Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 23 «Берёзка»
Конспект занятия
«В гостях у первоцветов»
(средняя группа)
Выполнила: Петренко Татьяна Алексеевна,
старший воспитатель
МБДОУ «Детский сад № 23
«Берёзка»
Майкоп, 2025г.
П
рограммное содержание: Продолжать знакомить детей с растениями – первоцветами (особенностями внешнего вида, условия произрастания). Рассказать, что первоцветы встречаются все реже, что их необходимо охранять.
Воспитывать любовь к природе, желание и умение оказывать ей помощь. Формировать навыки поведения в природе. Научить видеть красоту в формах и красках мира вокруг нас.
Активизация словаря: Природа, первоцветы, легенды о первоцветах и т.д.
Оборудование: Импровизированная полянка с пенечками, искусственные цветы – первоцветы (цикламен, примула, крокус, подснежник), записи релаксационной музыки силуэты первоцветов, цветные карандаши.
Предварительная работа: Экскурсии в природу, беседы о правилах поведения в природе, охране первоцветов. Рассматривание иллюстраций с изображением первоцветов. Чтение художественных произведений, стихотворений о цветах, отгадывание загадок, изготовление поделок, рисование первоцветов.
Ход занятия:
Воспитатель: Дети, сегодня мы с вами отправимся в необыкновенное путешествие, на лесную полянку, посмотрим, что нас там ожидает.
(Раздается приглушенная музыка, воспитатель читает стихотворение):
Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют толпой,
Одно «почему» меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое – пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
- Вот и пришли, усаживайтесь поудобнее, мы поговорим с вами о природе и первых весенних цветах - первоцветах.
Воспитатель: - Ребята, а ка называются первые весенние цветы?
Дети: первоцветы.
Воспитатель: - А почему их так называют?
Дети: - Потому что они раньше всех цветов расцветают.
Воспитатель: - А какие первоцветы вы знаете?
Дети: - Цикламены, подснежники, крокусы. Пролески, примула и др.
Воспитатель: - А кто знает, какие цветы у нас в Адыгее называют первоцветами? Давайте мы свами рассмотрим эти цветы, какие они?
(просмотр презентации «Первоцветы Адыгеи)
Ответы детей…
Д
ети смотрят презентацию, называют знакомые им растения.
Воспитатель: А теперь я вам загадаю загадки, а вы отгадайте:
- Только лишь сошёл снежок, виден жёлтенький цветок.
(шафран, крокус).
- Милый, розовый цветочек средь сухой листвы и кочек(цикламен).
- Встретились два братца: беленький и синий, один -белом костюмчике, другой - зимние слёзки в (пролеска и подснежник)
Воспитатель:
-Ребята, вы сказали, что частичка природа это цветы - первоцветы. А можно рвать первоцветы на лесной полянке? Топтать их? Правильно, нельзя, потому что они могут исчезнуть совсем.
Воспитатель: издавна люди слагали легенды о первоцветах, предлагаю вам их прослушать:
Легенда о подснежнике:
Однажды старуха Зима со своими спутниками Морозом и Ветром решила не пускать на землю красавицу Весну. Но смелый Подснежник выпрямился, расправил лепестки и попросил защиты у Солнца. Солнце заметило Подснежник, согрело землю и открыло дорогу Весне.
А вот ещё одна легенда: богиня Флора раздавала цветам костюмы для карнавала. И подарила Подснежнику белый наряд. Но снег тоже захотел принять участие в карнавале, хотя карнавальной одежды ему не полагалось. Тогда он стал просить цветы поделиться с ним костюмом. Все цветы боялись холода и не согласились, и только подснежник поделился с ним своим хитоном. Вместе кружились они в хороводе танца цветов и прониклись друг к другу такой симпатией, что неразлучны по сегодняшний день.
Легенда о пролесках:
Весь март грело яркое солнышко. Растапливая снега. Увеличивая день, предлагая зиме подвинуться , а затем уйти. Уступить место Весне. Потому что всему своё время. Зима сопротивлялась изо всех сил, по ночам главенствуя, днём отступая. Подходило время и ей приходилось медленно перебираться всё дальше на Север. Уходила Зима, пряталась рыхлыми сугробами в каналах и рытвинах, в чаще леса тёмной и прохладной. Растеряла она всю свою суровость, обессилела от борьбы с пригревающим солнцем, да наступающей Весной и, не выдержав, расплакалась от бессилия, понимая. Что придётся совсем уйти, отступить, иначе погибнет.
Синие слёзы Зимы скатывались с её щёк на лесную землю и остатки сугробов и превращались в пролески. Каждый год, когда Зима и Весна делят власть, расцветают синие зимние слёзки – первые лесные весенние цветы – пролески.
Воспитатель: А теперь прилягте на травку, расслабьте руки, ноги, закройте глаза, полетаем на облаках и помечтаем.
(Звучит спокойная, расслабляющая музыка)
Воспитатель: Возвращаемся на землю. Расскажите мне, что вы видели, когда летали на облаках?
(Ответы детей)
В
оспитатель: У нас есть цветные карандаши и листочки с изображением силуэтов первоцветов, давайте их раскрасим.
(Дети закрашивают силуэты первоцветов).
Звучит музыка.
Воспитатель читает стих «Первые цветы» Антонины Кухтиной-Бруштуновой:
Как прекрасны первоцветы,
Как они милы, просты.
В них так много солнца, света
И неброской красоты.
Первовестниками лета
После зимней суеты
Появились первоцветы,
Значит, сбудутся мечты.
Подведение итогов занятия.
6