Конспект организованной деятельности детей
в средней группе
с элементами театрализованной деятельности.
Воспитатель: Закирова Е.А.
«Путешествие в осенний лес».
(Занятие проводится совместно с музыкальным руководителем).
Образовательные области: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие».
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, познавательно – исследовательская, театрализованная, музыкальная.
Цель:
- уточнить и закрепить знания детей о деревьях, зимующих и перелетных птицах, диких животных;
- расширить знания детей о подготовке диких зверей к зиме;
- развивать познавательный интерес, наблюдательность;
- закрепление цвета, умение ориентироваться в пространстве.
Предварительная работа:
Беседа о жизни животных в лесу с использованием иллюстраций. Наблюдение за деревьями и птицами на участке, рассматривание иллюстраций.
Целевые ориентиры:
Умеет поддерживать беседу, выражает положительные эмоции при отгадывании загадок, владеет навыками самообслуживания, передает характерные признаки животных (движения, голос, повадки и т.п.), интересуется театрализованной деятельностью.
Оборудование и материалы:
Изображения различных деревьев, плоскостные изображения листьев и птиц, костюмы лесных зверей для детей, ростовой костюм зайца для воспитателя.
Содержание образовательной деятельности детей:
Организационный момент.
Муз.рук: Ребята, к нам сегодня пришли гости, они ждут нас в зале. Давайте поднимемся, познакомимся с ними и поприветствуем их:
Проводится игра «Здравствуйте!».
Стук в дверь, вбегает воспитатель в костюме зайца:
Заяц: Ой-ой-ой!!!!! Ай-яй-яй!!!! Ребята, у меня стряслась беда. Баба – Яга заколдовала весь мой лес, чтобы его расколдовать задала мне сложные задания. Но я не смог с ними справиться. Может, вы мне поможете?
Дети: поможем.
Заяц: Ребята, отгадайте загадку:
Дождик с самого утра,
Птицам в дальний путь пора
Громко ветер завывает,
Это все когда бывает?
Дети: Осенью.
Заяц: Какое сейчас время года? Ребята, приглашаю вас в лес на прогулку. Но, вы должны вспомнить, как вести себя в лесу (ответы детей). Ребята, посмотрите, к нам залетел осенний листочек! Его осень покрасила в золотой цвет! Он приглашает нас в лес, где мы можем полюбоваться красотой осенней природы, где мы можем узнать, какие звери живут в лесу. Сейчас я листочком взмахну и мы окажемся в лесу.
Знаю лес и лес люблю,
В гости вас к себе зову.
Я люблю гулять по лесу,
В лесу хожу я каждый день.
Все в лесу мне интересно:
Каждый куст и каждый пень.
Раз, два, три!
Речь с движением «По тропинке в лес…»
По тропинке в лес пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)
И посмотрим мы вперед (тянемся вперед на носочках)
Посмотрели мы налево, (смотрят налево)
Посмотрели мы направо, (смотрят направо)
Вверх посмотрим мы всегда! (смотрят вверх, стоя на носочках)
Ах, какая красота! (удивляются, разводят руки в стороны)
Звучит музыка, дети проходят по группе, на полу лежат осенние листья.
Заяц: вот это да! Какой красивый лес! Ну вот, мы с вами и пришли. Ребята, вы видите, что здесь случилось?
Дети: все листики упали с деревьев.
Заяц: Баба – Яга нагнала сильный ветер и он раскидал все листочки. И мне в лесу надо будет навести порядок. Но мне одному не справиться. Мне нужны помощники…
Ребята: Мы поможем.
Заяц: Ребята, посмотрите перед вами деревья. Сколько деревьев? (три). А какие это деревья (ответы детей). Правильно это дуб, береза, клен. Они не успели порадоваться своим красивым осенним нарядам. Давайте вспомним какого цвета листик у дуба? (красный). А какого цвета листик у березы? (желтый). Какого цвета листик у клена? (оранжевый). Ну что, ребята, принимайтесь за работу. Я думаю, вы все справитесь с этим заданием.
Проводится дидактическая игра «С какого дерева листок?» (на стене прикреплены изображения деревьев, на веточки которых наклеен двустороннний скотч, дети приклеивают листочки к нужному дереву).
Заяц: Спасибо вам, ребята, большое. Какие же вы молодцы. А Баба – Яга заколдовала и птиц, и теперь они не знают, кому из них лететь в теплые края, а кому остаться зимовать в лесу. А вы, случайно, не знаете?
Дети: знаем.
Заяц: Ребята, а вы поможете птицам?
Дети: да.
На стене вперемешку прикреплены изображения птиц)
Заяц: Ребятки, все птицы перепутались. На дерево справа мы посадим перелетных птиц, а на дерево слева – зимующих.
(Дети вместе с воспитателем называют птиц, классифицируют их)
Дидактическая игра «Зимующие и перелетные птицы».
Заяц: ой, какие вы молодцы, ребята!! Спасибо вам. Я бы один не справился…Давайте еще раз вспомним зимующих и перелетных птиц (ответы детей).
А сейчас мы отдохнем, физкультминутку проведем. Превращаемся все вместе в птичку – синичку.
Физкультминутка
Скачет шустрая синица (прыжки на месте на двух ногах)
Ей на месте не сидится, (прыжки на месте на левой ноге)
Прыг – скок, прыг – скок, (прыжки на месте на правой ноге)
Завертелась, как волчок. (кружимся на месте)
Вот присела на минутку, (присели)
Почесала клювом грудку, (встали, наклоны головы влево-вправо)
И с дорожки – на плетень, (прыжки на месте на левой ноге)
Тири – тири, (прыжки на месте на правой ноге)
Тень-тень-тень! (прыжки на месте на двух ногах)
Заяц: ребятки,а вы знаете, ведь Баба-Яга и меня заколдовала! Я ничего не помню про лесных зверей, как они выглядят… Помогите мне, пожалуйста, вспомнить какие звери живут в лесу.
Дети называют животных.
Заяц: нет, никак не могу их вспомнить. Баба-Яга и шубки все перепутала. А еще оставила загадки, но я никак не могу их разгадать… Может у вас получится?
Заяц:
Кто с высоких, темных сосен
В ребятишек шишку бросил?
И в кусты через пенёк
Промелькнул, как огонек? (Белка)
Нет, все равно не могу вспомнить. Может, я смогу узнать по шубке?
Заяц просит одного из ребенка отыскать шубку зверька и показать его характерные особенности. В это время звучит музыкальное сопровождение. Потом зайка говорит, что вспомнил, рассказывает о жизни зверя в лесу, как готовится к зиме. И так после каждой загадки.
Заяц: вспомнил! Белка живет в лесу. Устраивает гнёзда в дуплах или ветках деревьев, и прекрасно лазает по веткам. При этом, пользуется длинным пушистым хвостом как рулём. Хвост также служит отличной грелкой в зимние холода. Зимой шубка серая, а летом рыжая. Питается семечками ели или сосны, орехами, желудями, ягодами, грибами. Запасая пищу на зиму делает много кладовых: если один тайник пропадёт, остальные останутся в целости.
Подметаю я тропинки
Все листочки, все соринки,
Хороши мои иголки –
Обхожусь я без метелки!
Я больших зверей - не хуже,
Потому что лесу нужен! (Ёжик)
Восп: У ежика на спине иголки, они помогают ему защищаться от врагов. Живет он в лесу в норе. Осенью на своих иголках переносит туда листву и мох для того, чтобы было зимой тепло. Ведь зимой он впадает в зимнюю спячку. Днем спит под кустом или между корней, а ночью ищет себе пищу. А питается он мышами и змеями.
Живет в норке, грызет корки,
Короткие ножки;
Боится кошки. (Мышка)
Восп: У мышки серая шубка, живет она в норке, всю осень делает там себе запасы, переносит мох и листву, чтоб зимой было теплее. Питается семечками ели или сосны, орехами. На полях собирает зёрна пшеницы.
Посмотрите, вот какая:
вся горит, как золотая,
ходит в шубе дорогой
хвост пушистый и большой! (Лиса)
Восп: Лиса хитрая и рыжая плутовка, живет в глубокой норе в лесу. Она хищница, поэтому с удовольствием ест мышей и зайцев. Но особенно любит полакомиться птицей. Поэтому частенько заглядывает в курятники.
Брожу летом без дороги
Между сосен и берез
А зимой я сплю в берлоге,
От мороза пряча нос. (Медведь)
Восп: Бурый медведь живет в лесу. В гору бегает быстро, потому что задние лапы длиннее передних. Любит лазить на деревья и плавать. Питается ягодами, грибами, кедровыми шишками, рыбой. За лето и осень накапливает жир, а зимой спит в берлоге.
Скачет по болоту
Зеленая квакушка
Ныряет прямо в воду,
Зовут её….. (Лягушка)
Восп: Лягушки живут в воде и на земле. У них зеленая или коричневая окраска. Очень нравится им жить не только в болотах, но и в лесу, там много насекомых, которыми они питаются. На зиму они впадают в спячку.
Я живу в лесу густом,
Схожий на собаку,
В серой шубке и с хвостом,
И большие лапы.
Зайцу страху нагоняю,
Как зовут меня – все знают ( Волк)
Восп: Волк живет в лесу в логове, и похож на собаку. Он хищник, гоняется за зайцам. Шерсть серого цвета. Ещё его называют санитаром леса, потому, что он поедает слабых и больных животных.
Что за зверь лесной
Встал как столбик под сосной,
И стоит среди травы-
Уши больше головы. (Заяц)
А где же он? Где же его шубка? Может, Баба-Яга ее забрала к себе??
Дети: ведь заяц – это же ты!
Заяц смотрит на себя со всех сторон и вспоминает кто он. Затем рассказывает:
А я живу в лесу и прячусь от своих врагов лисы и волка в густых кустарниках и зарослях. Задние лапы у меня сильные и длинные, немного длиннее передних. Но если вдруг настигнет враг, то я тут же начинаю отбиваться задними лапами. Шубка весной, летом и осенью серая, а зимой белая. Питаюсь травянистыми растениями, корой деревьев.
- ребята, а как же нас всех вместе назвать можно? (дикие звери или животные).
- Ура, вы расколдовали меня и мой лес! Какие вы молодцы, ребята. Теперь я знаю, как живут, и чем питаются лесные звери. Спасибо вам за то, что вы мне помогли! За это я хочу вас отблагодарить - я принес вам шапочки моих зайчат! Теперь вы можете оставить их в своей группе, превращаться в зайчиков и играть друг с другом.
(зайчик отдает каждому по шапочке)
Итог занятия:
- Ребята, чтобы я ничего не перепутал, скажите мне, куда мы с вами сегодня ходили? Какие деревья мы видели в лесу? А вы запомнили перелетных и зимующих птиц? Назовите мне, пожалуйста, перелетных птиц? А теперь зимующих? Каких животных леса мы вспомнили? Где живет и чем питается волк (лиса, еж, медведь, заяц, белка)? Вы сегодня молодцы!
А теперь вам пора возвращаться в детский сад, а мне в лес, нужно подготовиться к зиме. Давайте попрощаемся с гостями и отправимся в путь.
Речь с движением: «По тропинке в лес…»
По тропинке в сад пойдем (дети шагают)
Лужу мимо обойдем (обходят воображаемую лужу)
Перепрыгнем ручеек, (перепрыгивают через «ручеек»)
И посмотрим мы вперед. (смотрят вперед, стоя на носочках)
А еще налево, (смотрят налево)
А еще направо, (смотрят направо)
Вот наш, садик! Он нас ждет! (машут руками)
Дети с зайчиком под музыку уходят в группу.