Конспект занятия по познавательному развитию «Овощи» (старшая группа)
Задачи:
• Формировать обобщённые представления об овощах (овощи - это части и плоды растений, которые выращивают на огороде для употребления в пищу).
• Углублять знания об условиях, необходимых для роста растений, об экологических связях между неживой и живой природой.
• Уточнить представления о многообразии овощей.
• Формировать умение обобщать по существенным признакам, отражать результат
обобщения в развернутом речевом суждении.
• Воспитывать умение внимательно слушать воспитателя и сверстников, точно и
полно отвечать на поставленный вопрос.
Ход занятия
Тихо звучит музыка П.И. Чайковского из альбома «Времена года» «Октябрь». Дети становятся по кругу, в центре, на ковре, лежит зелёный обруч «грядка». В нём конверты с заданием.
-Ребята, посмотрите, здесь на грядке какие-то письма. (Воспитатель берёт один из конвертов). В нем задание. Надо из частей собрать целое. Игра «Собери картинку» (Дети на ковре из частей собирают картинку с овощем и его называют)
-Как можно это назвать одним словом, то что вы собрали?
-Кто догадался о чем мы будем говорить на занятии?
-Какие овощи вы еще знаете?
Игра Доскажи словечко.
Ход игры:
Воспитатель читает текст, дети отгадывают.
-Зрел всё лето урожай, что собрали отгадай:
-Здесь весною было пусто, летом выросла… (капуста).
-На жарком солнышке подсох и рвётся из стручков …(горох)
-А на этой грядке, разыгрались в прятки, зелёные хитрицы, молодые…(огурцы).
- Солнышко светило, чтоб ярче зеленел … (укроп).
- Собираем мы в лукошко очень крупную … (картошку).
- От дождя земля намокла – вылезай, толстушка … (свёкла).
- Из земли – за чуб плутовку тянем сочную … (морковку).
- Помогает деду внук – собирает с грядок … (лук).
- Просит дедушка Федюшку: - собери ещё … (петрушку).
-Кругла да гладка, откусишь –сладко, засела крепко на грядке…(репка)
-Заставит плакать всех вокруг, хоть он и не драчун, а …(лук).
-Верите- не верите, мы родом из Америки, а в сказке мы сеньоры, на грядке …(помидоры).
- Он из тыквенной породы, на боку лежит все дни,
Как зелёный чурбачок, под названьем…(кабачок).
-Где растут овощи?
Воспитатель. Давайте поговорим об овощах. Хрустящая оранжевая морковка, крепкие зелёные огурчики, сочные красные помидоры - овощи. Вспомните, какие ещё овощи вы знаете? (Ответы детей).
Воспитатель. Верно! Свёкла и репа, капуста и картофель, перец и баклажан, редис и редька, тыква и кабачок, лук и чеснок, укроп и петрушка - овощи. (Воспитатель по мере называния овощей выставляет их на демонстрационную доску).
Воспитатель. Овощи - это плоды растения, его часть. Овощей много и все разные.
- Пришло время отдохнуть и поиграть с пальчиками.
Пальчиковая гимнастика «Овощи» Ю. Тувима:
Хозяйка однажды с базара пришла,
Хозяйка с базара домой принесла (Шагают пальчиками по ногам.)
Картошку, капусту, морковку,
Горох, петрушку и свеклу. (Загибают по одному пальцу на обеих руках.)
ОХ! (Хлопок.)
Вот овощи спор завели на столе –
Кто лучше, вкусней и нужней на земле: (Попеременные удары кулачками и ладонями.)
Картошка? Капуста? Морковка? Горох? Петрушка иль свекла? (Загибают пальчики на обеих руках.)
ОХ! (Хлопок.)
Хозяйка тем временем ножик взяла
И ножиком этим крошить начала (Стучат ребром каждой ладони по правой, левой ладони.)
Картошку, капусту, морковку, (Загибают пальчики.)
Горох, Петрушку и свеклу.
ОХ! (Хлопок.)
Накрытые крышкой, в душном горшке
Кипели, кипели в крутом кипятке: (Попеременно прикрывают ладонью кулачок, то на правой, то на левой руке).)
Картошка, Капуста, Морковка,
Горох, Петрушка и свекла. (Загибают пальчики.)
ОХ! (Хлопок.)
И суп овощной оказался неплох! (Круговое движение правой ладонью по животу).
Давайте найдём с вами признаки различия овощей. (Дети рассматривают овощи и делают заключения о различии овощей по форме, цвету, величине, какова на ощупь поверхность).
Воспитатель. Где растут овощи? (Ответы детей). Да, овощи растут на огороде, в поле, на садовом участке, некоторые овощи (помидоры, огурцы, перцы) растут в теплице. (В процессе беседы воспитатель выставляет на демонстрационную доску карточки для раскрытия стадий и условий роста растений).
Воспитатель. А кто выращивает овощи? (Ответы детей). Верно, дети, человек сажает в землю семена или рассаду овощей. Когда появляются всходы овощей, человек ухаживает за ними: поливает, пропалывает, рыхлит землю. И только в конце лета начале осени получает урожай овощей.
Игра «Собираем урожай»
-А сейчас я буду показывать картинки, изображающие овощи, а вы будете составлять предложение про то, как собирают этот овощ. (Морковь выдергивают; капусту срезают; картофель выкапывают, редис выдергивают, огурец срывают, кукурузу обрывают и т.д.)
Расскажите, зачем выращивают овощи? (Ответы детей).
Воспитатель. Правильно! Из них готовят салаты, супы. Их можно засолить. Из овощей не только готовят вкусные и полезные блюда, их корни, стебли и листья используют на корм скоту. Кролики, например, любят морковь, капусту.
-Ребята, смотрите волшебный мешочек. Давайте посмотрим что в нём. Будем на ощупь, поочередно, узнавать и доставать из волшебного мешочка то, что там спрятано и класть на стол.
Игра «Чудесный мешочек» (Дети по одному угадывают овощ на ощупь, опираясь на тактильные ощущения, достают его из мешка, кладут на стол. По возможности объясняют, как догадались).
А вы знаете, кто ещё, кроме людей, помогает овощам расти? (Ответы детей). Воспитатель.
• Солнце согревает землю, даёт растениям свет.
• Почва кормит растения. В ней растение растёт. В почве у растения находятся корни.
• Растения дышат, им нужен воздух. Воздух попадает в почву, когда человек рыхлит землю мотыгой. То же самое, только без мотыги делает дождевой червь.
• Чтобы напоить растения, человек поливает грядки. А ещё их поливает дождь.
• Помогают растениям и птицы - синицы, воробьи, грачи, скворцы. Они ловят жучков, склёвывают с листьев гусениц.
• А еще на гусениц охотятся жабы. Они наши маленькие помощники и поэтому обижать их нельзя.
Про каких ещё помощников мы забыли? Вспомните тех, кого мы видели летом на цветах (ответы детей). Что они там делали? (Ответы детей).
Воспитатель. Да, мы видели пчёл, шмелей, бабочек. Они пьют из цветов сладкий сок. Переносят на своих крылышках и лапках пыльцу с одного растения на другое. Без этих помощников у огурца не было бы плодов.
А вот это насекомое (воспитатель выставляет картинку с божьей коровкой) помогает растениям? (Ответы детей - да, оно ест тлю). Вот сколько помощников у растений.
Xopoшee время года - осень. В огороде поспели овощи. Давайте их соберем.
Физкультурная минутка «Убираем урожай»
Собирайся народ, Взрослые и дети! (Идут по кругу, взявшись за руки)
Выходи на огород, Пока солнце светит. (Идут по кругу, взявшись за руки, медленно поднимают руки)
Дергай свёклу, Чтобы не засохла, («Таскают»)
Капусту срезай, («Срезают»)
Картошку копай - («Копают»)
Собирай урожай! (Встают лицом в круг, выполняют наклоны).
Воспитатель. А сейчас, дети, расскажите всё, что узнали об овощах. (Воспитатель обращает внимание детей на демонстрационную доску, где выставлены карточки, на которых изображены «ответы» на вопросы).
• Где растут овощи? (Карточки 1-2).
• Кто и с помощью какого инвентаря ухаживает за овощами? (Карточки 3-7).
• Для чего человеку нужны овощи? (Карточка 8).
• В каком виде едят овощи? (Карточки 9-10).
• Кто, кроме человека помогает овощам? (Карточки 11-19). (Дети рассказывают об овощах по цепочке)
Воспитатель. Молодцы! А теперь, дети, давайте поговорим о том, какую пользу приносят людям овощи.
Овощи - основная еда, без которой человеку не обойтись ни дня! Ведь наша пища большей частью состоит из растений. Попробуем сосчитать, сколько различных овощей находится в тарелке обыкновенного картофельного супа. Кусочки картофеля и моркови, колечки лука, листья петрушки и укропа. Ещё больше овощей кладут хозяйки в борщ или овощное рагу. Овощи богаты витаминами, необходимыми человеку. Лук, чеснок, редька, баклажан, перец обладают целебными свойствами и способны излечивать болезни.
Дети, а вы знаете, какие у овощей съедобные части, а какие части несъедобные? (Ответы детей).
Воспитатель. Дети, все вы, наверное, помните сказку «Мужик и медведь»? Почему медведь обиделся на человека? (Ответы детей). Да, вы правы, человек обидел медведя, дав ему несъедобные части овощей.
Я предлагаю вам поиграть в игру «Вершки и корешки».
Воспитатель. В обруч чёрного цвета надо положить овощи, у которых в пищу идут корешки, а в обруч зелёного цвета - овощи, у которых используются вершки. (Воспитатель показывает овощ и спрашивает, в какой обруч его поместить. Ребенок называет нужный обруч, объясняет, почему этот овощ нужно положить именно сюда. После того, как все овощи разложены по обручам, воспитатель обращает внимание детей на область пересечения обручей)
Воспитатель. Дети, как вы думаете, почему я положила эти овощи сюда? (Ответы детей). Верно, есть овощи, у которых в пищу идут вершки и корешки. Назовите их (ответы детей - это лук, петрушка, свёкла). Кто назовёт овощи, у которых используются только вершки? (Ответы детей — помидор, огурец, горох, капуста). А кто назовёт овощи, у которых можно есть только корешки? (Ответы детей — морковь, репа, картофель).
Лепка овощей из пластилина.
-А сейчас мы сядем за столы, и каждый из вас вылепит любой из овощей. Не забудьте выбрать нужный цвет, чтобы каждый догадался у кого какой овощ. Оценка работ детьми. Вылепленные овощи складываем на блюдо.
Итог занятия.
-Вот и все! Хоть и устали, урожай мы весь собрали! Давайте вспомним о чём мы говорили на занятии и в какие игры играли.