Конспект занятия по математике с использованием игр и пособий
В.В. Воскобовича «Путешествие в Фиолетовый лес».
(дети 4-5 лет)
Федоренко Виктория Николаевна – воспитатель
МБОУ «СШ №1 г. Вельска», СП
«Детский сад «Теремок»
Цель - формирование логического мышления и психических процессов детей через использование развивающих игр и пособий В.В.Воскобовича.
Задачи:
– проверить знание и узнавание детьми персонажей Фиолетового леса;
– уточнить умения детей в сравнении верёвочек по длине и применении в речи прилагательных, характеризующих степень длины;
– тренировать слуховую и зрительную память при запоминании заданий.
– развивать умение группировать предметы по заданному признаку, соотнося свои действия с условием;
– развивать конструктивные умения при составлении готового изображения с опорой на расчленённую схему;
– развивать мелкую моторику пальцев рук при выполнении задания с «Волшебным квадратом».
– воспитывать нравственные качества, желание прийти на помощь;
– воспитывать самостоятельность при выполнении заданий;
– воспитывать интерес к развивающим играм В.В.Воскобовича.
Предварительная работа: Совместная образовательная деятельность в режимных моментах с использованием развивающих игр В.В.Воскобовича; знакомство с персонажами технологии; чтение и придумывание сказок-историй о персонажах Фиолетового Леса; выполнение заданий по схемам и по словесным указаниям с «Волшебным квадратом» и «Чудо-конструкторами».
Оборудование: Аудио-запись музыки «В гостях у сказки»; шапки гномиков; прозрачная, узорчатая, фиолетовая лента; фланелеграф; коврограф; фигурки сказочных персонажей Фиолетового Леса: Ворон Метр, Пчёлка Жужа, Китёнок Тимошка, Медвежонок Мишик, Галчонок Каррчик; карточки- ориентиры: Лев, Лань, Пони, Павлин; развивающие игры Воскобовича: «Двухцветный квадрат», «Чудо-соты» и пособия: «Разноцветные верёвочки», «Лепестки»; увеличенные схемы к играм «Двухцветный квадрат» (конверт), «Чудо-соты» (разнообразные цветы); наборы игр на каждого ребёнка; учебно-игровое пособие «Логические блоки Дьенеша»; четыре плоскостных изображения «Домика»; сюрприз (угощение) для детей.
Ход занятия:
Организационный момент.
Воспитатель спрашивает у детей, какие зимние праздники они знают? (ответы детей)
Воспитатель: А вам Дед Мороз подарки дарил?
Воспитатель: А как Дед Мороз узнал, что вы хотите в подарок получить? (письмо писали)
Воспитатель: Ребята, в этот Новый год Дед Мороз всем подарки подарил, только героям Фиолетового Леса подарков не было, потому что он не получил во время от них письма и попросил вас ему помочь – узнать в чём причина и доставить подарки сказочным героям Фиолетового Леса.
Воспитатель: Ребята, поможем Деду Морозу?
Воспитатель объявляет, что теперь они помощники Деда Мороза и предлагает детям надеть шапки гномиков.
Воспитатель: В Сказочную страну Фиолетового Леса мы попадём с помощью «волшебного клубочка», который знает туда дорогу. (Воспитатель показывает клубочек и кидает на пол. Дети с воспитателем идут по дорожке, указанной клубком, и попадают на полянку в Фиолетовом Лесу. Звучит музыка «В гостях у сказки»).
1.Вводная часть
Воспитатель: Ребята, вот мы и попали в Фиолетовый Лес!
Воспитатель: Посмотрите, нас тут кто-то уже встречает? Кто это? (Ворон Метр. Дети здороваются с героем, усаживаются на ковёр около разложенных «Двухцветных квадратов».)
Задание №1 «Сложи конверт из «Двухцветного квадрата по схеме»
Воспитатель: Ребята, Ворон Метр вместе с другими сказочными героями Фиолетового леса написал письмо Деду Морозу, но у него нет конверта, чтобы отправить письмо. Давайте научим его делать конверт, чтобы он на следующий Новый Год отправил письмо Деду Морозу вовремя. Нам поможет волшебный «Двухцветный квадрат», который умеет превращаться в разные предметы. Давайте превратим его в конверт.
Воспитатель: Молодцы ребята, причину, почему Дед Мороз письма из Фиолетового Леса вовремя не получил, выяснили. Ворона Метра научили конверт делать. Теперь Дед Мороз будет вовремя получать письма из Фиолетового Леса. А мы – помощники Деда Мороза, поможем героям Фиолетового Леса, прочитаем их письмо и подарим подарки всем сказочным персонажам! Согласны?
2.Основная часть.
(Воспитатель делает вид, что читает письмо).
Воспитатель: Да тут, ребята, целый список подарков и тех, кому их надо подарить.
Воспитатель: Первые по списку подарки – это воздушные шарики для Китёнка Тимошки, Медвежонка Мишика и Галчонка Каррчика, вы видите их? (подходят к фланелеграфу)
Задание №2. «Привяжи «Разноцветные верёвочки» к шарикам»
Воспитатель: Ребята, смотрите какие красивые шарики, но они без верёвочек, что может случиться? (Сдуются или улетят). Давайте привяжем к шарикам верёвочки. Вы заметили, что верёвочки разной длины?
Слушайте меня внимательно кому, с какой верёвочкой нужен шарик в подарок:
Для Китёнка Тимошки – с длинной верёвочкой;
Для Медвежонка Мишика – с верёвочкой покороче;
Для Галчонка Каррчика – с самой короткой верёвочкой. (Дети прикрепляют верёвочки к «шарикам» («Лепестки»))
Воспитатель: Ребята, кто запомнил, кому с какими верёвочками шарики подарить? Помогите расставить правильно героев. (Желающие дети, воспитатель предлагает пояснить выбор).
Воспитатель: Ребята, дальше в письме написано, кто ещё ждёт подарки, это: Лев, Лань, Пони и Павлин. Вы видите их? (подходят к коврографу, в соответствующих частях которого прикреплены перечисленные изображения животных)
Задание №3 «Разложи по форме» (Логические блоки Дьенеша)
Воспитатель: Лев, Лань, Пони и Павлин заказали Деду Морозу подарки с конфетами:
Лев – заказал конфеты круглой формы;
Лань – заказала конфеты квадратной формы;
Пони – заказала конфеты треугольной формы;
Павлин – заказал конфеты прямоугольной формы.
(воспитатель предлагает детям прикрепить на коврограф к соответствующему герою фигуры заданной формы)
Воспитатель: Молодцы ребята, а теперь нам осталось подарить «конфеты», ведь теперь мы знаем какой формы и кому подарить. (Воспитатель предлагает детям подойти к столу, где на подносе находятся врассыпную «Блоки Дьенеша» и плоскостные силуэты домиков с изображением одного из животных в окне).
Воспитатель: Ребята, конфеты рассыпались и смешались, пока мы их несли, давайте разберём их в домики! Вспомним, какой формы конфеты просил в подарок Лев (Лань, Пони и Павлин)? (Вспоминают, смотрят на коврограф. Дети по выбору разбиваются на пары и раскладывают в домики животных соответствующие геометрические фигуры - «Блоки Дьенеша»).
Воспитатель: Молодцы ребята, и с этим справились, а теперь посмотрите, мы разложили «конфеты» в домики животных по форме, но они разные. Чем ещё отличаются «конфеты» в каждом домике? Назовите, пожалуйста, цвет и размер «конфет», которые вы положили.
Задание №4 «Цветы в подарок пчёлке Жуже»
Воспитатель: Кто же ещё остался без подарков? Мне кажется, что это пчёлка Жужа, ведь пчёлы зимой спят, поэтому она и не написала письмо Деду Морозу. А давайте мы сами соберём подарок и подарим его пчёлке Жуже.
Воспитатель: Как вы думаете, что любят пчёлы? (Ответы детей)
Воспитатель: Больше всего пчёлы любят цветы, чтоб собирать с них нектар. Я вам предлагаю самим «вырастить» по выбору цветок и подарить его пчёлке Жуже. (Усаживаются за столы, выбирают схему и выполняют задание вместе с воспитателем).
Воспитатель: Какие красивые цветы для пчёлки Жужи у нас получились.
3.Заключительная часть:
Воспитатель: Все сказочные герои благодарят вас за подарки. Оказывается, они тоже приготовили вам сюрприз. (Воспитатель дарит детям коробочку с конфетами)
Воспитатель: Молодцы ребята, вы настоящие помощники, все поручения Деда Мороза выполнили, теперь можем возвращаться обратно по волшебной дорожке из клубочка в детский сад, чтоб рассказать всем друзьям о своих приключениях. (Звучит музыка «В гостях у сказки», дети выходят).