Конспект занятия по окружающему миру
«Времена года»
Цель:
Закрепить знания детей о временах года, их признаках. Задачи:
Развивать зрительное внимание и восприятие.
Развивать речь детей, умение отвечать на вопрос полным предложением.
Закреплять знания названий месяцев.
Учить детей отгадывать загадки про времена года.
Предварительная работа: Беседы о временах года. Рассматривание сюжетных картинок с изображением природы в разное время года. Чтение произведений Т. А. Шорыгина «Какие месяцы в году», В. Степанова «Время года».
Ход НОД
Организационный момент: (Дети входят в группу и здороваются).
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Дети: Здравствуйте.
Воспитатель: Ребята, хотели бы вы совершить увлекательное путешествие в страну «Времена года»? (Ответы детей). Тогда мы с вами отправляемся в путешествие, но оно у нас будет необычным. А помогут нам эти часы. Но для начала нам надо закрыть глазки ладошками и отгадать волшебную загадку.
С каждым днем все холоднее,
Греет солнце все слабее,
Всюду снег, как бахрома, —
Значит, к нам пришла... (Зима).
Воспитатель: Правильно – зима. (Подходят к схеме «Времена Года» и переводят стрелку на «зиму»). Мы отправляемся с вами в гости к зиме.
Звучит музыка Чайковского П. И. «Времена года».
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами попали в зиму. Давайте вспомним названия зимних месяцев, чем зима отличается от других времен года, вспомним приметы зимы. Что происходит зимой?
Дети: Отвечают.
Игра «Собери снеговика».
Дети собирают снеговика из деталей.
Воспитатель: Пока в стране времен года мы познакомились только с одним временем года, с зимой, но наше путешествие продолжается.
Ребята посмотрите, зиму сменяет другое время года.
Воспитатель загадывает загадку:
Рыхлый снег на солнце тает,
Ветерок в ветвях играет,
Звонче птичьи голоса —
Значит, к нам пришла… (Весна).
Воспитатель: Правильно – весна. (Подходят к схеме «Времена Года» и переводят стрелку на «весну»). Мы отправляемся с вами в гости к весне.
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами попали в весну. Кто может ответить, сколько в году весенних месяцев и назвать их по порядку? Ребята, а что происходит весной, попробуйте описать весну.
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Молодцы ребята. А какое важное событие происходит весной, связанное с птицами?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Правильно, возвращение перелетных птиц! А почему одних птиц называют перелетными, а других зимующими?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: А каких вы знаете перелетных птиц?
Дети: Отвечают.
Игра «Четвертый лишний (зимующие и перелетные птицы).
Воспитатель: Какие вы молодцы и всё знаете! А сейчас мы с вами послушаем, как поют птицы.
Звучит музыка «Звуки природы. Пение птиц».
Воспитатель: Вам понравилась игра?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Весне радуются не только птицы, но и звери, насекомые ведь вся природа оживает. Давайте и мы немного оживимся.
Физкультминутка «Весною».
По дорожке долго, долго, (Идут по кругу).
Взявшись за руки, мы шли (Берут друг друга за руки).
Усидеть весною дома
Мы с друзьями не смогли.
Светит солнце ярко, ярко, (Поднимают руки вверх, разводят пальцы рук).
От цветов пестреет луг, (Хлопают в ладоши).
В небе радуга, как арка, (В воздухе рисуют радугу).
Из семи лучистых дуг.
Воспитатель: Смотрите, за весной идет следующее время года.
Воспитатель загадывает загадку:
Изумрудные луга,
В небе – радуга-дуга.
Солнцем озеро согрето,
Всех зовет купаться … (Лето).
Воспитатель: Правильно – лето. (Подходят к схеме «Времена Года» и переводят стрелку на «лето»). Мы отправляемся с вами в гости к лету.
Воспитатель: Смотрите, ребята, мы с вами попали в лето. Кто может ответить, сколько в году летних месяцев и назвать их по порядку?
Дети: Отвечают.
Воспитатель: Давайте подумаем, какие изменения произошли в природе с приходом лета. (Ответы детей). Лето нам приносит много ягод, овощей и фруктов. И вот здесь оно оставило нам волшебный мешочек с овощами и фруктами. Давайте с вами немного поиграем.
Игра «Волшебный мешочек».
Воспитатель: Молодцы, у вас хорошо получается. А еще хотите поиграть?
Игра «Посади бабочку на цветок».
Воспитатель: А теперь отправляемся дальше. (Не получается отправится).Но почему мы не попали в страну осени? Дети, посмотрите, кто это? (Выглядывает зайчик). А что ты тут делаешь, Зайчик?
Зайчик: Волшебница этой страны заколдовала осень. И если мы Осени не поможем, то страна исчезнет. Для этого я искал вас. Хотел попросить помочь мне вспомнить как можно больше характерных примет осени.
Дети: Ответы детей.
Звучит музыка П. И. Чайковского «Времена года. Осень».
Зайчик: С первым заданием вы справились, но есть еще две игры. Поможете мне?
Дети: Да.
Игра «Съедобное – несъедобное».
Зайчик: Ура, вы справились, осталась еще одна игра.
Игра «С какого дерева, какой лист?».
Звучит сказочная и волшебная фоновая музыка.
Зайчик: Молодцы ребята! Вы спасли страну осень. Спасибо, но мне пора возвращаться домой. До свидания!
Дети: До свидания!
Рефлексия.