СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект занятия на тему: Серебряный век: общая характеристика и основные представители.

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект занятия по литературе. Целью занятия является ознакомление обучающихся с такими направлениями, как символизм, акмиеизм, футуризм. 

Просмотр содержимого документа
«Конспект занятия на тему: Серебряный век: общая характеристика и основные представители.»

Тема: Серебряный век: общая характеристика и основные представители.

Цели: обучающая - ознакомление учащихся с понятиями «Серебряный век русской поэзии», предоставление материала в виде презентации.
развивающая - способствовать совершенствованию навыков работы с учебной и дополнительной литературой, развитию речи, коммуникативных способностей.
воспитательная - воспитание гордости за культуру Родины, создание условий для эстетического воспитания обучающихся.

Методическое обеспечение занятия: иллюстрации, портреты поэтов Серебряного века, выставка их произведений.
Методы и формы обучения: фронтальный опрос, чтение стихотворений наизусть.

Тип занятия – комбинированный, изучение нового материала. 
Межпредметные связи – история, эстетика. 

ХОД ЗАНЯТИЯ. 
I. Оргмомент. 

Преподаватель зачитывает эпиграф к занятию:

Бог дал огонь их сердцу, свет уму,

И чувства в них восторженны и пылки.

К. Кюхельбекер.
II. Вступительное слово преподавателя:

В мире всё взаимосвязано. Нельзя начать изучение новой темы, не перекинув мостик к ней от уже изученных. Рубеж XIX - ХХ веков - удивительное время в истории России. Русский философ Николай Бердяев писал о нем так: "Это была эпоха пробуждения в России самостоятельной философской мысли, расцвет поэзии и обострение эстетической чувствительности, религиозного беспокойства и искания...". Это время переломов, время контрастов, оставившее замечательное поэтическое наследие.

Среди миров в мерцании светил

Одной звезды я повторяю имя...

Не потому, чтоб я ее любил,

А потому, что я томлюсь с другими.

И если мне сомненье тяжело, -

Я у нее одной молю ответа,

Не потому, что от нее светло,

А потому, что с ней не надо света.

Эти строки Иннокентия Анненского появились в период "серебряного века" русской поэзии.

III. Фронтальный опрос. 
Скажите:

  1. В каких исторических условиях развивалось искусство (а значит литература) в начале XX века?
    Ответ: Это время бурное, противоречивое. Немало было разочарований и потрясений. Но художники по-прежнему стремятся понять и объяснить смысл жизни, возможности человека. Они мечтают о создании поэтической культуры, которая помогла бы духовному совершенствованию человечества, духовному преображению мира. 
    2. Какие литературные направления существуют в это время? Каковы их особенности? 

    Ответ: Многие писатели продолжают пользоваться в своём творчестве методом реализма (А.Куприн, И.Бунин, М.Горький, Л.Андреев, И.Шмелёв, А.Серафимович, А.Аверченко, Тэффи и др.). Но классический реализм изменился. 

    IV. Изучение новой темы, ознакомление с определениями. 
    Расцвет поэзии в первые десятилетия XX века в литературе получил название Серебряного века русской поэзии по аналогии с «золотым» пушкинским веком. 
    Итак, мы встречаемся с целой вселенной, новым богатейшим и интереснейшим миром – Серебряным веком. Появляется много новых талантливых поэтов, много новых литературных направлений. Часто их называют модернистскими или декадентскими.

«Серебряный век» (термин впервые предложен философом Николаем Александровичем Бердяевым) - это период конца XIX - начала ХХ века, время расцвета поэзии, представленной разными направлениями и литературными течениями.

Поэзия «серебряного века» отразила атмосферу внутреннего хаоса, смятения. И вместе с этим это было полное сияния творческое пространство, жаждущее красоты и самоутверждения, решающее новые эстетические задачи.
Слово «модернизм» в переводе с французского означает «новейший», «современный». В русском модернизме были предствлены разные течения: символизм, акмеизм, имажинизм, футуризм, конструктивизм и др. Модернисты отрицали социальные ценности, выступали против реализма. Их целью было создание новой поэтической культуры, содействующей духовному совершенствованию человечества. (Прежняя культура, идеалы не смогли предотвратить кризис общественной жизни. Всё закончилось войнами, ужасами революционных катастроф, падением нравов и общей культуры.) 



Течения модернизма:

- символизм

- акмеизм

- футуризм

V. Работа в группах.

Обучающиеся делятся на 3 группы: представители «Символизма», «Акмеизма», «Модернизма». Каждая группа подготавливает сообщения о своем литературном направлении.

  • Символизм - течение модернизма, для которого характерны "три главных элемента нового искусства: мистическое содержание, символы и расширение художественной впечатлительности..." [1], "новое сочетание мыслей, красок и звуков"[2]; основным принципом символизма является художественное выражение посредством символа сущности предметов и идей, находящихся за пределами чувственного восприятия.

Символизм (от франц. simbolism, от греч. simbolon - знак, символ) появился во Франции в конце 60 - начале 70-х гг. 19 в. (первоначально в литературе, а затем и в других видах искусства - изобразительном, музыкальном, театральном) и вскоре включил в себя иные явления культуры - философию, религию, мифологию. Излюбленными темами, к которым обращались символисты, являлись смерть, любовь, страдание, ожидание каких-либо событий. Среди сюжетов преобладали сцены евангельской истории, полумифические-полуисторические события средневековья, античная мифология.

Русские символисты-литераторы традиционно делятся на "старших" и "младших".

Старшие - так называемые "декаденты" - Дмитрий Мережковский, Зинаида Гиппиус, Валерий Брюсов, Константин Бальмонт, Федор Сологуб - отразили в своем творчестве черты общеевропейского пан-эстетизма.

Младшие символисты - Александр Блок, Андрей Белый, Вячеслав Иванов - помимо эстетизма воплощали в своем творчестве эстетическую утопию поисков мистической Вечной Женственности.

  • Акмеизм (от греческого аkme - "высшая степень") - течение модернизма, противопоставленное мистическому, "неясному и бесформенному"[3], основанное на логичности, экономичности в средствах и словах; для акмеизма характерна повышенная склонность к историко-культурным ассоциациям.

Акмеистическое течение просуществовало в России с 1913-1914. В январе 1913 г. появились манифесты акмеизма. Представители акмеизма объединились в группу "Цех поэтов" и выступали в журнале "Аполлон" (1909-1917).

Представители акмеизма: Николай Гумилев, Сергей Городецкий, Анна Ахматова, Осип Мандельштам, Максимилиан Волошин, Михаил Кузмин.

Жираф

Сегодня, я вижу, особенно грустен твой взгляд

И руки особенно тонки, колени обняв.

Послушай: далеко, далеко на озере Чад

Изысканный бродит жираф.

Ему грациозная стройность и нега дана

И шкуру его украшает волшебный узор,

С которым равняться осмелится только луна,

Дробясь и качаясь на влаге широких озер.

Вдали он подобен цветным парусам корабля,

И бег его плавен, как радостный птичий полет,

Я знаю, что много чудесного видит земля,

Когда на закате он прячется в мраморный грот.

Я знаю веселые сказки таинственных стран

Про черную деву, про страсть молодого вождя,

Но ты слишком долго вдыхала тяжелый туман,

Ты верить не хочешь во что-нибудь, кроме дождя.

И как я тебе расскажу про тропический сад,

Про стройные пальмы, про запах немыслимых трав:

Ты плачешь? Послушай: далеко, на озере Чад

Изысканный бродит жираф. Н. Гумилев

Особенности акмеизма:

- экзотические образы ("базальтовые скалы", "изысканный жираф", "тропический сад" и т.д.);

- жизнеутверждающее содержание;

- ясность формы;

- точность слова;

- обращение к материальному миру, к естественным предметам;

- использование ярких красок (красный, рубиновый, зеленый, розовы.

*Футуризм (от латинского futurum - будущее) - течение модернизма, отрицающее язык классической поэзии, призывающее к созданию "произвольных и производных слов"[4]; цель футуристов - найти средства самовыражения, стать "делателями собственной жизни"[5].

Литературное течение зародилось в Италии в 1909 г. В России начало свое существование в 1912 г., когда вышел в свет сборник "Пощечина общественному вкусу", открывавшийся статьей русских футуристов.

Футуризм делится на две подгруппы: кубофутуризм и эгофутуризм. Представители футуризма: Владимир Маяковский, Велимир Хлебников, Алексей Крученых, Игорь Северянин

Слоны бились бивнями так,

Что казались белым камнем

Под рукой художника.

Олени заплетались рогами так,

Что, казалось, их соединял старинный брак

С взаимными увлечениями и взаимной неверностью.

Реки вливались в море так,

Что казалось: рука одного душит шею другого. В. Хлебников

Особенности футуризма:

- отказ от традиционной поэзии;

- словотворчество, создание неологизмов;

- изменение рифмы и ритма стихов;

- эмоциональность, экспрессивность, обилие восклицательных предложений.

Многие авторы в высшей степени театральны, театральность эта поэтическая: в ней заключено мироощущение, специфическое видение жизни, творческая точка зрения на мир. «Жизнь – театр» Через театральную форму представлено всё: состояние мира, судьбы людей, сама жизнь. Поэтическая мистификация так захватила многих поэтов, что и в действительной жизни для них была словно размыта грань между миром реальным и мнимым. Таков Н.Гумилёв, глава акмеистов, который пытается своим творчеством восстановить равновесие мира земного и запредельного. И человек должен ценить, относиться ответственно к каждому мгновению жизни, так как «это не репетиция» – а «главный спектакль».
Хотелось бы всех поимённо назвать,

Да отняли список, и негде узнать. 
Для них соткала я широкий покров

Из бедных, у них же подслушанных слов.
О них вспоминаю всегда и везде,

О них не забуду и в новой беде,

И если зажмут мой измученный рот,

Которым кричит стомильонный народ,

Пусть так же они поминают меня

В канун моего погребального дня. –

писала А.Ахматова в поэме «Реквием». 
Но слово убить нельзя. Слово, стихи стали нерукотворным, бессмертным памятником поэтам Серебряного века.

Серебряный век – это веха, ступень на пути исторического развития русской литературы.
VI. Подведение итогов. 
VII. Домашнее задание. 
1.Выучить любое стихотворение представителя Серебряного века.

2. Серебряный век русской поэзии мы будем изучать довольно долго. За это время вы должны будете подготовить творческую работу – составить сборник стихотворений любимого поэта начала XX века, чьё творчество не входит в обязательную программу изучения.