Отдел образования администрации Петровского района города Донецка
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Ясли-сад комбинированного типа № 386 города Донецка»
КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ФОРМИРОВАНИЮ ЭЛЕМЕНТАРНЫХ МАТЕМАТИЧЕСКИХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ
«ПУТЕШЕСТВИЕ В МАТЕМАТИЧЕСКОЕ КОРОЛЕВСТВО»
(для детей старшей группы)
Подготовила воспитатель: Павлова Н.А.
Конспект НОД по формированию элементарных математических представлений с использованием компьютерных игровых технологий
«Путешествие в математическое королевство»
для детей старшей группы
Программное содержание:
Обучающие задачи:
-Упражнять в счёте в пределах 8 в прямом и обратном порядке;
-Закрепить умение сравнивать два рядом стоящих числа, используя знаки больше, меньше, равно;
-Закрепить умение различать понятия: выше – ниже, сравнивать предметы по высоте;
-Закрепить представления детей о геометрических фигурах: умения различать геометрические фигуры, умения сравнивать их по свойствам (по цвету, форме и величине).
- Продолжать составлять арифметические задачи (по сюжетной картинке, по
предложенному сюжету).
Развивающие задачи:
-Развивать логическое мышление, сообразительность, внимание;
-Развивать умение аргументировать свои высказывания.
Воспитательные задачи:
-Воспитывать самостоятельность, умение понимать задание и выполнять его самостоятельно;
-Воспитывать интерес к математическим заданиям.
Используемые технологии: ИКТ
Материал и оборудование: карточки с цифрами на каждого ребенка от 1 до 8; карточки с заданиями на сравнение чисел, знаки ,
Ход НОД:
Организационный момент.
Воспитатель: Ребята, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся и подарим им хорошее настроение (сдувают с ладошек улыбки).
Воспитатель предлагает детям собраться в круг.
Воспитатель: В круг широкий, вижу я,
Встали все мои друзья.
Мы сейчас пойдем направо, раз, два, три.
А теперь пойдем налево, раз, два, три.
В центре круга соберемся, раз, два, три.
И на место все вернемся, раз, два, три.
Улыбнемся, подмигнем, Заниматься мы начнем.
- Ребята, посмотрите на экран (На экране изображение конверта). Кто-то прислал нам электронное письмо. Интересно, от кого оно? (На экране появляется королева из страны Математики) и говорит:
- «Дорогие ребята, в нашем математическом королевстве случилась беда. Злой волшебник заколдовал всех жителей королевства – все числа перепутались в числовом ряду, а геометрические фигуры забыли свои имена. Я прошу, вас навести порядок в моем королевстве»
Воспитатель: Ребята, мы поможем жителям математического королевства? (ответы детей)
Воспитатель: Вы уверены в своих силах и знаниях? (ответы детей)
Воспитатель: Тогда отправляемся в математическую страну. Отгадайте, на чем мы отправимся в путешествие сегодня.
-В поле лестница лежит,
Дом по лестнице бежит. (Поезд) (На экране появляется поезд)
-Молодцы ребята, конечно это поезд. Я вам раздам билеты, в которых указана цифра, обозначающая ваше место в поезде. Посмотрите внимательно на вашу цифру и займите свое место. Садитесь удобнее, мы отправляемся в путь.
(На экране заставки леса, моря, поля, горы и замок)
Ребята, посмотрите, кажется, мы приехали в королевство. (На экране ворота с замком, на котором изображены геометрические фигуры).
-Ой, ребята, злой волшебник повесил замок на ворота королевства. Чтобы его открыть, нам нужно разгадать один секрет – догадаться, какая из фигур лишняя.
Ребята, какие геометрические фигуры вы видите на замке? Есть ли здесь одинаковые фигуры? Сравните их, и скажите, чем они похожи, что есть общее?
(сравнение по форме, цвету, величине)
Чем фигуры отличаются? Как вы считаете, какая фигура лишняя? (круг – не имеет углов).
Молодцы, замок открыт, мы можем зайти в математическое королевство.
Выходит королева математики.
Королева:-Здравствуйте мои друзья, я очень рада видеть вас. Как хорошо, что вы приехали. Я очень долго за вами наблюдала, как вы ловко справляетесь с математическими заданиями. Ведь для того, что бы навести порядок в моей стране, нужны ваши знания и умения.
Задание №1 (На экране перепутанные числа)
-Злой волшебник заколдовал все числа, они забыли свои места и перепутались. Помогите каждому числу встать на своё место. Расставьте их по порядку, от меньшего к большему. (Каждый ребенок индивидуально выкладывает числовой ряд при помощи цифр от 1 до 8)
-А теперь давайте проверим, правильно ли вы выполнили задание (на экране числовой ряд от 1 до 8)
Вопросы детям:
Посчитай числа по порядку, так, как ты их расставил.
Попробуй посчитать по-другому - обратный счёт от 8 до 1.
Ребята, давайте проверим, какое число вы поставили между числами 3 и 5
какое число вы поставили между числами 5и7
какое число вы поставили между числами 1 и 3
какое число вы поставили между числами 4 и 6;
Назовите соседей числа 6, 2, 4.
-Молодцы, вы отлично справились с первым заданием. Теперь каждое число заняло нужное место в числовом ряду.
Задание №2 (на экране математические знаки)
- Математические знаки просят помощи. Они забыли, зачем они нужны? Помогите им, что показывают эти знаки? Как они называются? (нужны, чтобы сравнивать числа, а называются знаки - больше, меньше, равно) У вас на столах карточки, вам нужно сравнить числа и поставить в клеточках нужные знаки.
4 5
6 6
3 2
-Отлично, математические знаки вспомнили своё предназначение - сравнивать и показывать, какое число больше, какое меньше и сообщать о равенстве. Они заняли свои места и тоже благодарят вас за помощь.
Динамическая пауза с элементами гимнастики для глаз
«Геометрические фигуры» (На экране изображение геометрических фигур)
Вот фигуры-непоседы,
Любят в прятки поиграть.
Так давайте их, ребята,
Будем глазками искать.
Дружно глянем все налево.
Что там? Это же … квадрат.
Не уйти тебе проказник,
От пытливых глаз ребят.
На четырех углах квадрат
Шагает, прямо как солдат. (Дети шагают на месте)
Теперь направо посмотрите,
Узнаете? Это – … круг.
И тебя мы отыскали.
Нас встречай, любимый друг.
Вокруг себя мы повернемся
И на место вмиг вернемся. (Дети кружатся на месте)
Кто так высоко забрался,
Чуть до крыши не достал?
Эта странная фигура
Называется –… овал.
Прыгай, руки поднимай,
До овала доставай! (Дети прыгают с поднятыми вверх руками)
Вниз глазами поведем,
Треугольник там найдем.
И на корточки присядем.
Хорошо фигуры знаем. (Дети приседают)
Задание №3 (На экране изображение разных по высоте домов)
-Ребята, дома на улицах в математическом королевстве располагались по порядку от самого высокого к самому низкому. Волшебник и здесь навел путаницу. Вам нужно расставить дома по высоте от самого высокого к самому низкому.
Дети выполняют задания.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы справились с заданием.
(На экране дома от самого высокого до самого низкого)
Задание №4 (На кране домики с цифрами и человечки)
-Ребята, жители этих домов потерялись. Вам нужно заселить в числовые домики жильцов. А сколько жильцом можно поселить в каждый домик вам покажет цифра на крыше дома. Приступайте. Дети выполняют задания.
Воспитатель: Давайте проверим, правильно ли вы выполнили это задание.
(на экране домики с жильцами). Молодцы, это задание у вас тоже не вызвало затруднений.
Физ.пауза.
Отправляемся дальше. Ребята, а здесь нас ждет игра, но не простая. Это игра - испытание «Верно-неверно» поможет исправить ошибки, которые злой колдун специально кое-где оставил.
Если вы услышите то, что считаете правильным, хлопайте в ладоши, если же то, что не правильно – покачайте головой: -
Дидактическая игра «Верно - неверно»
- утром солнышко встает;
- по утрам нужно делать зарядку;
- нельзя умываться по утрам;
- днем ярко светит луна;
- утром дети идут в детский сад;
- ночью люди обедают;
- вечером вся семья собирается дома;
- в неделе 7 дней;
- за понедельником следует среда;
- после субботы идет воскресение;
- перед пятницей стоит четверг;
- всего 5 времен года;
- весна наступает после лета.
Воспитатель: - Молодцы, вы были внимательными! Посмотрим, какое следующее математическое задание нам приготовили.
Задание №5 Игра «Решаем задачки»
- Ребята, скажите: «Что есть у задачи? (Условие, вопрос, решение и ответ).
Сейчас для вас задача. «На ветке сидели 3 воробья. Прилетели и сели рядом ещё 2 синицы. Сколько птиц сидит на ветке?»
Это задача?
Есть ли у задачи условие и какое?
Есть ли вопрос и какой?
Как вы решите эту задачу? (3 + 2 = 5 )
Теперь выполните решение с помощью кружков и цифр (читают запись).
Теперь другая задача.
На полке стоят пять матрешек, воспитатель убирает одну и предлагает
детям составить задачу.
Дети составляют задачу: «На полке стояло пять матрешек, одну купили.
Сколько осталось?».
Как вы решите эту задачу? (из пяти вычесть один получится четыре).
Теперь выполните решение и прочитайте запись (записывают 5-1= 4 и
читают запись).
Задание выполнили на отлично!
Задание №6 Игра «Компьютеры» (ориентировка на листе в клетку)
На листочках в клетку выполняем задание: «Слушаем внимательно и рисуем
по клеточкам:
4 вправо, 2 вверх, 4 вправо, 5 вниз, 4 влево, 2 вверх, 4 влево, 1 вниз, 1
влево. 1 вниз, 1 влево, 3 вверх.
Какой предмет у вас получился? (ключ)
Молодцы! Вы справились и с этим заданием. Злые чары сняты!!!
Королева: Ребята, вы выполнили все задания. Думали, рассуждали, помогали и выручали друг друга в трудную минуту. Поэтому у вас все получилось!
Теперь в моем математическом королевстве полный порядок, а злой волшебник превратился в доброго. Я вам очень благодарна за помощь. В знак благодарности примите от меня вот эту волшебную коробочку с сюрпризом. (ребята достают из коробочки значки- смайлики «Лучше всех!», сюрпризы, медальки «Знатоки математики»).
Королева: До свидания, ребята! (на экране замок, горы, поля, моря, леса)
А давайте сделаем для нашего уже доброго волшебника один большой красивый ковер, выложив узор из разноцветных кругов. С этим ковром волшебник будет творить только добрые чудеса.
Ребята, вы выполнили все задания, навели порядок в стране математики, а злого колдуна превратили в доброго волшебника. Королева вам очень благодарна за помощь.
Воспитатель: - Сегодня все дети работали хорошо, все молодцы!
Ну а теперь нам пора возвращаться в детский сад.
Занимайте свои места в поезде (на экране поезд).
Закрывайте глаза и начинаем отсчёт от 5 до 0.
(дети считают хором)
Воспитатель: - Вот Мы и в детском саду.
Мы в королевстве побывали,
Очень многое узнали.
Возвратились мы назад,
Детский сад нам очень рад!
Воспитатель: Ребята, а вам понравилось наше путешествие? Что вам было особенно легко, что показалось трудным?
(Ответы детей цепочкой)
Сегодня все работали хорошо! Молодцы!!!