СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему «Осенний калейдоскоп»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия на тему «Осенний калейдоскоп»

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему «Осенний калейдоскоп»»

Конспект занятия
на тему «Осенний калейдоскоп»



Цели занятая:

  • уточнить, расширить и активизировать знания по теме «Осень».

Коррекционно-образовательная:

-совершенствовать грамматический строй речи (образование относительных прилагательных; однокоренных слов; согласование имени числительного с именами существительными);

  • формировать навык самоконтроля за собственной речью.

Коррекционно-развивающие:

  • развивать фонематический слух, зрительное и слуховое внимание;

  • развивать голос и дыхание;

  • упражнять в подборе признаков и действий к предметам;

  • совершенствовать навыки и умения работать со схемой;

  • отрабатывать навык употребления предлогов - на, под, между...;

-совершенствовать навык построения предложений, умение правильно грамматически и фонетически оформлять высказывания;

  • развивать общую, мелкую и артикуляционную моторику ребенка.

Коррекционно-воспитательная:

  • воспитывать навык слушания, положительный эмоциональный отклик на занятие.

Оборудование: схемы для составления предложений, зеркала для каждого ребенка, букет из осенних листьев и цветов, логопедический зонт, слайды к занятию.

Ход занятия:

Организационный момент.

Логопед:

  • Придумано кем-то просто и мудро

При встрече здороваться:

-Доброе утро!

-Доброе утро! - солнцу и птицам.

-Доброе утро! - улыбчивым лицам.

-Доброе утро, наши уважаемые гости!

-Доброе утро! - ребята!

Этюд приветствия

-Здравствуй друг! (рукопожатие)

-Как, ты тут? (похлопывание по плечу)

-Где ты был? (теребят друг друга за мочку ушка)

скучал! (складывают руки на груди в области сердца)

-Ты пришел! (разводят руки в сторону)

-Хорошо! (обнимают друг друга)

Логопед:

Сегодня чудесное утро! Настроение у нас хорошее, улыбнемся друг другу, подарим улыбку гостям, и пройдем за столы.


Основная часть:

Логопед: Пришла без красок и без кисти и перекрасила все листья (осень). После, какого времени года наступает осень? (Осень наступает после лета). Назовите осенние месяцы (сентябрь - октябрь - ноябрь). Сегодня мы будем говорить о прекрасном времени года - осени. (2 слайд) И наше занятие мы как всегда начинаем с гимнастики.

Артикуляционная гимнастика (перед зеркалом дети выполняют артикуляционную гимнастику). (3 слайд)

Реже солнышко блестит (открыть и закрыть рот-«бегемотик»)

Теплыми лучами (высунуть и положить язык на нижнюю губу-«блинчики»)

К югу стая птиц летит, (кончик языка к верхней губе к нижней-«качели»)

Расставаясь с нами (кончик языка влево-вправо-«часики»)

Частый дождик за окном, (покусать кончик языка-«месим тесто»)

Небо тучей плачет, (кончик языка за нижние зубы-«киска сердится»)

Листья желтые кругом (язык поднять к верхней губе-«чашечкой»)

Это осень, значит (губы округлить и чуть вытянуть вперед «овалом»-«слоненок»)

Логопед: Отгадайте осенние загадки, подберите слово в рифму.

Загадки:

Ветер тучу позовет,

Туча по небу плывет.

И поверх садов и рощ

Моросит холодный... (дождь)


Сапоги надеть нам нужно:

От дождя у дома ...... (лужа)

В сером небе низко Тучи ходят близко,

Закрывают горизонт.

Будет дождь.

Мы взяли... (зонт)

Логопед: Я предлагаю дополнить словесную копилку осенними словами: туча, дождь, сырость, слякоть, грязь, лужа, зонт, плащ, листопад, урожай, грибы... Что обозначают эти слова? (это слова - названия предметов).

Логопед: (показ слайдов). Небо осенью (что делает?) - хмурится, темнеет: дождь - идет, накрапывает, моросит, льет, заливает, стучит по крыше; ветер – дует, воет, гудят, срывает; листья - желтеют, краснеют, кружатся, опадают, ложатся, устилают, шуршат; трава и цветы - увядают, сохнут; птицы - собираются, улетают, прощаются, кричат; урожай - убирают, собирают... Что обозначают названные вами слова? (это слова - названия действий) ... (4 - 9слайд)

Логопед: Есть слова, которые помогают рассказать о предмете. Как называются эти слова? (это слова - названия признаков).


Игра «Осень - какая?»

Логопед: Осень, какая? (красивая, очаровательная, таинственная, разноцветная, пестрая, сказочная, волшебная, ранняя, золотая,, поздняя, пасмурная, дождливая, холодная, ветреная, унылая, урожайная...).

Логопед: А сейчас сядем за столы и вспомним, какие изменения происходят осенью. Упражнение «Составь схему»

Логопед: Наша речь состоит из звуков, звуки сливаются в слоги, слоги в слова, а слова в предложение. А что такое предложение? (Два или несколько слов, связанных между собой по смыслу, называют предложением) Я назову предложение, а вы скажите, сколько слов в предложении? Наступила осень. Составьте схему предложения. Придумайте предложение из двух слов (например: Начался листопад. Дети гуляют. Идет дождь...). Наступили холодные дни. Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. Придумайте предложение из трех слов (например: Опадают золотые листья. Идет моросящий дождь. Плывут темные тучи). Птицы улетели на юг. Сколько слов в предложении? Составьте схему предложения. Придумайте предложение из четырех слов, чтобы в нем было короткое слово (например: Дети гуляют под зонтом. Листья падают на дорожки. Букет сделали из листьев. Урожай собирают на огороде)

Логопед: Ребята, а вы хотели бы встретиться с осенью? (звучит «Осенняя песня» II. Чайковского - под ее сопровождение в зал заходит персонаж Осень). (10 слайд)

Логопед: Осень наступает незаметно, осторожным шагом к нам идет.

Разрисует листики на ветках, птичек перелетных соберет.

Ветерок тропинки заметает и шуршит опавшею листвой

Ты пришла, к нам осень золотая, снова рады встретиться с тобой!

Воспитатель - Осень: Здравствуйте дети! Я - Осень. Я пришла к вам в гости. Рады вы моему приходу? (в руках букет из осенних листьев и цветов). (11 слайд)

Логоритмическая игра: «Осенние песенки - подарки» (дети, взявшись за руки, идут по кругу).

Слова Л.Анищик, музыка Е. Фирсовой

Логопед: Такая красивая эта пора, пришла к нам опять Чудо-Осень. Давайте ощутим её прикосновение, подышим ароматом осени (дети наклоняются к букету и делают глубокий вдох через нос, не поднимая плечи, выдох через рот). Осень пахнет... (чем?) опавшими листьями, последними цветами, ароматными яблоками, сыростью и прохладой.

Музыкальный руководитель: У осени не только свои запахи, но и свои звуки (дети слушают звуки, который издает взрослый с помощью любых предметов: слушать звуки в аудиозаписи (курлычет стая журавлей), дуть в бутылочку (дует ветер), шуршать бумагой (шуршат опавшие листья), играть на музыкальном треугольнике (идет дождь).

Музыкальный руководитель: Дождь бывает разный - грустный и веселый. Осенью, когда нет солнышка и на улице холодно, идет грустный дождик. (12 слайд)

Песня «Дождик озорной» (отстукивание ритмического рисунка)

Слова и музыка С. Семеновой

Воспитатель - Осень: У вас подучился настоящий осенний дождь. А после дождя вырастает много грибов. А какие грибы вы знаете? (показ слайдов) Под березой



подберезовик, между березой и осиной 5 подберезовиков. Под елью одна лисичка, между елью и сосной 6 лисичек. Под липой один опенок, между липой и дубом на пеньке 7 опят. (13-15 слайд)

Ребенок: Закружился надо мною дождь из листьев озорной. До чего же он хорош, где такой еще найдешь - Без конца и без начала? Танцевать под ним я стала, Мы плясали, как друзья - дождь из листиков и я.

Логопед: Что это за дождь из листиков? (это листопад). (16 слайд)

Воспитатель - Осень: Налетел ветер-озорник и все листья перепутал (логопед приглашает детей занять свои места).

Игра «С какого дерева листок» (компьютерная игра)

Логопед: Березовый, дубовый, кленовый... Что обозначают эти слова? (это слова - названия признаков). Кто листочку родню найдёт? Слова - родственники подберёт? (лист - листок, листочек, листопад, лиственница, листва, листоед, лиственный, трилистник,...). Что обозначают эти слова? (это слова - названия предметов).

Логопед: Интересно, а что еще нам приготовила осень? (1 (слайд)

Игра «Щедрый урожай»

Воспитатель - Осень: Ходит осень по земле, дарит всем подарки! Приглашаю вас на огород, но огород не обычный, а спортивный (дети переносят овощи из обруча-грядки в корзину, рассказывают - я сорвал помидор, я выдернул морковь, я выкапывал картофель, я срубил капусту, ...). Скажите, что и как вы собирали на огороде? Что обозначают эти слова? (это слова - названия действия).

Воспитатель - Осень: Вижу, вижу, любит осень, детвора!

И за это вам подарки осень принесла.

Ешьте их и поправляйтесь, витаминов набирайтесь.

Вот настал момент прощания, будет краткой моя речь.

Говорю вам: «До свидания, до счастливых новых встреч!»

Итог занятия:

Логопед: У каждого есть свое любимое время года. Но все любят осень с ее листопадом, прощальными лучами солнца, с летящей по воздуху паутиной, с птичьим гомоном в лесу. В такие деньки приятно пройтись по лесу, посмотреть на увядающую природу, в багрец и золото, одетые леса. Мы прощаемся с осенью и с нетерпением ждем прихода следующего времени года - зимы. (18 слайд)