Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13» г. Пласт
Конспект занятия по развитию речи
в старшей логопедической группе
«Осень»
Образовательная область «Речевое развитие»
Воспитатель: Себелева Марина Михайловна
Ребята, посмотрите в нашей группе появилась прекрасная картина. Как вы думаете, какое время года на ней изображено?
А как вы догадались ?
Правильно, с наступлением осени природа изменилась, оделась в яркие краски.
Листья с веток облетают,
Птицы к югу улетают.
Что за время года? – спросим,
Нам ответят: Это … (осень)
Осень очень красивое время
года, которым все любуются.
Художники изображают в своих
картинах, поэты описывают
красоту осени в стихах.
– Что изменилось в природе?
Какие приметы осени вы
можете назвать?
Листья желтеют и опадают, днем еще тепло, но утром, вечером и ночью уже прохладно, люди стали теплее одеваться, дни становятся короче, а ночи длиннее, птицы собираются в стаи и улетают в теплые края, животные начинают готовится к зиме, люди собирают урожай, часто идут дожди.
Скажите, а как называются осенние месяцы?
Сентябрь, октябрь, ноябрь.
Первый месяц – сентябрь, период ранней осени. Когда дни еще теплые, солнышко греет, как летом, еще цветут цветы, созревают овощи на огороде, фрукты в саду, люди собирают урожай.
За сентябрем придет октябрь – середина осени, у нас ее называют золотой осенью.
Вслед за октябрем придет третий месяц – ноябрь. Дни в ноябре становятся хмурыми, серыми, погода может меняться несколько раз в день, бывают даже первые снежинки. В ноябре наступает поздняя осень и после него приходит зима.
Давайте поиграем: «Подбери слова»
– Осенью лист (что делает) желтеет, вянет, опадает.
– Птицы (что делают) улетают, перелетают .
– Дождь (что делает) моросит, льет, идет, капает.
– Ветер (что делает) – тучи разгоняет, дует , срывает, кружит и гонит листья.
Физкультурная минутка:
Вдруг закрыли небо тучи – ( дети поднимают высоко руки вверх )
Начал капать дождь колючий – ( дети показывают, как капает дождь )
Долго дождик будет плакать – ( дети показывают круговые движения руками )
Разведет повсюду слякоть.
Грязь и лужи на дороге – ( дети маршируют )
Поднимай повыше ноги.
Послушайте стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень»
- Садик мой веселый,
Где ж твои цветы?
Под дождем осенним
Изменился ты!
Ветер злой, холодный
Листья оборвал,
По дорожкам грязным
Все их разбросал.
Как тебя утешить,
Что тебе сказать?
Жди – весна вернется,
Зацветешь опять!
Стихотворение Ивана Алексеевича Белоусова «Осень»
- Вы послушали стихотворение Ивана Белоусова «Осень», как вы думаете, какое оно по характеру? (грустное, печальное)
- Верно, опишите садик, какой он был? (веселый)
- Почему садик был веселый? (в садике цвели цветы)
- Что изменило веселый садик? (садик изменил осенний дождь)
- После того, как прошел дождь, поэт увидел совсем другой садик и удивился. Кто хочет попробовать произнести фразу «Садик мой веселый, где ж твои цветы» с удивлением?
- Как описывает поэт ветер в стихотворении? (ветер в стихотворении был злой, холодный)
- Расскажите, что ветер сделал с листьями? (он их оборвал, по дорожкам грязным все их разбросал)
- Как вы понимаете слово «утешить?» (утешить означает пожалеть, посочувствовать, обнять)
- Попробуйте убедить садик, что все будет хорошо. Какие строки из стихотворения помогут нам в этом? (Жди весна вернется, зацветешь опять)
Давайте, все вместе прочитаем стихотворение.
Стихотворение «Осень» Иван Алексеевич Белоусов
- Ребята, расскажите, что мы с вами сегодня делали, о чем говорили?
- Как называется стихотворение, которое мы сегодня учили, и кто его написал?
- Что было сложно для вас?