахи, но и свои звуки (дети слушают звуки, который издает взрослый с помощью любых предметов: слушать звуки в аудиозаписи (курлычет стая журавлей), дуть в бутылочку (дует ветер), шуршать бумагой (шуршат опавшие листья), играть на музыкальном треугольнике (идет дождь).
Музыкальный руководитель: Дождь бывает разный - грустный и веселый. Осенью, когда нет солнышка и на улице холодно, идет грустный дождик. (12 слайд)
Песня «Дождик озорной» (отстукивание ритмического рисунка)
Слова и музыка С. Семеновой
Воспитатель - Осень: У вас подучился настоящий осенний дождь. А после дождя вырастает много грибов. А какие грибы вы знаете? (показ слайдов) Под березой
подберезовик, между березой и осиной 5 подберезовиков. Под елью одна лисичка, между елью и сосной 6 лисичек. Под липой один опенок, между липой и дубом на пеньке 7 опят. (13-15 слайд)
Ребенок: Закружился надо мною дождь из листьев озорной. До чего же он хорош, где такой еще найдешь - Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья - дождь из листиков и я.
Логопед: Что это за дождь из листиков? (это листопад). (16 слайд)
Воспитатель - Осень: Налетел ветер-озорник и все листья перепутал (логопед приглашает детей занять свои места).
Игра «С какого дерева листок» (компьютерная игра)
Логопед: Березовый, дубовый, кленовый... Что обозначают эти слова? (это слова - названия признаков). Кто листочку родню найдёт? Слова - родственники подберёт? (лист - листок, листочек, листопад, лиственница, листва, листоед, лиственный, трилистник,...). Что обозначают эти слова? (это слова - названия предметов).
Логопед: Интересно, а что еще нам приготовила осень? (1 (слайд)
Игра «Щедрый урожай»
Воспитатель - Осень: Ходит осень по земле, дарит всем подарки! Приглашаю вас на огород, но огород не обычный, а спортивный (дети переносят овощи из обруча-грядки в корзину, рассказывают - я сорвал помидор, я выдернул морковь, я выкапывал картофель, я срубил капусту, ...). Скажите, что и как вы собирали на огороде? Что обозначают эти слова? (это слова - названия действия).
Воспитатель - Осень: Вижу, вижу, любит осень, детвора!
И за это вам подарки осень принесла.
Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь.
Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь.
Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»
Итог занятия:
Логопед: У каждого есть свое любимое время года. Но все любят осень с ее листопадом, прощальными лучами солнца, с летящей по воздуху паутиной, с птичьим гомоном в лесу. В такие деньки приятно пройтись по лесу, посмотреть на увядающую природу, в багрец и золото, одетые леса. Мы прощаемся с осенью и с нетерпением ждем прихода следующего времени года - зимы. (18 слайд)