МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ АДМИНИСТРАЦИИ Г. ОРЛА
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА - ДЕТСКИЙ САД № 86 ГОРОДА ОРЛА»
г. Орёл 302001, ул. Красина, 5 тел. (факс) 59-13-89
тел. 59-04-55
Email: mou.nshds86@mail.ru
Сайт: ds86-orel.ru
КОНСПЕКТ
непосредственно образовательной
деятельности
«Почему осенью бывает грязно?»
(для детей средней группы)
(в рамках открытых просмотров в ДОУ)
дата проведения:
15.10.2018г.
Подготовила и провела
Лукьянчикова О.Н., воспитатель
Октябрь 2018 г.
Программные задачи:
- познакомить детей с понятием почва;
- при помощи опытов определить составные компоненты почвы;
- обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах почвы;
- развивать навыки проведения опытов;
- поощрять выдвижение гипотез;
-развивать умение самостоятельно делать выводы на основе практического опыта;
Оборудование: емкости с почвой, стаканы с водой, белый лист бумаги, мерные ложечки, лупы, пульверизатор с водой, чашка с землёй.
Ход непосредственно-образовательной деятельности.
Мотивационно-ориентированный этап.
Ребята, сегодня я предлагаю нам поиграть в игру, которая называется "Научная лаборатория".
Поисковый этап.
Вы знаете, что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты и исследования. А мы с вами будем - научными сотрудниками.
Есть на свете чудесная кладовая. Положишь в неё весной мешок зерна, а осенью, смотришь, вместо одного мешка в кладовой уже двадцать. Ведро картошки в чудесной кладовой превращается в двадцать вёдер. Горсточка семян делается большой грудой огурцов, редисок, помидоров, морковок. Сказка это или не сказка? Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Вы уже, должно быть, догадались, как она называется? (Земля.)
Правильно, земля или почва.
Практический этап.
Сегодня мы продолжим опытно-экспериментальную работу и узнаем много интересного о свойствах и составе почвы, а также ответим на вопрос «Почему осенью бывает грязно?
И я предлагаю заняться сейчас исследованиями и исследовать свойства почвы.
Но прежде, чем проводить опыты, мы немножко отдохнем и сделаем зарядку.
Физ. минутка: «А теперь все по порядку дружно встали на зарядку».
А теперь все по прядку дружно встали на зарядку,
Руки в сторону, согнули
Вверх подняли, помахали
Дружно присели, пяточки задели
На носочки поднялись
А теперь пойдем, пойдем
В лабораторию придём!
Опыт 1. «Определение цвета и состава почвы»
На столе перед вами листы бумаги, что лежит на них?
- Как назвать землю другим словом?
Давайте рассмотрим почву, какая почва? (Черная, серо – коричневая, рассыпчатая, сухая).
- Что вы видите в почве? (Корешки, сухие остатки растений, насекомых).
Вывод:
Опыт 2. «Определение состава почвы на наличие в ней воздуха».
Возьмите комочек почвы и бросьте её в стакан с водой. Что вы увидели? (Выходят пузырьки.)
- Почему на поверхности воды появились пузырьки? Что это означает? (Ответы детей)
Вывод: В почве есть воздух.
- Размешайте почву ложечкой и отставьте стакан в сторону. Вернемся к этому стакану чуть позже. Продолжим изучение почвы.
Опыт 3. «Определение состава почвы на наличие в ней воды».
Насыпьте на лист бумаги немного почвы. Придавите ее рукой к бумаге и стряхните.
- Что вы увидели на бумаге? (На бумаге осталось небольшое влажное пятно.)
Вывод: В почве есть вода.
Откуда же она берется в почве? (Вода попадает в почву, когда идет дождь.)
- Мы узнали, что в почве есть вода, воздух – значит, там можно жить. Скажите, пожалуйста, каких почвенных обитателей вы знаете? Кто живет под землей? (Червяки, муравьи, кроты, полевая мышь, личинки.)
Опыт 4. «Определение состава почвы на наличие песка и глины».
Возьмите стакан с водой и почвой. Что вы видите?
(На поверхности воды плавают мусор, иголочки, остатки листьев. На дне стакане муть.)
- Рассмотрите внимательно эту муть. Что видите? (Ответы детей.)
Вывод: В почве есть песок и глина.
Опыт 5. «Почему осенью бывает грязно?»
В чашку с землёй набрызгаю воды (дождик идёт). Пощупайте руками, что получилось, образовалось? (Ответы детей.)
Вывод: При соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Рефликсивно-оценочный этап.
Молодцы ребята, вы справились с заданиями, как настоящие ученые. Провели исследования.
Вы узнали много интересного и полезного.
Ребята, вам понравилось быть юными сотрудниками лаборатории? (ответы детей)
Что сегодня мы с вами исследовали? (почву)
Какой из опытов вам больше всего понравился? (ответы детей)
Вспомните, что мы с вами узнали о почве:
что почва имеет тёмный цвет;
что в почве есть маленькие палочки, веточки, остатки старых сухих листьев, останки насекомых;
что в почве есть воздух и вода, песок и глина;
что при соединении воды с землёй образуется грязь, поэтому после дождя на улице грязно.
Спасибо, вам ребята, за хорошую работу в лаборатории.
Теперь мы знаем, почему осенью бывает грязно! До свидания!