СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект обобщающего урока по теме "Строение атома. Периодическая система химических элементов"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок выстроен в технологии групповых форм обучения. не требует предварительной и большой подготовки

Просмотр содержимого документа
«Конспект обобщающего урока по теме "Строение атома. Периодическая система химических элементов"»

Тема урока «Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева в свете современных представлений».

Цели урока:

Учебная: Систематизировать, расширить и углубить знания учащихся по основным понятиям темы. Стимулировать познавательную активность учащихся.

Воспитательная: воспитывать коммуникативные умения; чувство сопричастности общему делу.

Развивающая: развивать интерес к предмету, внимание, память ,смекалку, эрудицию, умение быстро и четко формулировать и высказывать свои мысли, логически рассуждать, применять свои знания на практике. Совершенствовать общеучебные умения анализировать, выделять главное, делать выводы.

Тип урока -.урок рефлексии.



Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, презентация, дидактический материал, инструкции к работе.



ХОД УРОКА

1.Самоопределение к учебной деятельности

ЦЕЛЬ:

1.Включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне.

2.Определить цели урока.

Организация учебного процесса на этапе 1.(1-2минуты).

Подготовка учащихся к учебно-познавательной деятельности и быстрое включение учащихся в деловой ритм. Создание единого информационного поля.

Презентация.Слайд1.

УЧИТЕЛЬ: Здравствуйте, ребята, я рада встречи с вами на очередном уроке химии .

На экране эпиграф урока. Прием педагогической техники «Эпиграф»

«… Другого ничего в природе нет,
Ни здесь, ни там, в космических глубинах:
Все от песчинок малых до планет –
Из элементов состоит единых.
Как формула, как график трудовой,
Строй менделеевской системы строгий.
Вокруг тебя творится мир живой.
Входи в него, вдыхай, руками трогай».


Степан Щипачев

Презентация. Слайд2.



Учитель: как вы догадались, сегодня мы еще раз поговорим о выдающимся открытии 19 и 20 веков -Периодическом законе и Периодической системе химических элементов Д.И. Менделеева на основе современных представлений о строении атома.

Знакомство учащихся с формой организации их деятельности на уроке и целями урока.

Осмысление результата деятельности от формы ее организации.

Презентация. Слайд3.

2. Этап актуализации знаний и фиксации затрудненпя в деятельности.

Цель:

1.Актуализировать знания учащихся о строении атома.

2.Подготовить мышление учащихся и осознание ими потребности к исправлению собственных ошибок.

Сегодня на уроке мы совершим путешествие в мир химических элементов и их соединений. Названия некоторых из элементов зашифрованы, и вы узнаете их, когда выполните "Стартовое задание".

(У учащихся на столах листочки с заданием, они выполняют работу в парах).

"Стартовое задание"

Слайд 4

ВАРИАНТ 1

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е

Щ

Ж

Э

К

А

Б

У

2е 8е 2е

В

А

К

М

Н

О

П

2е 1е

Л

С

Ы

Ф

Ю

А

Я

2е 8е 5е

Р

Б

Т

В

Ь

Е

Г

2е 8е 1е

Ц

Д

Ж

И

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

И

2е 8е 3е

Р

Т

Й

Х

Ц

Ч

Ф



Ответ : кальций

Слайд 5.

ВАРИАНТ 2

Определите, в главных подгруппах каких групп периодической системы находятся химические элементы, электронные схемы атомов которых приведены в первом столбце таблицы. Буквы, соответствующие правильным ответам, дадут название элемента.

Электронные схемы

Группы

1

2

3

4

5

6

7

2е 4е 2е

Щ

Ф

Э

К

А

Б

У

2е 8е 1е

О

А

К

М

Н

О

П

2е 1е 5е

Л

С

Ы

Ф

С

А

Я

2е 8е 3е

Р

Б

Ф

В

Ь

Е

Г

2е 8е 4е

Ц

Д

Ж

О

К

З

М

2е 8е 7е

Л

О

В

Н

У

П

Р

Ответ: фосфор

3.Этап включения в систему знаний и повтроения.

Индивидуальный опрос у доски. (2 обучающихся).Изобразить строение атомов: кальция и фосфора. Записать электронную и графическую формулы распределения электронов.

Слайд 7-8

Обобщение и систематизация знаний. Проверка основных понятий по теме.

Прием педагогической техники «Беглый опрос по базовым вопросам».

1.Какое строение имеет атом?

2.Какие частицы входят в состав атомного ядра?

3. Какие характеристики имеют электрон, протон, нейтрон.

3.Назовите элемент, в атоме которого 13 электронов?

4. Что показывает порядковый номер элемента ?

5.Что показывает номер периода?

6.В чем причина периодичности изменения свойств элементов?

7. Что общего в строении атомов: а) всех химических элементов; б) элементов одного и того же периода; в) элементов одной и той же группы, главной подгруппы?

8. Как изменяются свойства химических элементов: А) в главных подгруппах? Б) в периодах?

Слайд 9.

Прием педагогической техники «Узнай меня» Цель: Установление правильности и осознанности усвоения знаний учащихся работать с электронными формулами.

По заданным электронным формулам учащиеся называют элемент и семейство, к которому он относится. На экране поочередно появляются сокращенные электронные формулы атомов химических элементов. Учитель задает вопрос:

Атому, какого химического элемента принадлежит данная электронная формула?

К какому семейству он относится?

а)…3S2 3P4

б)…4S1

в)…3S2 3P6



Индивидуальный опрос учащихся у доски (заслушивают ответы учащихся).



Физкультминутка. Прием педагогической техники «Будьте здоровы». Проводится необычная форма организации физкультминутки. "Отдыхай-ка". Слайд10.

Учащиеся работают стоя. Учитель читает стихи о химических элементах, а учащиеся должны определить металл или неметалл. Если учитель произносит название металла, то учащиеся поднимают руки вверх, а если неметалла, то хлопают в ладоши.

Я - элемент - давно известный,
Применяют повсеместно!
Польза от меня везде.
Нет железа - быть беде.

Портит сера атмосферу,
А верней - её оксид.
Пожелтели листья в сквере,
Дождь кислотный моросит.

Название от слова "цвет".
Бесцветных соединений нет,
И весь секрет названья в том.
Элемент тот будет:хром.

Помни, боевой народ,
Первый лекарь - это йод!
Раны мажь, не ойкай,
Йодною настойкой.

Надо сильно попотеть
Вечером и утром,
Чтоб запомнить: слово "медь" -
По латыни - "купрум".

Ядовит зелёный Хлор,
Замышляя страшный мор,
Он побег готовит в роли
Самой безобидной соли.

Ах, какая аура
Окружает "аурум!"
Символ власти и кольца
Золота и Солнца.

4.Этап самостоятельной работы с самопроверкой (4-5 минут).

Цель: фиксирование достижения индивидуальной цели и создание ситуации успеха.

Слайд11.Прием педагогической техники «Цифровой диктант». Проверка усвоения и закрепления знаний, учащихся по основополагающим понятиям темы. Да-1,нет-0

  • 1.Номер периода – это число энергетических уровней.

  • 2. Максимальное число электронов на третьем уровне равно 8.

  • 3. В периоде слева направо увеличиваются металлические свойства и радиусы атомов.

  • 4.Номер группы – это число электронов на внешнем энергетическом уровне для элементов главной подгруппы .

  • 5.У калия наиболее ярко выражены металлические свойства, чем у натрия.

  • 6.У атома кислорода заряд ядра атома равен + 16.

  • 7.В ядре атома химического элемента с № 15 число нейтронов равно 16.

После ответов на утверждения, получается число.

Все, кто получил правильное число, получает Отметку «5», одна-две ошибки – «4», три ошибки – «3».Проводится С АМОПРОВЕРКА.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Интерактивный тест.

Слайд 13-18.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

1.Формула высшего оксида натрия, его характер

Na2O-кислотный

Na2O-основный

NaO2-кислотный

NaO2-основный

2. Формула высшего оксида фосфора, его характер

P2O5-кислотный

P2O5-основный

P2O3-кислотный

P2O3-амфотерный

3. Чем различаются изотопы одного элемента:

Числом протонов

Числом электронов

Зарядом ядра атомов

Числом нейтронов

4. Формула высшего оксида серы, его характер

SO2-кислотный

SO2-основный

SO3-кислотный

SO3-амфотерный

5. Формула гидроксида алюминия, его характер

Al(OH)3- кислота

Al(OH)3-амфотерный гидроксид

Al(OH)2-основание

Al(OH)2-кислота

6. Формула гидроксида натрия, его характер

NaOH-щелочь

NaOH-кислота

Na2OH-щелочь

Na2OH-кислота

Слайд 19.Физкультминутка. Прием педагогической техники «Будьте здоровы». Через необычную форму организации физкультминутки, проводится коррекция зрения

Учитель читает отрывок из стихотворения о периодической системе. Прием педагогической техники «Привлекательная цель». Слайд 20.

Читая стихотворение, учитель привлекает внимание учащихся, активизирует их познавательную активность.

И каждый знак, её взлелеяв

Суровым гением своим,

Поведал миру Менделеев

В природе понятое им…

А.Чивилихин

Привлечение внимания учащихся к работе со следующим слайдом.

На слайде появляется Периодическая система химических элементов

Д.И. Менделеева.

Демонстрируется проектная работа ученицы Запоражану Кристины «Значение периодического закона и периодической системы». Презентация 2.

Прием педагогической техники «Выбери правильный ответ». Слайд 21.

Работая индивидуально, учащиеся выбирают правильный ответ.

Выявление качества и уровня овладения знаниями, обеспечение их коррекции.

Тестирование

1вариант

1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 3ē?

а) Al б) B в) Mg г) Si

2. Схема строения атома 2ē 8ē 7ē. Чем является элемент?

а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē1 ē. В каком периоде находится элемент?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?

а) Na б) Li в) K г) Mg

5. Формула высшего оксида хлора:?

а) Cl2O7 Б) Cl2O5 в) Cl2O Г) Cl2O3

6. Число протонов в атоме серы равно:

1) 39 2) 20 3) 16 4) 4


Тестирование

2вариант

1. Атом какого химического элемента имеет электронную конфигурацию 2ē 8ē 5ē?

а) Al б) B в) Mg г) P

2. Схема строения атома 2ē 8ē 3ē. Чем является элемент?

а) металлом б) неметаллом в) благородным газом.

3. Атом химического элемента имеет конфигурацию 2ē 8ē 4 ē. В каком периоде находится элемент?

а) 1 б) 2 в) 3 г) 4

4. Какой химический элемент имеет наиболее ярко выраженные металлические свойства?

а) Cs б) Li в) K г) Mg

5. Формула высшего оксида фосфора:?

а) P2O7 Б) P2O5 в) PO Г) P2O3

6. Число протонов в атоме хлора равно:

1) 35 2) 20 3) 17 4) 4



5.Этап рефлексии деятельности . Слайд 23.

Подведение результатов урока. «Самооценка».

По предложенным рисункам «молекул», учащиеся выбирают одну из них, соответственно своему уровню подготовки по данной теме.