СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект интегрированного урока - проекта "Природные источники углеводородов".

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель урока: показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении.

Просмотр содержимого документа
«Конспект интегрированного урока - проекта "Природные источники углеводородов".»

ИНТЕГРИРОВАННЫЙ УРОК – ПРЕЗЕНТАЦИЯ

«ПРИРОДНЫЕ ИСТОЧНИКИ УГЛЕВОДОРОДОВ.

ПРИРОДНЫЙ И ПОПУТНЫЙ НЕФТЯНОЙ ГАЗЫ. НЕФТЬ».

Завалишина Екатерина Петровна, учитель химии и биологии

МОБУ «СОШ № 83» г .Оренбурга




Обеспечение урока:

1.Учебник «Химия 10 класс» под.ред.О.С.Габриеляна

2. Органическая химия - 10 класс.Л.А. Цветков

3. Энциклопедии.

4.дидактические материалы по химии (А.М.Радецкий и др.)

5.комтьютер

6.мультимедийный проектор



ЦЕЛИ УРОКА:

Образовательная:

-:показать влияние природных источников углеводородов на окружающую среду на основе знаний об их составе, свойствах и применении

Развивающая:

- способствовать формированию умений, навыков работы с источниками информации(учебником, дополнительной литературой, Интернетом, периодической печатью).Продолжить формирование исследовательских навыков у учащихся, применение приёмов обобщения, анализа, сравнения. Осуществлять межпредметные связи(химия, биология, география, информатика).

Воспитательная:

-Привитие чувства коллективизма, умения работать в группе.

Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, ответственность за будущее своей страны.


ЗАДАЧИ УРОКА: изучить природные источники углеводородов ,познакомиться с составом ,свойствами ,способами переработки нефти как топлива и сырья для получения

органических веществ.

Раскрыть сущность перегонки, термического и каталитического крекинга, риформинга. Показать значение важнейших нефтепродуктов.

Познакомить с основными направлениями развития нефтеперерабатывающей промышленности в России.

Урок рассчитан на 1ч.30мин.

На доске записаны тема урока , вопросы по которым необходимо сделать краткие записи :

1. природный и попутно-нефтяной газы

2. нефть: теории происхождения, виды переработки.

3.виды топлива

4.пути решения экологических проблем


Урок начинает учитель, объясняя его цели и форму проведения.


Мы с вами продолжаем путешествовать по удивительной стране Органическая химия. На прошлых уроках мы отмечали, что углеводороды имеют широкое применение в качестве топлива и сырья для органического синтеза, сегодня обратим свое внимание на природные источники углеводородов.

Эпиграфом нашего урока я взяла слова Джона Дона: «Никогда не спрашивай, по ком звонит колокол, он звонит по тебе».

Почему? Обсудив ответы, формулируем вместе со школьниками проблему: «Природные источники углеводородов – это угроза всему живому на Земле? Виноват ли человек в их отрицательном воздействии на окружающую среду?»

Постарайтесь это объяснить в конце урока.

Учитель знакомит учащихся с группами экспертов, участвующих в поиске информации по данной проблеме и в создании презентаций по заявленным темам.


Сообщение экспертов по природному и попутному нефтяному газу.

(одновременно идет презентация данной темы). (ПРИЛОЖЕНИЕ )


После презентации учащиеся задают экспертной группе вопросы по данной теме


Для закрепления полученных знаний и активизации учебного процесса эксперты задают учащимся вопросы, которые предварительно были помещены на столах:

1.Чем отличается по составу природный горючий газ от попутного нефтяного?

2.Из каких компонентов состоит попутный газ, где он применяется?

3.Где применяется природный газ?

4.Что собой представляет газовый бензин? Где он применяется?


Учитель. Познакомьтесь с материалами подготовленными второй экспертной группой по теме «Нефть. Переработка нефти». (ПРИЛОЖЕНИЕ )

Эксперт по нефти 2 дает характеристику крекингу


ПОКАЗ ФРАГМЕНТОВ:


1. Ректификационная колонна


2. Применение нефти


3. Крекинг гексана, октана



Для лучшего восприятия новых терминов , используемых при нефтепереработке, на столах учеников лежат листочки с определениями этих терминов.


После необходимых разъяснений экспертов учащиеся отвечают на вопросы:


1.Что такое нефть?

2.Почему нефть растекается по поверхности воды?

3.Почему она не имеет определённой температуры плавления?

4.Почему нефть не имеет определённого цвета?

5.Что называют фракционной перегонкой?

6.Каковы основные продукты перегонки нефти и каково их применение?

7.Что такое крекинг?

8.В чём сходство и в чём различие между термическим и каталитическим крекингом?

9.Почему крекинг иногда осуществляется в « кипящем слое»


Учитель. Так как большая часть нефти около 80-90% тратится на топливо для машин с двигателями внутреннего сгорания (карбюраторного типа) и на смазочные масла, только около 10% расходуется на органический синтез, есть необходимость заслушать экспертов по топливу. (ПРИЛОЖЕНИЕ ).

Всё чаще мы слышим об экологических катастрофах, в которых «повинны» природный газ, и , особенно нефть .Но если природные источники углеводородов вызывают необратимые изменения окружающей среды, то их добычу, переработку и применение следует либо запретить, либо ограничить.

Если отрицательное воздействие на природную среду источников углеводородов возникает по вине человека , то необходимо людям быть более внимательными и осторожными при их использовании.

Нам необходимо заслушать мнение экспертов по экологии.(ПРИЛОЖЕНИЕ »)

Возвращаясь к эпиграфу нашего урока, заслушав мнение экспертов , учащиеся определяют основные направления решения данных проблем:

-необходимо продолжить исследования , направленные на поиск экологически безвредных видов топлива,

-разрабатывать безопасные технологии получения различных продуктов из нефти

- искать новые, более эффективные способы очистки атмосферы, почвы, воды после аварий

- призвать человечество ответственно подходить к добыче и транспортировке нефти и газа

- формировать в обществе ,в каждом члене этого общества, ответственности за окружающий нас мир.


Для обобщения знаний , полученных на уроке, учащиеся разгадывают кроссворд

« Природные источники углеводородов»

Выполняют задания по вариантам из сборника дидактических материалов А.М.Радецкого

С.27.

Учитель подводит итоги урока , анализирует работу учащихся и выставляет отметки.




ИСПОЛЬЗУЕМЫЕ ИСТОЧНИКИ :


1.Интернет- ресурсы

2. Учебник Химия-10 класс» под ред.О.С.Габриеляна

3.Учебник «Органическая химия» Цветков

4. Журнал «Химия в школе».№4.1995г.

5. Журнал « Химия в школе» №6. 1999г.

6. Конарев Б. Н. Любознательным о химии. ,М., Химия ,1982г.

7. Химия и современность. М.,Просвещение,1985г.

8. Цыркин Б.Б., Олегов С.Н.,О нефти и газе без формул .Л. ,Химия, 1989г.

9. Чёрное золото.



















Природные источники углеводородов


1.Чем отличается по составу природный горючий газ от

попутного нефтяного?

2.Из каких компонентов состоит попутный газ, где он

применяется?

3.Где применяется природный газ?

4.Что собой представляет газовый бензин? Где он применяется?


5.Что такое нефть?

6.Почему нефть растекается по поверхности воды?

7.Почему она не имеет определённой температуры плавления?

8.Почему нефть не имеет определённого цвета?

9.Что называют фракционной перегонкой?

10.Каковы основные продукты перегонки нефти и каково их

применение?

12.Что такое крекинг?

13.В чём сходство и в чём различие между термическим и

каталитическим крекингом?

14.Почему крекинг иногда осуществляется в « кипящем слое»