ЗАНЯТЫЕ И БЕЗРАБОТНЫЕ УТОЧНИТЬ ПО ТК – КТО БЕЗРАБОТНЫЕ
Циклическое развитие рыночной экономики (спады и подъемы экономики) отражается на изменении численности занятого в стране населения. Но даже в периоды подъемов в странах с рыночной экономикой существует некоторое количество безработных. Безработица остается одной из главных социальных проблем во всех странах – бедных и богатых.
Различают население:
- нетрудоспособное - люди моложе 16 лет и лиц, достигших пенсионного возраста (женщины — 55 лет, мужчины — 60 лет); А ИНВАЛИДЫ??
- трудоспособное включает:
- самодеятельное (самозанятое) население - трудоспособные люди, не работающие и не склонные трудиться за пределами своего домашнего хозяйства;
- активная часть населения, или совокупная рабочая сила - лица, которые могут работать и намерены работать;
- институциональное население (не включается в состав экономически активного населения) - лица, отбывающие срок заключения в тюрьмах или находящиеся в спецлечебницах.
Часть экономически активного населения работы (на гос. службе, в бизнесе) не имеет. Поэтому различают занятых и безработных.
Занятые — часть экономически активного населения страны, которая работает по найму, занимается частным бизнесом, находится на государственной службе или учится.
Согласно законодательству РФ, занятыми считаются граждане:
- работающие по найму на условиях полного или неполно рабочего времени;
- отсутствующие в связи с временной нетрудоспособностью, отпуском и т.д.;
- самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе предприниматели;
- проходящие службу в Вооруженных Силах и органах внутренних дел;
- обучающиеся в общеобразовательных школах, высших и средних специальных учебных заведениях.
Безработные - относящиеся к экономически активному населению люди, которые намерены работать, ищут работу, но не могут ее получить по той или иной причине.
Российское законодательство признает безработными граждан, которые:
- не имеют работы и заработка;
- зарегистрированы в службе занятости в целях поиска подходящей работы;
- готовы приступить к работе.
Таким образом, не любой человек, не имеющий работы, может быть отнесен к категории безработных.
Добровольно незанятые граждане (не включаются в состав рабочей силы) - потенциально имеют возможность работать, но не работают и не ищут работу (пенсионеры??, домашние хозяйки, выполняющие неоплачиваемую домашнюю работу и воспитывающих малолетних детей, безработные, отчаявшиеся найти работу и прекратившие ее поиски).
Безработными являются те, кто не утратил трудоспособности, постоянно подтверждает свою готовность приступить к работе, а для этого, зарегистрировавшись в службе занятости, периодически проходит перерегистрацию и осведомляется об имеющихся там вакансиях.
Норма безработицы
Масштабы безработицы определяются, во-первых, показателями абсолютного числа безработных и нормы безработицы.
Норма безработицы - это отношение числа безработных к численности совокупной рабочей силы, выраженное в процентах.
rU = U / L 100%,
где U — число безработных; L — численность рабочей силы; rU — норма безработицы.
Показатель нормы безработицы не в полной мере отражает ситуацию на рынке труда той или иной страны, т.е. реальное состояние спроса и предложения рабочей силы или реальные возможности трудоустройства. Иногда относительно невысокой норме безработицы может сопутствовать очень низкое число свободных рабочих мест, что может привести к затяжной, хронической безработице. Поэтому при оценке состояния рынка труда часто используют и показатель, выражающий число безработных, приходящееся на одно свободное рабочее место. Высокая доля этого показателя говорит 0 существовании в стране затяжной безработицы.
Для оценки масштабов проблемы занятости и безработицы в стране рассчитывается и число безработных, приходящееся на одно вакантное место. Высокая доля этого показателя говорит 0 существовании в стране затяжной безработицы.
Причины и формы безработицы
Фрикционная безработица – для отдельного человека носит, как правило, непродолжительный, временный характер. В эту категорию попадают люди, которые или находятся в процессе перехода с одной работы на другую, или только что появились на рынке труда. Она включает молодежь, ищущую работу после окончания учебы; женщин, которые вырастили детей и хотят вернуться на работу; уволенных в запас военнослужащих либо всех тех, кто уволился по собственному желанию в поисках лучшей работы или нового места жительства. Обычно фрикционной безработной охвачено 2-3% рабочей силы.
Структурная безработица – вызывается несоответствием структуры рабочей силы структуре рабочих мест (спроса на труд). Выражается в том, что при существовании людей, оставшихся без работы, в стране есть немалое число вакансий, которые не могут быть занятыми безработными без их предварительного, иногда длительного переобучения. Носит, как правило, продолжительный характер.
Научно-технический прогресс приводит к структурным изменениям в производстве и уменьшению спроса на ряд профессий, например сталеваров, шахтеров и др. С другой стороны, появляются новые отрасли и виды деятельности, испытывающие недостаток в работниках новых профессий, например программистах, наладчиках информационных систем и т. д. Но шахтеры и сталевары требуют переобучения.
Разновидность структурной - технологическая безработица - связана с внедрением в производство новейшего трудосберегающего оборудования, особенно информационной техники. Помимо конторских служащих в число безработных все чаще попадают работники отделов бухучета, планирования.
Фрикционная и структурная виды безработицы рассматриваются как неизбежные.
Полная занятость - такой уровень занятости, когда в экономике имеется только фрикционная и структурная безработица. При полной занятости в производстве занято немногим менее 100% рабочей силы.
Естественный уровень безработицы – уровень безработицы при полной занятости в условиях существования фрикционной и структурной безработицы.
Естественный уровень безработицы изменяется, но она колеблется в пределах 4-6%. В годы войн, когда государство искусственно сдерживало рост фрикционной безработицы, вводя сверхурочные работы или запрет на увольнения, уровень естественной безработицы сокращался. В периоды бурных структурных перестроек естественный уровень безработицы растет за счет увеличения структурной безработицы.
Циклическая безработица – это безработица, связанная с циклическим характером развития экономики.
Число безработных увеличивается в периоды экономических спадов. Во время экономических подъемов уровень циклической безработицы сокращается, а затем она достигает своей естественной нормы. Во время спада она может достигать 8-10% и даже более.
Вынужденную безработицу порождает сам механизм рынка. Конкуренция часто приводит к банкротствам многочисленных малых предприятий. В течение первых трех лет своего существования разоряется от 1/3 до половины индивидуальных фирм. хотя ежегодно появляется большое количество новых, в годы спадов мелкий бизнес увеличивает число безработных. Не гарантированы от банкротства средние и крупные фирмы. Часто причинами бывают просчеты при совершении кредитных сделок или переоценки уровня спроса на вновь осваиваемую продукцию. В итоге возникает безработица, не имеющая отношения к вышеперечисленным формам.
Общая картина движения полной занятости, естественно и циклической безработицы изображена на рис. 13-3.

Естественная безработица сохраняется на всех фазах экономического цикла. Циклическая безработица возникает во время спада, но, когда спад сменяется очередным циклическим подъемом, циклическая безработица, постепенно уменьшаясь, исчезает. В этот период в экономике достигается полная занятость.
Скрытая безработица - существует в тех случаях, когда люди работают неполный рабочий день или неполную рабочую неделю. Официально они не регистрируются как безработные, и какую-то часть из них неполная занятость вполне устраивает. Но среди скрыто безработных есть немало таких, кто хотел бы, но не может устроиться на полный рабочий день или полную рабочую неделю.
Последствия безработицы и государственная политика занятости
Социальные последствия безработицы:
- снижение совокупного дохода семьи и жизненного уровня семьи ( жизнь на сбережения или на пособие по безработице);
- возможна потеря квалификации, и если период безработицы затягивается, безработный не может более претендовать на рабочее место, требующее высокой профессиональной подготовки;
- психологическая травма - безработица наносит людям, лишившимся работы, психологическую травму, поскольку они начинают ощущать себя лишними и ненужными в обществе. Различные исследования показали, что у безработных ухудшается физическое и психическое самочувствие — от недомогания, бессонницы и головной боли до заниженной самооценки, жизненной неудовлетворенности и многих психических проблем;
- особенно опасна безработица среди молодежи – часть молодых людей в сложной экономической ситуации может пополнить криминогенную среду.
Экономические последствия безработицы
Безработица несет прямые экономические потери (издержки) для всего общества в виде определенного объема недопроизведенных товаров и услуг или отставания объема валового внутреннего продукта, представляющее собой величину, на которую фактический ВВП меньше потенциального ВВП (уровень реального ВВП, который может быть достигнут при полном использовании ресурсов).
Отставание объема ВВП - = Потенциальный ВВП — Фактический ВВП. ■
Закон Оукена
Повышение темпов роста ВВП предполагает, что число вновь создаваемых рабочих мест ускоряется и следовательно, спрос на труд увеличивается быстрее, чем его предложение. Снижение темпов роста ВВП влечет за собой противоположные последствия: если темпы роста ВВП замедляются, то число рабочих мест увеличивается медленнее; более того — число рабочих мест может вообще перестать расти и даже сократиться. Следовательно, увеличение спроса на труд замедлится; более того, спрос на труд может снизиться.
Циклические колебания темпов роста ВВП влекут за собой колебания безработицы. Более высокие темпы роста ВВП ведут к повышению спроса на труд и сокращению безработицы, при низких темпах роста ВВП - безработица возрастает или остается на одном уровне.
Важное значение имеет вопрос о количественном соотношении между темпом прироста ВВП и изменением нормы безработицы.
Ответ на этот вопрос дает закон Оукена, который может быть выражен в следующих положениях:
если темп прироста ВВП равен 2,5% в год, то норма безработицы изменяться не будет;
если темп прироста ВВП будет выше 2,5%, то норма безработицы уменьшится; при этом повышение темпа прироста ВВП на каждый процентный пункт сверх 2,5% повлечет за собой снижение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта;
если темп прироста ВВП будет меньше 2,5%, то норма безработицы вырастет; при этом снижение темпа прироста ВВП ниже уровня 2,5% повлечет за собой увеличение нормы безработицы на 0,4 процентных пункта на каждый процентный пункт снижения ВВП.
В общем виде закон Оукена может быть выражен уравнением:
(1)
Более поздние исследования пока или, что темп прироста ВВП, при котором уровень занятости остается неизменным, а норма безработицы снижается на один пункт равен 2,8-3,0.
Уравнение (1) может быть использовано для решения вопроса о том, к какому темпу роста ВВП должно стремиться правительство, чтобы достичь снижения нормы безработицы. Если, например, норма безработицы в стране равна 10%, а намеченный уровень безработицы должен быть равным норме естественной безработицы — 6%, то правительство может принять решение: необходимо добиться среднегодового темпа прироста ВВП, который должен равняться 5%. Тогда каждый год безработица будет снижаться на 1% и через 4 года она достигнет намеченного уровня.
Государственное регулирование занятости
Механизм рыночного саморегулирования не способен сам по себе решить в полной мере проблемы рынка труда, и в первую очередь проблемы безработицы. Поэтому проблема безработицы является предметом внимания со стороны как государства, так и профсоюзов. Практика регулирования занятости в развитых странах Запада показала, что не существует общих рецептов, постоянно действующих средств политики занятости. Она варьируется от страны к стране в зависимости от особенностей социально-политического и экономического устройства, культурных традиций, модифицируется с изменением ситуации в экономике и на рынке труда. Тем не менее в 50-70-х гг. XX в. превалировали методы регулирования занятости, рекомендованные Дж. М. Кейнсом и его последователями.
Кейнсианские рецепты
Кейнсианцы считали, что причины безработицы кроются в недостаточном совокупном спросе, и предлагали для создания дополнительных рабочих мест стимулировать его с помощью кредитно-денежных и финансовых рычагов (снижать налоги, проценты по кредитам и т. п.). Предлагаемые ими методы должны были воздействовать на занятость на макроэкономическом уровне, не делая различий между локальными и отраслевыми рынками труда в 80-е гг. небольшие эксперименты с применением налоговых скидок как средства увеличения занятости провели лишь США и Франция. По мнению же большинства западных экономистов, использование налоговых скидок может стимулировать расширение производства, но необязательно приводит к пропорциональному росту занятости, так как все чаше фирмы, находящиеся на гребне научно-технического прогресса, широко применяют трудосберегающую технику, для обслуживания которой требуется небольшое количество занятых.
Поэтому с середины 80-х гг. основным инструментом государственного воздействия на трудовые ресурсы стала политика, проводимая непосредственно на рынке рабочей силы. Она осуществляется по двум направлениям: регулирование уровня и продолжительности безработицы и социальная зашита пострадавших от нее.
Регулирование уровня и продолжительности безработицы
Регулирование уровня и продолжительности безработицы может происходить через налаживание работы служб трудоустройства (бирж труда), которые организуют и совершенствуют систему информации о свободных рабочих местах, сокращая тем самым время, в течение которого человек занят поисками работы.
Первые биржи труда были открыты в первой половине XIX в. 6 России биржи труда возникли а начале XX в. Они создавались городскими управами в крупных промышленных центрах, таких, как Москва, Петербург, Рига, Одесса. Наряду с биржами труда в России до 1917 г. получили широкое распространение платнные частные посреднические конторы.
Службы занятости, созданные в России в соответствии с Законом «О занятости населения в РСФСР» и вобравшие в себя мировой опыт функционирования подобных организаций на Западе, предоставляют безработным бесплатные консультации по профориентации, осуществляют бесплатное посредничество и содействие и подборе работы. Государство гарантирует бесплатное обучение новой профессии (специальности) и повышение квалификации, получение субсидий для переезда к новому месту жительства, временную занятость на общественных работах.
Опыт Запада показал, что общественные работы из-за своей краткосрочности, низкого профессионального уровня предлагаемых рабочих мест (чаще всего это работы по благоустройству городских территорий или связанные с дорожным строительством) не могут служить инструментом решения коренных проблем рынка рабочей силы. Однако как средство смягчения последствий безработицы, поддержания материального положения особо нуждающихся безработных, имеющих иждивенцев, общественные работы используются достаточно широко. В рекомендациях Комиссии по вопросам занятости стран ЕС, опубликованных зимой I993 г., организация общественных работ, особенно в сфере социальных услуг, а также по программам зашиты окружающей среды, рассматривается в качестве одного из главных средств сокращения растущей в последние годы безработицы.
Система профессиональной подготовки безработных, являющаяся наиболее действенным средством балансирования спроса и предложения на рынке труда, носит, как правило, краткосрочный характер. Так, для подавляющего числа из 100 тыс. человек, 1992 г. получивших новую профессию по линии французской службы занятости, курс обучения не превышал 300 часов. Поэтому Работу смогли найти лишь 38% закончивших обучение.
Финансирование программ на рынке груда требует выделения средств из государственных бюджетов. В настоящее время эти расходы составляют от 0,6-0,7% ВНП в Японии и США до 1,2-2$ в Италии, Великобритании и Норвегии. Нидерланды, Дания, Испания расходуют на эти цели 3-5% ВНП.
В условиях ограниченности государственных ресурсов на под держание уровня занятости все чаще используются нетрадиционные формы содействия трудоустройству. Речь идет о гибком применении средств социального страхования. В 17 государствах Европу действуют программы, допускающие выплату безработному всей суммы пособия по безработице за максимально возможный срок при условии открытия им собственного дела (обычно это семейные предприятия в сфере услуг). В этих случаях государство не только оказывает финансовую поддержку, но и предоставляет бесплатные консультационные услуги, юридическую помощь. Такая поддержка со стороны государства определяет достаточно высокую степень выживаемости подобных фирм. Как показали результаты специальных обследований, через год после начала активной деятельности продолжало функционировать более половины возникших таким путем предприятий, что соответствует среднему показателе для индивидуальных фирм. Подобные программы начали применяться и в России, однако в сложных экономических условиях экономикой нашей страны обеспечить выживаемость таких предприятий крайне трудно.
Гарантии материальной и социальной поддержки
Гарантии материальной и социальной поддержки безработных кроме вышеперечисленного, включают также:
выплату пособия по безработице;
предоставление компенсаций работникам, высвобождаемым с предприятий;
выплату стипендий в период профессиональной подготовки, переподготовки или повышения квалификации.
Размер пособия по безработице устанавливается в процентном отношении к средней заработной плате за год по последнему месту работы; первые три месяца — 75% среднемесячного заработной следующие четыре месяца — 60%, в дальнейшем — 45%, но во всех случаях размер пособия не может быть меньше минимальной заработной платы и больше среднего заработка в республике, крае, области.
Пособие должно выплачиваться не позднее 11-го дня с момента обращения безработного в службу занятости, а срок выплаты не может превышать 12 месяцев, за исключением особых случаев, предусмотренных законом.
Для граждан, впервые ищущих работу, пособие выплачивается в размере минимального заработка.
При осуществлении социальной защиты безработных требуется немалая осмотрительность государства, когда оно определяет формы, размеры социальных пособий, сроки их выплаты, способы распределения. Социальная политика дает реальный эффект лишь в том случае, если строится на основе действительных возможностей экономики, а рост расходов государства на социальные цели не ведет к развитию инфляции.
Государственную социальную помощь необходимо сделать избирательной и распределить в зависимости от того, к какой именно группе безработных относится претендент на ее получение. Не может быть одинакового подхода к добровольно безработному, затянувшему выбор «подходящего» места работы или попавшему в полосу непродолжительной фрикционной безработицы, и к лишившемуся рабочего места не по своей воле, скажем вследствие закрытия предприятия или глубоких структурных преобразований в экономике.
Согласно законодательству, выплата пособия может быть приостановлена или прекращена, если безработный отказался от двух предложений подходящей работы или был уволен за нарушение трудовой дисциплины. С другой стороны, остро нуждающимся безработным может оказываться материальная и иная помощь, включая дотации за пользование жильем, коммунальными услугами, общественным транспортом, услугами здравоохранения и общественного питания.
Проблемы формирующегося российского рынка труда нельзя решать без государственного вмешательства. Однако в российских Условиях особенно важно строго дозировать его, с тем, чтобы не препятствовать раскрепощению рыночных сил, не лишать свободы выбора ни рабочих, ни нанимателей, преодолевать сложившиеся прежние годы чрезмерное огосударствление и централизацию
политики занятости. Как показывает опыт других стран, положительные результаты приносит децентрализация политики занятости, что позволяет приспосабливать ее к региональным условиям. При этом усиливается значение местных органов власти в развитии производства, предпринимательства и занятости и своих регионах.
В условиях рыночной экономики безработица — постоянное явление.
Безработными признаются лица, относящиеся к экономически активному населению, желающие трудиться, но по ряду причин не имеющие работы. Они должны быть зарегистрирован в службах занятости в целях поиска работы и готовы приступить к ней.
Масштабы безработицы определяются показателем ее уровнем, который определяется путем отнесения числа безработных к общей численности рабочей силы и выражается в процентах.
Для оценки масштабов проблемы занятости и безработицы в стране рассчитывается и число безработных, приходящееся на одно вакантное место. Высокая доля этого показателя говорит 0 существовании в стране затяжной безработицы.
Полная занятость не предполагает, что 100% рабочей силы занято в производстве. Она имеет место, когда в стране безработица находится на естественном уровне, т. е. в экономике существует только ее фрикционная и структурная формы.
К серьезным последствиям безработицы относятся снижение дохода семьи, потеря безработными квалификации, ухудшение их физического и психического состояния, недопроизводство валового внутреннего продукта в стране, в некоторых случаях рост преступности.
Государственное регулирование уровня и продолжительности безработицы осуществляется через службы занятости и выражается и предоставлении безработным информации о наличии свободных рабочих мест, организации обучения и переобучения, помощи в открытии собственного дела, организации общественных работ.
Материальная поддержка безработных со стороны государства происходит через выплату безработным пособия по безработице, стипендий проходящим обучение и переквалификацию, оплату расходов, связанных с переездом к новому месту работы, оказание другой материальной помощи остро нуждающимся семьям безработных, особенно если в них есть иждивенцы.
Контрольные вопросы и задания
Укажите, какие фазы проходит экономический цикл.
Что представляют собой эндогенные и экзогенные теории цикла?
Как изменяются уровень занятости и уровень безработицы в ходе экономического цикла?
Объясните соотношение между понятиями «экономически активное население», «самодеятельное население», «занятые», «безработные».
По каким критериям незанятые могут быть отнесены к категории безработных?
Как рассчитать уровень безработицы?