МОБУ СОШ д. Норкино
Разработка
открытого урока по биологии в 8 классе
«Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов»
Разработала учитель биологии и химии
Нуриева Э.И.
Норкино 2016
Тема: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов
Образовательные (предметные результаты): обеспечить усвоение знаний о химической обработке пищи желудке и двенадцатиперстной кишке; свойствах ферментов, дать понятие о дисбактериозе.
Развивающие (метапредметные результаты): продолжить работу над формированием у учащихся критического мышления; умения применять полученные знания в собственной жизни; умения работать в должном темпе.
Воспитательные (личностные результаты): воспитывать уважение к интеллектуальному труду; содействовать стремлению учащихся вести здоровый образ
Тип урока: комбинированный
Методы и приёмы:
словесные (эвристическая беседа; работа с учебником)
наглядные (изобразительные пособия, демонстрации компьютерных программ)
практические (групповая работа с учебником и дополнительной литературой
Структура урока
организационный момент урока – 2 мин.
актуализация опорных знаний - 12 мин.
изучение нового материала - 20 мин.
физкультминутка для глаз – 4 мин.
рефлексия – 5 мин.
домашнее задание – 2 мин.
Ребята, давайте начнем урок с прослушивания симфонии Моцарта времена года. Прекрасная музыка.
Несмотря на исполнение большого количества музыкантов, получается одно целое музыкальное произведение.
Какое у вас настроение после прослушанного?
Радостное, волнительное. Музыка красивая, добрая, волшебная. Мы тоже должны работать вместе, чтоб достичь хороших результатов.
Слайд 1 Какое слово определяющее тему урока должно быть в первой строчке? Но прежде чем попасть в желудок, пища задерживается в ротовой полости. Этот вопрос рассмотрели на предыдущем уроке.
Слайд 2 Вспомним, строение ротовой полости, что происходит с пищей в ней . Выполним задание на листочках.
Поработайте над этим заданием самостоятельно
В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением
Поработайте над этим заданием самостоятельно В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением В столбике «После» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши мнения?
Согласны ли вы
Поработайте над этим заданием самостоятельно
В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением
Поработайте над этим заданием самостоятельно
В столбике «До» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждение
В столбике «После» поставьте +, если Вы согласны с утверждением, или знак – если не согласны с утверждением
Сравните столбики «До» и «После». Изменились ли ваши мнения.
ДО | УТВЕРЖДЕНИЯ | ПОСЛЕ |
| 1. В ротовой полости находятся две пары слюнных желез | |
| 2.В ротовой полости пища смачивается слюной, образуется пищевой комочек и проглатывается | |
| 3. В слюне содержится особое вещество – лизоцим, которое растворяет микробы | |
| 4.У человека 33 зуба, которые делятся на резцы, клыки, коренные | |
| 5. Заболевание зубов называется кариес | |
| 6. После приема горячей пищи сразу можно пить холодную воду | |
| 7. В ротовой полости происходит переваривание углеводов | |
| 8.Фермент желудочного сока - пепсин | |
| 9.Соляная кислота разрушает ткань желудка | |
| 10.Соляная кислота в желудке помогает дезинфицировать большую часть микробов, при этом она никак не участвует в пищеварении | |
| 11. Желудочный сок действует в любых температурных условиях | |
| 12. Объем желудка -5 литров | |
| 13.В желудке в основном расщепляются жиры. | |
| 14.Из желудка пища попадает в двенадцатиперстную кишку , в которую впадают протоки поджелудочной железы и печени. | |
| 15.Под действием поджелудочного сока в 12-перстной кишке расщепляются белки, жиры, углеводы. | |
Слайд 2 Проверим суждения?
Возникли ли проблемы при выполнении заданий? Часть утверждений вы смогли сделать легко. Другая часть вызвала затруднения. С чем это связано?
Слайд 3 Тема урока: Пищеварение в желудке и двенадцатиперстной кишке. Действие ферментов.
Слайд 4 Сейчас вашему вниманию такой факт
500 мл - таков объем пустого желудка.
1,5 -3 л – объем желудка, после принятия пищи
22 000 кг пищи в среднем переваривает человеческий желудок в течение жизни.
Приблизительно 5 стаканов желудочного сока вырабатывает в течение суток
желудок взрослого человека.
Желудочный сок содержит 0,2-0,5% соляной кислоты.
Желудок тратит 2-4 часа на переваривание стандартного обеда.
Проблемный вопрос:
Почему желудок объемистый? Как изменяется в желудке пищевой комок?
Что должны изучить для решения этой вопроса? Ответы уч-ся? Изучить строение и функции желудка
Посмотрим видеоролик. Постарайтесь найти ответ на проблемный вопрос.
http://school-collection.edu.ru/catalog/res/24959acf-f5ee-4eb4-b593-4c93882568e7/view/ стр с показом
Слайд 5,Желудок состоит из 3 мышечных слоев
Внутренняя часть- слизистая (железистая ) со множеством желез и с большим количеством складок.
Слайд 6 железы желудка
Кислотность желудка настолько сильная, что может растворить лезвие бритву. Однако не следует принимать эту информацию слишком серьезно и специально глотать бритву или другие металлические предметы.
Слайд 7-8 Функции желуд. сока
Слайд -8 Факты:
Длина тонкой кишки- 5-6м
двенадцатиперстной кишки – 27-30 см.
В этой шестиметровой трубе пищеварение продолжается еще 4-6 часов
В тонкой кишке столько складок, вплоть до самых микроскопических, что общая площадь её поверхности составляет 250 квадратных метров. Этого достаточно, чтобы покрыть теннисный корт. Какое строение имеет кишечник и что происходит с пищевым комком в двенадцатиперстной кишке ?
С помощью учебника постарайтесь найти ответ на проблемные вопросы. Работают с учебником. Предлагаю некоторую помощь. (ЦОР) http://files.school-collection.edu.ru
Слайд 10 Более подробно рассмотрим строение поджелудочной железы по презентации
Формулирование вывода
Слайд 11 Факт
Желудок выделяет около 2 л желудочного сока, пепсин которого расщепляет белки.
Поджелудочная железа за сутки выделяет1.5-2 л поджелудочного или панкреатического сока
Содержит весь набор ферментов для переваривания жиров, белков и углеводов – липазы, протеазы, амилазы.
Нормальный кишечник человека содержит около 1 кг бактерий.
Что такое ферменты? Каково значение бактерии в кишечнике.
Сейчас прочитаете и подготовьте вопросы мне о этим статьям.
Дисбактериоз — это состояние, при котором изменяется состав микроорганизмов, населяющих кишечник (полезных бактерий становится меньше, а вредных, соответственно, больше), что приводит к нарушению работы желудочно-кишечного тракта.
Кишечник человека населён целыми полчищами микробов – «плохих», «хороших» и «нейтральных».
Работа по виртуальной лаборатории http://www.virtulab.
Формулирование вывода
Очень большой объем информации получили. Вернемся сейчас к суждениям, которые получили в начале урока. Работают с суждениями.
Рефлексия.
Домашнее задание: Написать письмо пищеварительной системе.