КОНСПЕКТ ЗАНЯТИЯ
ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ
В ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ ГРУППЕ
Тема: «Насекомые»
Автор: Павлова Н.А., воспитатель МДОУ № 386
Программное содержание:
Расширять и закреплять знания детей о насекомых, вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «насекомые», активизировать словарь по теме, учить отвечать на вопросы, составлять предложения разных конструкций с использованием союза потому - что. Продолжать учить составлять небольшой рассказ по серии картинок, отгадывать загадки и обосновывать свою отгадку.
Закреплять умение грамматически правильно строить предложения. Продолжать знакомить детей с некоторыми свойствами воды.
Развивать словесно – логическое мышление детей, координацию речи с движением, умение устанавливать причинно – следственные связи, рассуждать, делать выводы, исключать четвёртый лишний предмет с обоснованием своего ответа.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности. Воспитывать любовь и бережное отношение к маленьким соседям по планете.
Оборудование : предметные картинки насекомых (бабочка, пчела, кузнечик, муравей, гусеница, божья коровка, стрекоза), волшебный цветок, дидактическая игра «Четвертый лишний», Дидактическая игра «Что сначала, что потом» (сюжетные картинки на которых показано превращение гусеницы в бабочку), ваза с цветами, письмо, игрушки насекомые – пчела, божья коровка, стрекоза, муравей, жук, муха; стаканчики с водой, фасоль, мяч.
Организационный момент:
«Доброе утро!»
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться: «Доброе утро!»
Доброе утро солнцу и птицам.
Доброе утро улыбчивым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Пусть доброе утро длится до вечера!
Доброе утро!
Ребята, послушайте внимательно стихотворение.
Апрель, апрель!
На дворе звенит капель.
По полям бегут ручьи,
На дорогах лужи.
Скоро выйдут муравьи
После зимней стужи.
Пробирается медведь
Сквозь лесной валежник.
Стали птицы песни петь,
И расцвел подснежник.
-О каком времени года говорится в этом стихотворении? (Отвечаем полным
предложением)
Игра -Назовите весенние приметы? (с мячом).
Опыт «Вода –это жидкость, которая не имеет вкуса, цвета, запаха»
- Ребята! А скажите пожалуйста, что нужно всему живому на земле?
- Правильно, вода.
- А что такое вода? (Вода – это жидкость).
- Давайте докажем, что вода жидкость. Возьмите пустой стакан и стакан с водой. А теперь попробуйте перелить из одного стакана в другой стакан. Какая вода? (Жидкая). Теперь сделайте глоток. Вода сладкая? Вода горькая? Вода кислая? Вода соленая? (Нет) У воды есть вкус? (Значит, вода безвкусная). А теперь понюхайте. Есть ли у воды запах? (Значит, вода не имеет запаха). Давайте теперь опустим фасоль в наш стакан с водой. Мы видим эту фасоль? (Да)Значит вода какая? (Прозрачная, бесцветная). Молодцы, теперь поставьте стакан на место.
- Давайте сделаем вывод:
ВОДА – ЖИДКАЯ, ПРОЗРАЧНАЯ, НЕ ИМЕЕТ ЗАПАХА И ВКУСА.
II. Основная часть.
1. Введение в тему:
Д/И: «Назови слово» (Цель: Выделение первого звука в словах, составление
из них нового слова).
Воспитатель: - Ребята, сегодня такой замечательный, солнечный, весенний день и я вам предлагаю совершить прогулку. А куда, вы узнаете составив слово по первым звукам названия предметов на картинке. (Воспитатель раскладывает буквы на ковре). (Картинки: паук; оса; листок; яблоко, ножницы, комар, апельсин).
Ключевое слово: ПОЛЯНКА.
-Ребята, куда мы с вами отправимся? (на полянку).
-Сегодня мы с вами совершим удивительное путешествие в мир насекомых.
Воспитатель: Тогда, в путь! (Дети выполняют движения в соответствии со
словами).
Солнечным погожим днём. (Ходьба на носочках, руки за спину)
Мы на полянку все идём.
Через кустики и кочки, (Ходьба с высоким подниманием коленей)
Через ветки и пенёчки.
По тропинке побежим, (Лёгкий бег)
До полянки добежим.
Отдохнуть пора, друзья
Мы присядем у лужка.
Воспитатель: Вот мы и пришли на полянку. Но все цветы ещё спят. Давайте
поможем им раскрыться.
2. Пальчиковая гимнастика: «Цветок»
Спал цветок волшебным сном. (Кулачок крепко сжат)
Был закрытым. Но потом
Показался лепесток, (Распрямить большой палец)
А за ним его дружок, (Указательный палец)
Вот и третий не проспал, (Средний палец)
И четвёртый не отстал. (Безымянный палец)
Вот и пятый лепесток, (Мизинец)
И раскрылся весь цветок! (Кисти рук виде чашечки, тюльпан)
3. Дыхательная гимнастика.
Воспитатель: Какие ароматные цветы у нас раскрылись. Давайте их понюхаем
(сделайте вдох носом, затем произнесите на одном выдохе).
-Ах!
-Ах, как пахнет!
-Ах, как приятно пахнет!
(Дети садятся)
Входит фея цветов
Фея цветов: Здравствуйте ребята! Я Фея цветов из страны насекомых.
Фея цветов: Ребята, посмотрите, кто спрятался в моём цветке. (показ бабочки - игрушки).
-Вы, узнали, кто это? (бабочка). Правильно!
-Зовут её Загадкой, потому что она любит загадывать загадки.
-Ребята, бабочка очень рада, что вы пришли к насекомым в гости. И хочет
вам рассказать одну историю и сделать с вами гимнастику для язычка.
Возьмите зеркала.
4. Артикуляционная гимнастика «Загадочная бабочка»
Летела однажды наша бабочка и увидела птенчика. Он сидел под
кустом и сильно плакал, так как потерял маму, открывая при этом свой клюв.
(«Птенчик» - Рот широко открыт, язык спокойно лежит в ротовой полости)
А бабочка ему говорит:
Летом в болоте
Вы ее найдете.
Зеленая квакушка
Улыбается от ушка до ушка.
Птенчик сразу догадался. А вы? Птенчик стал уже улыбаться, как лягушка.
(«лягушка» - Губы удерживаются в улыбке. Зубы не видны)
- А еще знаешь, про что-нибудь большое? - спросил он.
И тут бабочка не растерялась:
У этого зверя огромный рост,
Сзади у зверя маленький хвост,
Спереди у зверя - хвост большой.
Ну, конечно, это он!
Ну, конечно, это ...
- Слон! - закричал весело птенчик.
(«Хоботок» - Сомкнутые губы вытянуть вперед).
Чередование упражнений «Лягушка»-«Слонёнок».
Рядом с птенчиком стояла маленькая лопатка. И бабочка сразу загадала
новую загадку:
Рядом с дворником шагаю,
Разгребаю снег кругом
И ребятам помогаю
Делать горку, строить дом.
- Это про мою лопатку.
(«Лопатка» - Рот открыть, широкий расслабленный язык положить на
нижнюю губу)
Я отгадал. А еще знаешь? - спросил птенчик.
Но тут подул сильный ветер, так что у птенчика разлетелись все перышки в
разные стороны. Посмотрела на него бабочка и говорит:
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам,
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей.
Птенчик сразу отгадал загадку и причесался.
(«Расческа» - «Причесывать» верхними зубами нижнюю губу, как расческой,
и наоборот, «причесывать» нижними зубами верхнюю губу)
И не заметили, как время прошло. Посмотрела бабочка на часы и спросила:
А что всегда идет,
А с места не сходит?
(«Часики» улыбнуться, открыть рот, кончик языка (как часовую стрелку)
переводить из одного уголка рта в другой).
И снова отгадал птенчик загадку. А тут и мама прилетела.
Так бабочка-загадка нашла себе друзей.
-Ребята, положите зеркала на край стола.
Бабочка приглашает вас подойти к полянке, чтобы познакомить вас со
своими друзьями.
Фея цветов обращает внимание детей на то, что на полянке никого нет. Там лежит письмо, из которого дети узнают, что злой паук заколдовал насекомых и спасти их можно, если выполним все задания паука.
Фея цветов:
— Посмотрите, на полянке никого нет, я не вижу ни одного насекомого. Только письмо лежит, интересно от кого оно? Читает письмо: «Дорогие ребята, мы попали в беду, злой паук заколдовал нас, помогите, нам, пожалуйста!»
Воспитатель:
— Ребята, с шестиногими друзьями что-то случилось, вы готовы помочь? Воспитатель читает текст:
Однажды над насекомыми
Пронёсся злой паук
На полянке разноцветной
Он всех заколдовал.
Чтоб бабочки порхали,
Трудился муравей.
И осы чтоб жужжали,
Ты помоги скорей.
Возьми с собой ты знанья,
И доброту возьми,
И этим шестиногим
Ребятам помоги!
Воспитатель:
- А чтобы помочь нашим шестиногим друзьям, мы с вами тоже превратимся в насекомых. У меня есть волшебный цветок, который поможет нам. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова вместе с детьми:
— Закройте все глаза и повторяйте за мной:
— Нам, цветочек, помоги, в насекомых преврати!
(Одеть детям маски.)
Вот мы с вами превратились в насекомых. Проходите насекомые, садитесь.
А вот и 1 задание от паука: «Нужно отгадать загадки и найти картинки – отгадки».
Загадки. Беседа по теме.
Воспитатель читает загадки, дети отгадывают, находят картинку и выставляют на фланелеграф.
Тело тонкое, словно стрела.
И большие, большие глаза,
Называют ее…(стрекоза).
Воспитатель:
— Как вы догадались, что это стрекоза, какие слова помогли найти отгадку?
Сок цветов душистых пьет,
Дарит нам и воск, и мед.
Людям всем она мила
А зовут ее… (пчела).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это пчела?
Очень, очень работящий.
Под сосной в лесу густом
Из хвоинок строит дом. (муравей).
Воспитатель:
— Какие слова помогли вам догадаться, что это муравей?
Изящна, легкокрыла.
Сама похожа на цветок
И любит пить цветочный сок. (бабочка).
Воспитатель:
— Какие слова вам подсказали, что это бабочка?
Спинка алая на ней.
А на ней кружочки
Черненькие точки. (Божья коровка).
Воспитатель:
— А в этой загадке, какие слова подсказали, что это божья коровка?
— Как можно назвать одним словом тех, кто изображен на картинках?
— Какой основной признак всех насекомых? (У всех насекомых по 6 лапок.)
— А паук – это насекомое?
— Назовите насекомых, которые относятся к хищным (стрекоза, кузнечик, божья коровка)
— Почему их называют хищниками? (Потому что они охотятся за другими насекомыми.)
— Назовите полезных насекомых. (бабочка, пчела, муравей.)
— Какую пользу приносят пчелы, бабочки, муравей? (Пчелы опыляют цветы, дают нам мед и воск. Муравьи разносят по лесу семена многих растений. Бабочки опыляют цветы.)
— Назовите вредных насекомых. (Муха –разносит микробы, гусеница – ест листья растений, комар.)
— Молодцы все загадки отгадали, и мы спасли пчелу, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
2 задание
Дидактическая игра «Составь предложение»
Воспитатель приглашает детей к столу, на котором стоит весенний букет, а на листьях закреплены игрушки – насекомые. Предлагается рассмотреть букет.
Воспитатель: Ребята, кого вы видите на весеннем букете?
Ответ детей: Насекомых.
Воспитатель: Верно. Вам нужно составить предложение о том, что оно делает, используя предлоги (под, на, по, над)
Р е б е н о к. Бабочка сидит на листке дуба.
Ребенок. Гусеница ползет по ветке березы.
Ребенок. Жук спрятался под листком дуба.
Ребенок. Стрекоза порхает над букетом.
Ребенок. Муравей ползет по ветке березы.
Ребенок. Муха ползет по столу.
— Молодцы ещё одно задание выполнили, и мы спасли жука, но еще и другие насекомые ждут нашей помощи, пойдем дальше.
Физкультминутка «Сороконожка»
1. Шла сороконожка
(дети идут ритмичным шагом, слегка пружиня)
По сухой дорожке.
2. Вдруг закапал дождик: Кап-кап-кап!
(дети останавливаются и приседают.)
— Ой, промокнут сорок лап!
3. Насморк мне не нужен
(дети идут, высоко поднимая колени, будто шагают через лужи),
Обойду я лужи!
4. Грязи в дом не принесу
(дети останавливаются, трясут одной ногой),
Каждой лапкой потрясу!
(трясут другой ногой).
5. И потопаю потом
(дети топают ногами)
— Ой, какой от лапок гром!
Воспитатель:
— Пойдем дальше, еще другие насекомые ждут нашей помощи.
Дети садятся возле фланелеграфа. На фланелеграфе расположены картинки.
Задание 3
Игра «4 лишний». Составление предложений с союзом «потому что».
Воспитатель:
— Внимательно посмотрите на картинки и скажите, какая картинка здесь лишняя и почему вы так думаете?
Лишний паук, потому что он не относится к насекомым.
Лишний муравей, потому что он не летает, а остальные насекомые летают.
Лишняя бабочка, потому что она летает, а остальные насекомые не летают.
Лишняя бабочка, потому что остальные насекомые относятся к хищным.
Воспитатель:
— Вот мы с вами еще спасли муравья (появляется муравей). Продолжим наше путешествие.
Продолжим путешествие. (Дети садятся на стульчики).
Задание 4
Игра «Исправь ошибку».
Бабушка летает около цветка.
Пила летит и жужжит.
Лук ползет по веточке.
Воробей залез в муравейник.
Мука села на сыр.
Самовар укусил Машу.
— Вот кузнечика и жука мы с вами освободили. Какие вы молодцы!
Задание 5
Дидактическая игра «Что сначала, что потом».
Ребята, давайте поможем гусенице превратиться в бабочку.
Воспитатель проводит беседу:
— Что сначала откладывает бабочка? Ответы детей:
— Бабочка откладывает яйца. Воспитатель:
— Кто появляется из яйца? Ответы детей:
— Из яйца появляется гусеница. Воспитатель:
— Что делает гусеница? Ответы детей:
— Она питается листьями и растет. Воспитатель:
— В кого она превращается? Ответы детей:
— Гусеница превращается в куколку. Воспитатель:
— Кто выходит из куколки? Ответы детей:
— Из куколки появляется бабочка, у нее мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке, как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать. Воспитатель:
— Предлагаю вам рассказать, как гусеница превращается в бабочку сначала в стихотворении с движением, а потом по картинкам.
Физкультминутка – координация речи с движением «Гусеница».
Этот странный дом без окон (медленно поворачиваются вокруг себя)
У людей зовётся «кокон».
Свив на ветке этот дом, (вращают руками)
Дремлет гусеница в нём. (ладошки под правой щекой)
Спит без просыпа всю зиму. (ладошки под левой щекой)
Но зима проходит мимо — (взмахи руками вверх)
Март, апрель, капель, весна… (хлопки руками на каждое слово)
Просыпайся, соня – сонюшка! (потягиваются)
Под весенним ярким солнышком (рисуют руками солнышко)
Гусенице не до сна. (грозят пальцем)
Стала бабочкой она! (бегут по кругу, машут руками, как крыльями)
Рассказы детей по цепочке:
Бабочка отложила яички на цветке.
Потом появилась гусеница.
Гусеница питалась листьями и росла.
Потом гусеница превратилась в куколку.
Вот из куколки появляется бабочка. У неё мокрые крылья. Бабочка сушит крылья на солнышке. Как только крылья подсохнут, бабочка начинает летать.
Итог занятия.
Воспитатель: Вот и подошло наше путешествие к концу, какие вы все молодцы, что помогли насекомым. Насекомые вас всех благодарят. Возьмите насекомых и поселите их на нашей лесной полянке.
(Дети берут насекомых-игрушки и размещают их на полянке возле цветов.)
Посмотрите, какая полянка красивая стала. Пусть ползают по земле муравьи и жуки, пусть прыгают по траве кузнечики, пусть летают бабочки и стрекозы и пусть мир, в котором мы живем, всегда остается голубым и зеленым! А нам пора возвращаться в детский сад. Но сначала нам опять нужно превратиться в детей. Воспитатель берет волшебный цветок и произносит слова: Закройте глаза и повторяйте за мной:
— Ты цветочек, помоги и в детей нас преврати!
— Вам понравилось быть насекомыми?
— А если бы у вас была такая возможность еще раз превратиться в насекомых в кого вы бы хотели превратиться и почему?
— Какая игра вам больше всего понравилась?
— Вы все сегодня были молодцы!
Релаксация. «Порхание бабочки»
Ребята, мы сегодня с вами много путешествовали, устали. Давайте отдохнем.
Ложитесь на коврик, закройте глаза. Представьте себе прекрасный летний день. Вы лежите на зеленом лугу. Вокруг все спокойно и тихо. Вам тепло и уютно, вы дышите легко и спокойно. Вообразите себе, что вы — легкие бабочки с большими и красивыми крыльями. Ваши ручки легкие-легкие — это крылья бабочки. И тело ваше стало тоже легкое-легкое, взмахнули крылышками и полетели. С каждым вдохом и выдохом вы все выше и выше парите в воздухе. Легкий ветерок нежно гладит ваши крылышки… (пауза — поглаживание детей). Гладит, нежно прикасается к… (имя). Вам хорошо и приятно. Но вот пришло время возвращаться домой. Потянитесь и на счет «три» откройте глаза. Улыбнитесь друг другу.