СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект логопедического занятия на тему: " Правила речи. Речевое дыхание."

Категория: Логопедия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия по теме: " Правила речи. Речевое дыхание." 2 класс

Просмотр содержимого документа
«Конспект логопедического занятия на тему: " Правила речи. Речевое дыхание."»

Конспект логопедического занятия на тему « Предложение и слово.»




Цели:

  1. уточнить представления учащихся о предложении,

учить дифференцировать понятия «слово» и «предложение»,

закреплять понятия о словах, обозначающих предметы, действия,

  1. развивать слуховое внимание, мышление, память, грамматический строй речи,

  2. воспитывать активность, усидчивость.

Наглядные пособия и раздаточный материал: тетради, карточки со схемами слов; наборы полосок (короткие и длинные), сюжетные картинки, деформированные предложения, демонстрационные таблицы.

План и ход урока.

1. Организационный момент

Всё ль на месте,

Всё ль в порядке,

Ручки, книжки и тетрадки?

Каждый день – всегда, везде,

На уроке и в игре

Смело, чётко говорим,

И красиво все сидим.

Логопед: - Доброе утро, ребята, садитесь! А теперь друг к другу повернитесь, и друг другу улыбнитесь.

«Для нас на уроке важнее всего!» - дети отвечают на вопросы словами «да» или «нет»:

Лениться - …

К знаниям стремиться - …

Сладко зевать - …

На вопросы отвечать - …

Быть невнимательным - …

Очень старательным - …

Соседу по парте мешать - …

Если трудно ему – помогать - …

Хихикать, без дела болтать - …

Слушать, смотреть, размышлять –

Логопед: - А для того чтобы справится со всеми заданиями нашего урока, мы должны подготовить наши ручки к работе.

2. Вспоминаем гимнастику для пальчиков

  • «в гости к большому пальцу»

  • «кулак-ладошка»

  • «мнём салфётку»

  • «Дорожки для пальчиков»

Логопед: - Вот теперь мы готовы к работе!

Ребята, а к нам на урок пришёл гость. Отгадайте кто это?

Живёт в норке

грызёт корки

короткие ножки

боится кошки (мышка)

А какой первый звук вы слышите в слове мышка?

а какой третий звук?

а какой последний звук?

а сколько в слове мышка – слогов

а какой слог ударный…Молодцы.

А наш мышонок любит загадки. Он и для вас принёс загадки. Попробуем их разгадать?

- рыженькая, пушистая, прыгает по веткам, грызёт орешки – БЕЛОЧКА

- Колючий, круглый, фыркает и топает – ЁЖИК

желтая, пятиконечная, светит по ночам с неба – ЗВЕЗДА

- какое слово лишнее? Почему?

- На какие вопросы отвечают слова – отгадки (КТО? ЧТО?)

- Значит это слова- предметы

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- А какие ещё слова вам помогли отгадать загадки, на какие вопросы они отвечают?

- КАКАЯ? КАКОЙ?

- значит это слова – признаки

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

- Прыгает, грызёт – ЧТО ДЕЛАЕТ?

- Это слова – действия

- Как мы их обозначаем на схеме в тетради?

(вывешиваем таблицы: КТО? ЧТО? – ПРЕДМЕТ, ЧТО ДЕЛАЕТ? – ДЕЙСТВИЕ ПРЕДМЕТА

КАКАЯ? КАКОЙ? – признак предмета; Анализируем слова и делаем выводы)

- А сейчас я проверю, как хорошо вы умеете различать эти слова. У вас у каждого карточка со схемой слова. Я вам буду называть слова, а вы поднимайте соответствующую карточку:

платье, рубит, красивый, большой, рука, чистит, осторожный, рыбачит.

3. Знакомство с темой урока

1. Логопед демонстрирует картинку и называет предложение:

Белка бросает шишку.

- Понятно, что я сказала?

- Про кого вы узнали?

- Что вы узнали про белку?

- Что бросает белка?

- А кому белка бросает шишку?

Логопед показывает не связанные грамматически слова.

* мальчик, читать, книга

- Понятно ли вам, что я сказала?

Это потому, что между словами нет согласия, слова между собой «не дружат» и предложения не получилось. Попробуем их подружить.

* Мальчик читает книгу.

- О ком вы узнали?

- Что вы узнали о мальчике?

- Что мальчик читает?

Теперь слова в согласии, они «дружат» между собой. Получилось предложение.

Делаем вывод: предложение получается тогда, когда слова «дружат» между собой.

- Из чего состоит предложение? ( из слов)

Сегодня мы начинаем знакомство с большой темой «Предложение». Вы должны запомнить, из чего состоит предложение, научиться различать предложение и слова.



Игра: «Выбери полоску»

(для тренировки умения различать понятия «слово» и «предложение»):

- Поднимите длинную полоску, если услышите предложение, короткую – если слово.

* Карандаш

Медведь рычит.

Кукла

Стол

Корова мычит.

Лопата

Дети учатся.

Снег падает

Логопед предлагает рассмотреть картинки и составить по ним предложения из двух слов, а затем поставить к каждому слову предложения вопрос и ответить на него.

Коза варит.

Кто? – коза. Что делает? – варит.

Как графически мы можем изобразить это предложение?

(логопед показывает схему)

Что обозначает первое слово в предложении Коза варит? – ПРЕДМЕТ

Как на схеме мы изображаем слова предметы – ОДНОЙ ЧЕРТОЙ

Что обозначает второе слово в предложении? – ДЕЙСТВИЕ

Как на схемы мы изобразим это слово? – ДВУМЯ ЧЕРТАМИ

НАЧАЛО предложения покажем уголком, а конец обозначим точкой.

Что обозначает уголок? – НАЧАЛО ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Что обозначает точка? – КОНЕЦ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

Как мы покажем начало предложения? – УГОЛКОМ

А как мы покажем конец предложения? – Точкой

Слова в предложении всегда пишутся раздельно между собой!

Логопед предлагает составить предложения из двух слов по картинкам и начертить к ним схемы

- Ребята, какие предложения у вас получились…(зачитываем) поменяйтесь с соседом и проверьте работы, если всё правильно то рисуем ...звезду желтого цвета, если есть недочеты то закрашиваем звезду красным цветом, если не справились с задание то синим цветом.

Физкультминутка.

По дорожке, по дорожке

Скачем мы на правой ножке ( подскоки на правой ноге)

И по этой же дорожке

Скачем мы на левой ножке. ( подскоки на левой ноге)

По тропинке побежим,

До лужайки добежим ( бег на месте)

На лужайке, на лужайке

Мы попрыгаем как зайки ( прыжки на месте на обоих ногах)

Стоп. Немного отдохнём.

И домой пешком пойдём. ( ходьба на месте)

4. Что общего есть в данных словах? Буратино, Мальвина, Пьеро, Артемон. ( это имена)

Почему они записаны с большой буквы? ( имена собственные пишутся с большой буквы)

1 задание: Найдите ошибки «Улетел Орёл за гору орёл».

2 задание: Найди лишнее слово: Настя, Олег, Толстой.

-Что объединяет эти слова? (имена собственные)

3 задание: Соедини линиями, подходящие по смыслу слова.

Лилия цветок

лилия девочка

4 задание: Найди лишнее слово: Пятигорск, Малка, Кисловодск.

-Что объединяет эти слова? (имена собственные)



5. Итоги занятия

-Из чего состоит предложение?

-Чтобы получилось предложение, слова должны между собой …

-Что пишется с большой буквы?



д/з Записать пять имен собственных. Записать два предложения и сделать схему.