Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в подготовительной группе
Конспект занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы» в логопедической группе
Конспект интегрированного занятия «В гостях у Хозяйки Медной горы»
в подготовительной к школе группе.
Образовательная область – познание, культурно-эстетическое развитие.
Выполнил:учитель-логопед : 1 кв. категории
Рябкова Н.А
МКДОУ д/с №2 г. Пласт
Задачи:
1. Воспитывать у детей интерес к родному краю, к особенностям быта, его богатой истории
2. Продолжить знакомство с камнями и минералами Уральских гор
3. Закрепить знания произведений П. Бажова
4. Вызвать эмоциональный отклик, положительные эмоции
5. Развитие мелкой моторики рук
6.Продолжать знакомить детей с фольклором Южного Урала.
Ход занятия Ребята входят в зал. Перед ними появляется Хозяйка медной горы.
Хозяйка: Это кто пожаловал в мой лес заповедный? Мастеровые люди, али бездельники?
Дети: мастеровые
Х: мастеровые говорите…А вы знаете, кто я? Вы правы –я - хозяйка медной горы. Кладовые мои хранят несметные богатства, а умельцы-мастера из них украшения разные делают. А вы хотите научиться мастерству каменодельному?
Д: да,конечно
Х: вот только каменья мои самоцветные не каждому в руки даются, а только тому, кто сердцем добр и душою чист, кто находчив и смекалист, кто умен и честен. А вы таковы будете?
Д: да
Х: ну,коли так, поведу я вас путешествовать по моим владениям. Готовы? Приглашаю!
Давным - давно жил великан, который носил пояс с карманами. в этих карманах великан прятал все свое богатство. Пояс был огромный, такой огромный, что однажды, когда великан расстегнул пояс и снял его, он лег через всю землю от холодных северных морей до теплых южных. Так образовался уральский хребет с его несметными богатствами: лесами, озерами, животными, полезными ископаемыми.
Дети, эту сказку я вам рассказала не случайно. Скажите, как называется край в котором мы живем?
Д: Урал
Х: а почему он называется Урал? кто знает?
Д:….
Х:Правильно, потому что по-башкирски «Урал» - это пояс. Скажите дети, а любите ли вы наш край? А за что?
Д:….
Х: да, красив наш Урал! Богата его природа, но главное его богатство – это трудолюбивые, добрые люди, которые дружно живут и работают на Урале. Во все времена они пользуются почетом.
Ну что ж, я вас в свое царство приглашаю и богатством удивлю.
(дети подходят к «горе» с выставкой камней и украшений)
Х: в моей земле богатства скрыты
Она и золото хранит
И рядом с медью малахиты,
Железо, мрамор и гранит.
Найдешь в ней много по приметам:
Цветных камней, не только руд.
Рубин сияет красным цветом,
Зеленым цветом изумруд.
Темны хрусталики агата,
Душисты грани хрусталя.
И знаменита и богата
Моя Уральская земля!
Полюбуйтесь на мои камни: вот самый тяжелый - свинец, а вот яшма….
Х: Почти про каждый камень создана легенда, так люди пытались объяснить появление камней. Ребята, а вы знаете легенды о камнях?
(дети рассказывают легенды, которые самостоятельно подбирали дома с родителями в рамках образовательной работы в семье)
Х.: Вся жизнь на Урале связана с камнями: и характер, и силу сравнивали с ними и даже голос. Например, если голос звонкий,как говорили?
Д: серебряный
Х: а если глаза голубые?
Д: берюзовые
Х: а если человек сильный?
Д: у него стальные мышцы
Х: ну а если характер хороший?
Д: золотой
Х: а что еще может быть у человека золотым?
Д:сердце,руки
Х:ах, какие молодцы! Как вы ловко с заданием справились! ну что ж пойдем те дальше, в пещеру мою драгоценную:
(на мотив «Ах, вы сени, мои сени» выполняются действия со словами - логоритмика)
По пещере мы идем
И по камушку найдем
Вот один, вот другой
Потанцуем мы с тобой.
Мы в пещере побывали
Сталактиты увидали.
Капля раз, капля два
Сверху капает вода.
Из пещеры дружно шли
И как ящерки ползли
Вы ползли и мы ползли
Из пещеры мы ушли.
Х: мы с вами знаем, что про камни люди складывали легенды. А донес события тех времен до нас П. Бажов. вы знакомы с его творчеством? А сейчас я проверю. Это и будет вашим следующим испытанием.
(отгадывают загадки, отгадки выкладывают на столе из разрезных картинок, правильность ответа сверяем с изображением на экране)
1. Кто-то сидит у окошка в избушке
А маленький козлик стоит на опушке
Ударит копытцем – каменья летят
И россыпи их под ногами блестят (серебряное копытце)
2. Как кукленка девочка
Спляшет вам с припевочкой
Появляется в огне.
Как зовут? Скажите мне. (огневушка-поскакушка)
3. Синенькое платьице, синенький платочек
Девица-красавица 17 годочков,
Глазки, как звезды, губки- малина.
Охраняет девица колодец свой любимый. (синюшкин колодец)
4. Небольшого росту девка,
И сама вся статная,
И коса ее чернява,
Да такая ладная.
Платье цвета малахита,
В косе ленты красные,
Глаза. Словно изумруды,-
Волшебные, ясные. (ХОЗЯЙКА МЕДНОЙ ГОРЫ).
Х: молодцы! и с этим заданием справились! ну что ж. ступайте за мной – открою вам двери моей мастерской. (На столах разложены вырезанные из картона макеты украшений – серьги, колье и т. д., пластилин, разноцветные камушки, бусины, стразы. Детям предлагается нанести на макеты пластилин и прикрепить «драгоценные каменья» по собственной задумки)
Х.:За старания ваши, за смелость, за доброту и находчивость одарю я вас камнями – самоцветами, да не простыми! С этими каменьями можно и чай попить и друга угостить, уж больно вкусные они.
(вручаются мешочки с конфетами- морскими камушками, хозяйка прощается с детьми)
УРАЛЬСКИЙ ИЗУМРУД
Злость да ревность людская разрослись возле уральского леса колючим ядовитым кустарником, ярость да ненависть – буреломом в тайгу путь перекрыли. И куда ни пойди – нет пути-дороги к потаённым кладовым девы-Малахитницы, а все потому, что жадный и алчный народ пошел – все им мал кусмень, сколь ни дай, еще хотят.
В прежние времена, старики сказывают, иначе все было – старатели то золото в пойме реки находили, то самоцветные россыпи под горой раскрывались, аматистовые друзы да зеленая накипь медной руды – все людям на радость. Даже меня, дивный камень любви, и собратьев моих – и то не прятала Малахитница. Но то давно было… быльем поросло. С тех пор золотодобыча поугасла, да и камушки сокрылись, малахит Хозяйка Медной горы и вовсе до поры до времени увела в подземные сокровищницы свои, не добывают его в наше время.
А вот гранаты дивные Малахитница людям возвернула. А было так…
…Цветом я – как тайга, что покрывает хвойным маревом горы уральские, свет мой искряной – как плеск волны, как травяное море, что в пойме реки с ветром шепчется. Красив я, благороден, зелень моя бедовая манит к себе, погубить может того, кто любовь свою предаст.
В прежние времена Хозяйка гор наших частенько к людям выходила – облик меняла, чтоб не признали в ней Малахитницу-то, и вот проверяла на крепость да честность. Выйдет такая на елань с косой черной, что змеится по зеленому сарафану, скалит зубы, глазами черными сверкает – попробуй, не соблазнись! Кто верным невестам да женам оставался, кто честь свою берег – тому и награда была.
…Помню я еще то время, хоть и сокрыто оно туманами лет – пролетели годы над горами, словно листья осенние, словно тучи дождливые… ветром пронеслись годы, много чего сменилось. Заводы разрослись, крепость пала, и люд наш свободным стал, барская власть минула, а все ж, как и прежде, скучает Малахитница в каменных палатах подземных.
И вот одного разу, по весне, увидала горная дева в хрустальных водах волшебного родника, что человек один появился при заводском поселке – дивный умелец, равных ему в науке по камням нет.
И тогда разрешила она мне вернуться к людям, и заново родился я возле заброшенного рудника в старой невыработанной породе, в трещинах хромитовых руд – блеск алмазный мой снова сердце веселит, в изломе он шелковист да гладок. Ждал я того, кого Малахитница в водах родника своего увидала… И пришел он – и года не прошло… Сростки кристаллов моих приглянулись минералогу, и радовалась горная хозяйка, что в хорошие руки меня отдала.
От человека, что поднял меня, узнал я, что кличут меня теперь уваровитом – сухое, холодное слово. Не больно оно мне понравилось, но капризничать я не стал. Потому что много нового довелось услыхать - о нас, гранатах уральских, немало легенд и преданий сложено, а особо взвеселило меня, что не все знают, что бываем мы разных оттенков, от кроваво-красного, темно-вишневого или фиалково-лилового – до травянисто-зеленого. Много нас в горах самоцветных, в кладовых Малахитницы, и мудрено мы называемся - андрадиты, зелёные демантоиды, медово-жёлтые топазолиты, изумрудно-зеленые уваровиты. И хоть пироп, что подобен огню – алый камень – самый знаменитый средь нашей семьи, а все же я – уваровит - самый редкостный, самый ценный. Уральским изумрудом меня еще кличут.
Недаром, знать, Малахитница меня берегла, не всякому показывала. Про нас, камушки дивные, как оказалось, даже повесть есть – «Гранатовый браслет» называется. Залогом вечной и бескорыстной любви служит в сюжете редкий зеленый гранат – демандоит, прославленный алмазным блеском. От своих более скромных собратьев отличается он не только благородным цветом, но и дивной игрой света и радужной переливчатостью, блескучестью шелковистой. Алмазоподобным называли его ювелиры прошлого. А всемирную славу он получил благодаря знаменитому Фаберже, создававшему из него изумительные украшения.
Хороши зеленоглазые уральские камушки, всем на загляденье родились в наших горах самоцветных.
А мое научное имечко пришло как раз-таки по имени того минералога, Сергеем Уваровым его звали. Слыхивал я, что неспроста Малахитница открыла ему свои тайны, неспроста и меня подарила. Но в дела ее любовные я не лезу, за любопытство и наказать может горная дева.
А еще императорским камнем с тех пор меня кличут, хоть кристаллы мои и мелковаты. В украшениях я в виде щеток и друз сверкаю-искрюсь, созданы они самой Хозяйкой Медной горы в сумраке малахитовых пещер. Кроме дивной красоты, подарила она мне невероятный блеск и твердость, а еще свойство одно дала – могу притянуть в жизнь хозяина богатство, но лишь честным путем, могу талисманом быть для великодушных и благородных людей, уберегу от порчи, зависти, дурного глаза, воров и авантюристов.
А дарят меня на долгую память – чтоб любовь хранил да верность.