Конспект логопедического занятия на тему « Предложение и слово.»
Цели:
уточнить представления учащихся о предложении,
учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение»,
закреплять понятия о словах, обозначающих предметы, действия,
развивать слуховое внимание, мышление, память, грамматический строй речи,
воспитывать активность, усидчивость.
Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки со схемами слов; наборы полосок (короткие и длинные), сюжетные картинки, деформированные предложения, демонстрационные таблицы.
План и ход урока.
1. Организационный момент
Всё ль на месте,
Всё ль в порядке,
Ручки, книжки и тетрадки?
Каждый день – всегда, везде,
На уроке и в игре
Смело, чётко говорим,
И красиво все сидим.
Логопед: - Доброе утро, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.
- «Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:
Лениться - …
К знаниям стремиться - …
Сладко зевать - …
На вопросы отвечать - …
Быть невнимательным - …
Очень старательным - …
Соседу по парте мешать - …
Если трудно ему – помогать - …
Хихикать, без дела болтать - …
Слушать, смотреть, размышлять –
Логопед: - А для того чтобы справится со всеми заданиями нашего урока, мы должны подготовить наши ручки к работе.
2. Вспоминаем гимнастику для пальчиков…
Логопед: - Вот теперь мы готовы к работе!
Ребята, а к нам на урок пришёл гость. Отгадайте кто это?
Живёт в норке
грызёт корки
короткие ножки
боится кошки (мышка)
А какой первый звук вы слышите в слове мышка?
а какой третий звук?
а какой последний звук?
а сколько в слове мышка – слогов
а какой слог ударный…Молодцы.
А наш мышонок любит загадки. Он и для вас принёс загадки. Попробуем их разгадать?
- рыженькая, пушистая, прыгает по веткам, грызёт орешки – БЕЛОЧКА
- Колючий, круглый, фыркает и топает – ЁЖИК
желтая, пятиконечная, светит по ночам с неба – ЗВЕЗДА
- какое слово лишнее? Почему?
- На какие вопросы отвечают слова – отгадки (КТО? ЧТО?)
- Значит это слова- предметы
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
- А какие ещё слова вам помогли отгадать загадки, на какие вопросы они отвечают?
- КАКАЯ? КАКОЙ?
- значит это слова – признаки
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
- Прыгает, грызёт – ЧТО ДЕЛАЕТ?
- Это слова – действия
- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?
(вывешиваем таблицы: КТО? ЧТО? – ПРЕДМЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА
КАКАЯ? КАКОЙ? – признак предмета; Анализируем слова и делаем выводы)
- А сейчас я проверю, как хорошо вы умеете различать эти слова. У вас у каждого карточка со схемой слова. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте соответствующую карточку:
платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, рыбачит.
3. Знакомство с темой урока
1. Логопед демонстрирует картинку и называет предложение:
Белка бросает шишку.
- Понятно, что я сказала?
- Про кого вы узнали?
- Что вы узнали про белку?
- Что бросает белка?
- А кому белка бросает шишку?
Логопед показывает не связанные грамматически слова.
* мальчик, читать, книга
- Понятно ли вам, что я сказала?
Это потому, что между словами нет согласия, слова между собой «не дружат» и предложения не получилось. Попробуем их подружить.
* Мальчик читает книгу.
- О ком вы узнали?
- Что вы узнали о мальчике?
- Что мальчик читает?
Теперь слова в согласии, они «дружат» между собой. Получилось предложение.
- Делаем вывод: предложение получается тогда, когда слова «дружат» между собой.
- Из чего состоит предложение? ( из слов)
Сегодня мы начинаем знакомство с большой темой «Предложение». Вы должны запомнить, из чего состоит предложение, научиться различать предложение и слова.
Игра: «Выбери полоску»
(для тренировки умения различать понятия «слово» и «предложение»):
- Поднимите длинную полоску, если услышите предложение, короткую – если слово.
* Карандаш
Медведь рычит.
Кукла
Стол
Корова мычит.
Лопата
Дети учатся.
Снег падает
Логопед предлагает рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, а затем поставить к каждому слову предложения вопрос и ответить на него.
Коза варит.
Кто? – коза. Что делает? – варит.
Как графически мы можем изобразить это предложение?
(логопед показывает схему)
Что обозначает первое слово в предложении Коза варит? – ПРЕДМЕТ
Как на схеме мы изображаем слова предметы – ОДНОЙ ЧЕРТОЙ
Что обозначает второе слово в предложении? – ДЕЙСТВИЕ
Как на схемы мы изобразим это слово? – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ
НАЧАЛО предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.
Что обозначает уголок? – НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Что обозначает точка? – КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Как мы покажем начало предложения? – УГОЛКОМ
А как мы покажем конец предложения? – Точкой
Слова в предложении всегда пишутся раздельно между собой!
Логопед предлагает составить предложения из двух слов по картинкам и начертить к ним схемы
- Ребята, какие предложения у вас получились…(зачитываем) поменяйтесь с соседом и проверьте работы, если всё правильно то рисуем ...звезду желтого цвета, если есть недочеты то закрашиваем звезду красным цветом, если не справились с задание то синим цветом.
Физкультминутка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке ( подскоки на правой ноге)
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке. ( подскоки на левой ноге)
По тропинке побежим,
До лужайки добежим ( бег на месте)
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем как зайки ( прыжки на месте на обоих ногах)
Стоп. Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём. ( ходьба на месте)
4. Что общего есть в данных словах? Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон. ( это имена)
Почему они записаны с большой буквы? ( имена собственные пишутся с большой буквы)
1 задание: Найдите ошибки «Улетел Орёл за гору орёл».
2 задание: Найди лишнее слово: Настя, Олег, Толстой.
-Что объединяет эти слова? (имена собственные)
3 задание: Соедини линиями, подходящие по смыслу слова.
Лилия цветок
лилия девочка
4 задание: Найди лишнее слово: Пятигорск, Малка, Кисловодск.
-Что объединяет эти слова? (имена собственные)
5. Итоги занятия
-Из чего состоит предложение?
-Чтобы получилось предложение, слова должны между собой …
-Что пишется с большой буквы?
д/з Записать пять имен собственных. Записать два предложения и сделать схему.