День открытых дверей
ЛЕ - ГРА - ХО (лексико – грамматический хоккей)
Данный урок (внеклассное мероприятие) проводится в виде соревнования 2-х команд, которые стараются «забить гол» сопернику и не «пропустить шайбу» самим.
Тема: «Синонимы и антонимы»
Цели: обобщить знания о синонимах и антонимах, проверить степень усвоения знаний уч-ся по лексике, развить интерес к занятиям по русскому языку, обогащать словарный запас уч-ся.
Оборудование: плакат с изображением хоккейного поля, названия, девизы и эмблемы, раздаточный и иллюстративный материал к заданиям, жетоны, грамоты, свисток, запись «В хоккей играют настоящие мужчины…», презентация, лист оценивания
Ход занятия
I.Организационный момент.
«Добрый день!» - тебе сказали,
«Добрый день!» - ответил ты .
Нас две ниточки связали
Теплоты и доброты.
Вводная беседа учителя (звучит запись «В хоккей играют настоящие мужчины…»)
- Дорогие ребята! Я приглашаю вас на хоккейный матч между командами «Меткое словечко» и «Антонимус»
Правила игры. Они просты. Кто больше забьет голов, тот и победил. Шайбой в нашем матче будут служить вопросы и задания из раздела «Лексика»
Представление судей (родители). Если судьи замечают нарушение правил, (подсказка, неверный ответ), они останавливают матч либо за подсказки начисляют штрафные очки.
Представление команд:
Команда «Меткое словечко»: «Будь осторожен с метким русским словом – им можно и возвысить, и убить!»
Команда «Антонимус»: «Не гляди, что позади,
А гляди, что впереди!»
«Взбрасывание шайбы» ( разминка) - начинает та команда, которая ответит на вопрос: «У позвоночных я бываю, и горный кряж обозначаю». (хребет)
Задания для разминки
Дать толкование словам – парам: вредный – полезный, красавец – урод.
Дать толкование словам – парам: острый – тупой, впереди – позади.
Подберите синонимы к слову «поэт», «преграда»
Подберите антонимы к слову «темный» во всех его значениях.(«свежий»)
Привести пример синонимичного ряда из 4-х синонимов.
Привести пример синонимичных пар антонимов (по 3 пары)
Найти синонимы и антонимы в тексте:
Человеку надо мало:
Чтоб искал и находил,
Чтоб имелись для начала
Друг один и враг один .
Определить синонимы и антонимы:
Человеку надо мало:
После грома – тишину,
Голубой клочок тумана,
Жизнь - одну и смерть одну.
–Как называются слова, использованные в стихах? Приведите еще по 3 примера.
А) Сев в такси,
Спросила такса:
- За проезд
Какая такса?
Б)Снег сказал: «Когда я стаю,
Станет речка голубей,
Потечет, качая стаю
Отраженных голубей»
Начало матча. 1 период
«Взбрасывание»: Какие острова всегда молодые?(Новая земля, Новая Зеландия)
Задания для 1-го периода ( команды отвечают поочередно. Если у команды нет ответа на вопрос, отвечает другая команда.
Те вопросы, которые остались без ответа, могут разыграть обе команды в конце 1 периода. Задания командам выдаются учителем (судьями ) после ответа на предыдущий вопрос. Таким образом, на обдумывание вопроса дается по 3-4 минуты.)
1 команда
1. Определите «Третий –лишний»:
-Разиня, ротозей, дурак;
-граница, рубеж, черта;
-тихий, спокойный, равнодушный.
2.Подберите синонимы:
Колоссальный-….;
Глобальный-…..;
Абонемент-….. .
3. Докажите, что слова обратно и опять не синонимы.
4. Определите ряд синонимов, которые принадлежат разным частям речи.
Робкий, боязливый;
обманщик, плут.
2 команда
1.Определите «Третий-лишний»:
- Приказ, команды, совет;
-небольшой, малый, колоссальный;
-сердечный, задушевный ,ровный.
2. Подберите синонимы:
Универсальный-….;
Разумный-….;
Абонент-…;
3. Какое основное значение имеют синонимы маленький и крошечный, чем они различаются?
4. Найдите разговорное слово:
-скупиться, жадничать;
-доктор, лекарь;
-докторша, врачиха.
2 период
1команда
Определите антоним:
Густо-….; мягко-….;
Ученье-….; труд-….;
Много-….; вместе-…. .
Закончите пословицу:
…..дело лучше…..безделья.
У мудрого человека…..уши и …..язык.
Не было бы….,да ….. помогло.
Выпишите антонимы:
Сорок лет-это молодость старости,
Самое начало конца,
Когда столько еще до старости,
Когда столько еще до конца.
2 команда
Определите антоним:
Старый-…..; маленький-….;
Больной-…. ;утро-….;
Свой-….; радость-…. .
Закончите пословицу:
……сторона-мать,….-мачеха.
…..земля….рук не любит.
Ученье-…..,а неученье-…. .
3.Выпишите антонимы:
Мир многогранен, многоцветен,
Порою добр, жесток подчас,
Он щедр и скуп, богат и беден;
Вглядись в него- он ведь для нас!
3 период
1 команда
Используйте синонимы и антонимы, изменяя данный текст.
Быстро едут по рельсам поезда,
Быстро едут по улицам автомобили,
Быстро летят в небе самолеты.
Темная темнота темного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.
2 команда
Вставьте в текст антонимы.
Во Франции говорят: «….рыбак и ….. охотник являют вид печальный».
Не…..,а …. Сидела мать за поминальным прощальным столом.
Пусть равномерны промежутки, что разделяют наши сутки.
Но, положив их на весы, находим…… минутку и очень…часы.
«Серия буллитов».
При равном счете можно провести этот конкурс блиц- ответов.Каждой команде дается по 3 вопроса(по очереди)-«шайбы»:ответили верно- отразили удар соперника; неверно- значит,забили «шайбу» соперники.
1) Что такое омонимы?
2) Что изучает лексика?
3) Дайте определение синонимам.
4) Дайте определение антонимам.
5) Многозначно ли слово «звонок»?(да)
6)Многозначно ли слово «Фломастер»?(нет)
Итог соревнования подводят судьи. Они объявляют команду-победительницу, лучших «бомбардиров»- игроков(по 1 из каждой команды) и награждают их медалями.
Приложение к уроку
Ответы на задания 2-м командам.
1. а) Антонимы;
б) Антонима.
2. а) Стихотворец, пиит;
б)заслон, препона.
3.а) светлый;
б) только что произведенный; прохладный, приятный, новый.
4. а) Выдержать, выстоять, выдюжить, устоять.
б) Смелый, Трусливый- храбрый; хороший, добрый- плохой; ложь, неправда-правда.
5. а) Антонимы: искал- находил, друг -враг.
б) Антонимы: гром- тишины, жизнь -смерть.
6. а) Омонимы –такса (собака и стоимость); примеры: ключ, лук, завод.
б) Омонимы -стаю( растаять и несколько голубей); примеры: рысь, ерш, гриф.
Ответы к 1 периоду
1 команда
1) Дурак; черта; равнодушный.
2) Оогромный, масштабный, многоразовый билет.
3) Опять- еще раз, обратно -назад.
4) Обманщик (книжн.),плут (разговорн.)
2 команда
1) Совет, колоссальный, ровный.
2) Разносторонний, думающий человек, который пользуется телефоном.
3) Малого размера, различаются степенью.
4) Жадничать, лекарь, докторша, врачиха.
Ответы ко 2 периоду
1 команда
1) Пусто, жестко, неученье, лень, мало, врозь.
2) Малое дело лучше большого безделья. У мудрого человека длинные ужи и короткий язык.
Не было бы счастья, да несчастье помогло.
3) Молодость -старость, начало- конец.
2 команда
1) Молодой, большой, здоровый, вечер, чужой, горе.
2) Родная сторона -мать,а чужая-мачеха.
Трудолюбивая земля ленивых рук не любит. Ученье - свет, а неученье –тьма.
3)Добр -жесток, щедр- скуп, богат -беден.
Ответы к 3 периоду
1 команда
Стремительно едут по рельсам поезда, несутся. мчатся по улицам автомобили, проносятся в небе самолеты. Черная темнота мрачного леса пугала путников, которых тьма застала в лесу.
2 команда
Во Франции говорят «Сухой рыбак и мокрый охотник являют вид печальный». Не веселая, а печальная мать сидела за поминальным прощальным столом. Пусть равномерны промежутки. что разделяют наши сутки. Но положив их на весы, находим долгие минутки и очень краткие часы.