Ересек топтағы ұйымдастырылған оқу іс-әрекетінің конспектісі
Конспект организованной учебной деятельности в старшей группе
Өткізу күні/Дата проведения: 07.11.18
Тәрбиеші/Воспитатель: Кушербаева З.Б.
Білім беру саласы/Образовательная область: Познание
Пән/Предмет: Естествознание
Өтпелі тақырып/Сквозная тема: «Народ – источник искусства»
Тақырыбы/Тема: «Казахская национальная одежда»
Мақсаттары/Цели:
1.Тәрбиелік- воспитательная: Воспитание бережного отношения к предметам одежды.
2.Дамытушылық развивающая: Познакомить с национальной одеждой (тюбитейка, платье в сборку, камзол, чапан) и особенностями ее украшения. Закреплять умение находить сходство и различие в предметах одежды.
3.Оқыту- обучющая: Обогащать словарный запас детей, развивать разговорную речь, мышление, память
Педагогикалық технологиялар /пед.технологии: игровая, здоровьесберегающая
Ресурстармен қамтамасыз ету/Ресурсное обеспечение: иллюстрация казахского национального, книжка «Казахская национальная одежда», пластилин, доски для лепки по количеству детей, борык из картона.
Көптілдік. Полиязычие: одежда-киім-clothing, головной убор-бас киім-headgear.
Ұйымдастырылған оқу қызметінің барысы
1.Ұйымдастырушылық кезеңі/организационный момент
Воспитатель: Сәлеметсізбе, балалар. Здравствуйте, дети. Сегодня к нам пришла в гости Сауле, поприветствуем ее (воспитатель вносит куклу Сауле в казахском национальном костюме). Она к нам приехала на целую неделю, чтобы рассказать много интересного про нашу страну Казахстан.
Круг радости. Возьмитесь за руки, посмотрите друг на друга, улыбнитесь, возьмитесь за руки покрепче и передайте тепло другому.
Воспитатель: Сегодня Сауле рассказала мне печальную новость. Один бай украл у молодых девушек головной убор. А называется он борык.
— Ну что ребята, поможем Сауле? Сделаем им новые головные уборы?
Воспитатель: Молодцы ребята. Но с начала нам нужно узнать о казахской национальной одежде, и как выглядит борык.
- А вот по этой книжке (Воспитатель достает книжку «Казахская национальная одежда»).
2. Негізі бөлімі/основная часть
Воспитатель: А сначала давайте послушаем стихотворение о Родине.
Казахский край, моя земля
Народы — как одна семья.
Хотя язык их разный
Все дочери и сыновья
Своей земли прекрасной.
- О чем стихотворение?
Воспитатель: Молодцы, правильно.
Воспитатель: Балалар,а теперь мы с вами сядем на ковер, и послушаем о чем расскажет нам книга (воспитатель берет книгу). А книга эта называется «Казахская национальная одежда».
Воспитатель: К нам пришла первая гостья. Встречайте Қуыршақ Сауле в красивом наряде. Полюбуемся, на ней казахский национальный костюм. Рассмотрим его повнимательнее.
Көйлек. Двухярусное платье — просторный подол и длинные рукава.
Қамзол — верхняя одежда, шьется из дорогих тканей (бархата, велюр) и украшается орнаментом.
Тақия. У казахского народа очень много разного вида шапок. Самая красивая из них — это такия для маленьких девочек. Такия имеет круглую форму, очень легкая, на плоскую поверхность пришивают перо филина, а края украшают орнаментом.
Мәсі — легкая обувь, сделанная из выделанной кожи. Голенище расписано орнаментом.
— Попробуем раздеть и одеть куклу Сауле. Стас, подойди и сними с куклы қамзол. Арина снимет тақия. Катя, подойди, покажи нам тақия. Одень на куклу. Куда мы одеваем?
Воспитатель: найдите қамзол и оденьте на қуыршақ Сауле.
— Повторим новые слова: көйлек, қамзол, тақия, мәсі.
Физминутка. «Тақия тастамақ»
Қызық ойын ойнамақ,
Аты оның — тақия тастамақ.
Сенбей қалғанбатырын.
Айыбына өнер бастамақ.
Воспитатель: Молодцы,
— Посмотрите еще раз на куклу Сауле. Балалар, скажите, а почему вещи такие красивые? Все они украшены орнаментом, посмотрите на рисунки, везде казахский орнамент: амулет, рога барана, родничок, крылья птицы. В каждом узоре отражена история народа, на предметах быта тоже везде орнамент.
(Показ иллюстраций в альбоме).
Воспитатель: Жарайсыңдар, балалар!
(Стук в дверь).
Воспитатель: В гости пришли подружки куклы Сауле, они хотят пойти на праздник. Но им всем очень грустно. Как вы думаете, почему?
Воспитатель: Правильно, у них нет красивых нарядов. Чем можно украсить қамзол и платье?
Дети внимательно слушают воспитателя.
3. Қорытынды/итоговая часть
Воспитатель: Балалар, чем мы сегодня занимались?
— С национальным костюмом какого народа мы познакомились?
— Чем украшен костюм?
— Кому мы сегодня помогли?
— Жарайсыңдар, балалар. Занятие окончено. Попрощаемся с гостями. Сәу болыңыз! До свидания!
Ответы детей.