Тема. И.А. Бунин «Листопад».
2015 г.
с применением ИКТ в 4 классе.
индивидуальная, групповая, парная, фронтальная.
учебник «Литературное чтение». 4 кл., автор. Л. Ф. Климанова;
презентация по теме И. А. Бунин «Листопад»;
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность обучающихся | УУД | СОТ |
I. Релаксация.Эмоциональный настрой. | Долгожданный дан звонок, Начинается урок. Сядем прямо, не согнемся, За работу мы возьмемся. Давайте улыбкой передадим, друг другу хорошее настроение и начнем урок. | | | |
II.Речевая разминка. III. Проверка домашней работы. | Дом со всех сторон открыт, Он резною крышей крыт. Заходи в зелёный дом- Чудеса увидишь в нём.(Чтение в медленном, быстром темпе, громко, тихо, скороговоркой). - Так начнём наш урок с проверки домашнего задания. Очень хочется послушать это стихотворение в вашем исполнении. -Молодцы, ребята. | - Очень легко училось стихотворение Н. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…». 3 ученика рассказывают наизусть стихотворение Н. Некрасова «В зимние сумерки нянины сказки…» | | |
IV. Актуализация знаний. рироды? V.Самоопределение к деятельности. Целеполагание. | - Зима это хорошо! -А какое время года предшествует зиме? Загадка . Золотистая косичка – это рыжая сестричка Убирает,веет,косит,урожай в амбары носит. О каком времени года будем говорить? - А что характерно для осени? - Многие поэты любили эту пору и посвятили ей немало поэтических строк. -А какие поэты описывали в своих стихотворениях осень? Назовите и процитируйте хотя бы строчку. -И я помню. -Утром мы во двор идём - Листья сыплются дождём, Под ногами шелестят И летят, летят, летят... - Вспомните, какое стихотворение об осени мы читали недавно?
Многие композиторы и художники не остались равнодушными красоте природы. Чайковский цикл «Времена года» «Октябрь». Какими средствами выражали свои эмоции к красоте природы? Левитан «Золотая осень», Шишкин «Осенний пейзаж» ,Паленов «Осенний лес». Подпишите картины поэтическими строками. - Неужели, чтобы полюбоваться красотой родной природы, нужно обязательно читать стихотворения, не проще было бы выйти на улицу и увидеть эту красоту? Сегодня на уроке мы разнообразим цветовую гамму в изображении осени. Работа в группах .(Соберите слова)Сформулируйте тему урока.задачи. Какую цель мы поставим на уроке? Выразительное чтение стихотворения И.А. Бунина "Листопад" .
- Сформулируйте задачи, который помогут достигнуть цель : ( Какую работу мы должны провести?) 1. Познакомиться с биографией поэта . 2.Познакомиться со стихотворением. 3.Выяснить значение непонятных слов. 4 Проанализировать стихотворение по смысловым частям 5.Выяснить, какие языковые средства выразительности использованы? 6. Научиться читать выразительно стихотворение.
- Вы уже прочитали на доске эпиграф к уроку. «Так знать и любить природу, как умеет ….(Бунин), мало кто умеет. Благодаря этой любви поэт смотрит зорко и далеко, и красочные и звуковые его впечатления богаты» Блок. О ком эти строки? - Почему я взяла именно эти слова-Жизнь природы изменчива. Она полна интересных
событий и достойна, чтобы о ней было рассказано красиво. Это смог сделать И. А. Бунин в своей поэме «Листопад», которую посвятил А. М. Горькому. На уроке мы прочитаем отрывок из этого прекрасного произведения. - Так зачем же нам читать стихи?
-Какая же одна из главных задач урока? -А хотите узнать, как Иван Бунин стал таким внимательным и наблюдательными?
- К этому уроку ребята нашего класса, которые посещают внеурочное занятие приготовили мини - проект «Творчество И. А. Бунина». - Ваша задача, слушать внимательно а можете даже некоторые моменты записывать в тетрадь для того, чтобы потом вы смогли составить синквейн -И. Бунин. | -Осень. Дети вспоминают один из главных признаков осени. -Листопад. Дети называют поэтов и читают отрывки. -И.С. Никитин «В синем небе плывут над полями…». (Три ученика выходят к доске и рассказывают его наизусть по четверостишию) - Нет. - Стихотворения красивые, их легко читать, они быстро запоминаются, в них описывается красота родной природы. - Мы не всегда замечаем красивое в окружающей нас природе.
- В этих строках упоминается фамилия Бунин. - Из этих строк понятно, что этот поэт мог описать так природу, что всем будет понятно. Он очень наблюдательный и умел красоту природы описать в стихотворениях.
-Чтобы научиться видеть эту красоту, чтобы узнать об отношении авторов стихотворений к родной природе, ведь они более внимательны и
наблюдательны, чем мы.-Услышать и увидеть богатство звуков и красок осеннего леса. -Да!
| ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД) воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) преобразовывать информацию из одной формы в другую (Коммуникативные УУД) | Технология диалогового взаимодействия. |
V. Знакомство с биографией писателя. | Выступление учащихся (сопровождается слайдами презентации). 1. -Мы расскажем о поэте, чьё стихотворение мы будем читать сегодня. Иван Алексеевич Бунин родился 10 октября 1870 года в Воронеже. Отец Бунина жил широко, беззаботно, и разорившись, семья Буниных переехала в имение Орловской губернии неподалёку от города Елец. Бунин детство
провёл в этом месте, среди природной красоты полей. Начальное образование в жизни Бунина было получено дома. Первые стихи Бунина написаны в семилетнем возрасте.
2. - В 10 лет его зачислили в Елецкую мужскую гимназию. Однако он не закончил её, вернувшись домой, потому что за обучение платить было нечем. Дальнейшее образование в биографии Ивана Бунина было получено благодаря старшему брату Юлию. Первое стихотворение было напечатано, когда Ивану Алексеевичу исполнилось 17 лет. 3.- Писал Бунин не только стихи, но и прозу: рассказы, повести. Ранние его стихи посвящены картинам средней полосы России. Целую поэму, отрывок из которой мы будем читать, посвятил Бунин осенней природе. Эта поэма является драгоценным вкладом в литературу, которая в 1903 году принесла Бунину Пушкинскую премию Петербургской академии наук и всеобщую славу. Он хорошо знал иностранные языки, много переводил. 4.- Литературная судьба складывалась удачно. Он много писал, и его произведения сразу же получили известность. В январе 1920 года писатель, вместе с женой, покинул Россию и стал жить во Франции. В 1933 году он первым из русских писателей был удостоен Нобелевской премии. В возрасте 83 лет, 8 ноября 1953 года, он умер в Париже.В Ельце в 1988 г. открыт дом-музей И .А. Бунина. Творческая работа (в группах) -Большое спасибо, ребята! Было очень интересно! - А теперь предлагаю составить синквей. - В чем его особенность? Кто подзабыл, можете пользоваться тетрадью. - Вспомните ребята, правила работы в группах.
- Молодцы, ребята. Слушали все внимательно, поэтому такие точные синквейны получились. | - Учащиеся слушают выступление своих одноклассников, делают необходимые пометки. - Пять строк (смотрят в тетрадях) а) 1строка – подлежащие (тема) б) 2 строка — 2 прилагательных (раскрывает тему) в) 3 строка- 3 глагола (действия, отношение к теме) г) 4 строка – фраза (предложение, ваше отношение) д) 5 строка — вывод (слово – резюме, ассоциация с первым словом) Проверка задания. (чтенние синквейнов) Составленные ребятами синквейны: 1.Бунин Иван Алексеевич Талантливый, внимательный Писал, творил, создавал Жил в России и Франции. Лауреат 2. Бунин Иван Алексеевич Русский, наблюдательный Печатался, переводил, эмигрировал Лауреат Нобелевской премии по литературе Писатель | уметь оформлять свои мысли в устной форме, слушать и понимать речь других. доносить свою позицию до других. (Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД, Познавательные УУД) умение совместно работать с одноклассниками (Коммуникативные УУД) давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД) учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). | Информационно-коммуни кативные техноло гии Реализа ция проект ной деятель ности. Элементы критического мышления |
VI. Первичное восприятие стихотворения. | - Ребята, в синквейнах вы употребили прилагательные наблюдательный, талантливый, внимательный. Это действительно так и вы сейчас убедитесь в этом. -Я предлагаю вам послушать это стихотворение.
– Понравилось ли вам это стихотворение? - Что вы представили, когда слушали стихотворение? - Какое время года описывает поэт? Докажите. - Какие чувства вызвало стихотворение? - Какой вы увидели Бунинскую осень?
- Стихотворение называется «Листопад». - Что для вас слово листопад? - Составим корзинку идей?!
-Прочитайте, стихотворение и попробуйте определить, а что значит для И. Бунина листопад?
- В конце урока, после тщательного анализа стихотворения, вы попробуете определить главную мысль этого стихотворения, выбрав правильное предположение из корзинки идей. | Дети слушают стихотворение в сопровождении музыки и слайдов. Слушают стихотворение, обращают внимание на краски, которые использует поэт. Высказывают своё впечатление: понравилось ли стихотворение, отвечают на вопросы учителя -Да. - (ответы детей) - Осень. (дети находят строки из стихотворения) - Печаль, восхищение, радость.
- Яркая, праздничная, красивая
Корзинка – идей. Каждая группа после обсуждения высказывает свои предположения. Листопад – это … …опадание листьев … пора осени … явление в природе … сухие листья … разноцветные листья Обмен впечатлениями. Предположения детей. | уметь определять и формулировать цель на уроке с помощью учителя (Регулятивные УУД) осуществлять взаимоконтроль (Регулятивные УУД) высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД) | Информационно-коммуникативные технологии Элементы критического мышления. |
VII. Чтение стихотворения с анализом 1 часть. | а) Словарная работа. перед уроком в классе вывешиваются незнакомые слова из стихотворения на белых листочках, и их лексическое значение на голубых листочках Терем - в Древней Руси: высокий богатый дом с покатой крышей, с надворными постройками; жилое помещение в верхней части такого дома. Лиловый - светло-фиолетовый цвет, напоминает цвета сирени или фиалки Багряный - чистый, яркий алый цвет Лазурь - один из оттенков голубого цвета, цвет неба в ясный день. Вдова - одинокая женщина, у которой умер муж. Завороженный - от слова ворожить
( колдовать) Завороженный тишиной - околдованный тишиной леса- Подберите синонимы к словам:
Лиловый - Золотой – Багряный - Лазурь –
в) Чтение по частям с анализом I 1часть до слов «И осень тихою вдовой, вступает в пёстрый терем свой»
- Докажите словами текста. - Почему слово “Осень” поэт пишет с большой буквы?
- Автор показывает внешнюю красоту леса, но близится конец этой красоте, она тихо угасает, как жизнь женщины, потерявшей мужа. В её жизни нет больше радости и веселья. Осень напоминает нам эту женщину. - Предлагаю вам, закрыть глаза и представить, что мы находимся в осеннем лесу и идём по тропинке. | Дети, которые знают их лексическое значение слов (они на белых листочках), рассказывают другим ученикам класса, а если они сомневаются, то находят ответ на голубых листочках. Работа в парах. Взаимоопрос. Два ученика читают текс. Останавливаясь в конце абзаца, и задают друг другу вопросы разного уровня по содержанию прочитанного. 1 пара: - Кто главный герой этого стихотворения? - Лес. - С чем сравнивает поэт лес? -С теремом. -Какие деревья автор увидел в осеннем лесу? Зачитай. - Берёзы, елочки, клёны. 2 пара: -Почему образуются просветы? - Листья кое - где опали.
-С чем автор сравнивает эти просветы? - Что оконца. С окнами. -Кто хозяйка терема? -Осень.
Работает весь класс. - И Осень тихою вдовой… - Оживляет, даёт ей имя.
| ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя (Познавательные УУД). корректировать деятельность: вносить изменения в процесс с учётом возникших трудностей и ошибок; намечать способы их устранения (Регулятивные УУД, коммуникативные УУД)
высказывать предположения, обсуждать проблемные вопросы (Познавательные УУД) Воспринимать текст с учетом поставленной учебной задачи, находить в тексте информацию, необходимую для ее решения описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; (Коммуникативные УУД) | Элементы критического мышления |
VIII. Физкультми- нутка. | - Вот мы остановились и … Руки подняли и покачали – Это деревья в лесу. Руки согнули, Кисти встряхнули, Ветер сбивает росу. В сторону руки, Плавно помашем – Это к нам птицы летят. Как они сядут, тоже покажем – Крылья сложили назад. | Под руководством учителя выполняют зарядку для правильной осанки. | | Здоровье –сберегающая технология. |
IX .Чтение стихотворения с анализом 2 и 3 части. | 2 часть до слов … « пригретый солнечным теплом…» - Почему же этот период получил такое название? Не знаете? А вот почему! Есть несколько мнений по поводу происхождения термина «бабье лето». И самый распространенный из них появился еще в древности. Согласно этой версии, деревенские женщины могли освободиться от полевых работ и посвятить время детям, домашним делам только когда уже наступала осень. Но для заготовки солений, прядения пряжи, обработки льна представительницы прекрасного пола выбирали погожие деньки. В бабье лето на Руси было принято устраивать застолья, встречаться с родными.
3 часть А теперь прочитайте от строк «…сегодня так светло кругом…. и до …расслышать листика шуршанье…»
| Продолжается взаимоопрос. Дети читают и задают друг другу вопросы. 3 пара: - Где мы оказались? - На поляне. - С чем сравнивается поляна? - С дворцом. -С чем сравнивается паутина? - С тканью из серебра. 4 пара: - А когда бывает много паутины? - В дни теплых дней бабьего лета. - Когда бывает бабье лето? - Каждый год в начале осени природа дарит приятный сюрприз, когда холодная погода на несколько дней сменяется на практически летний зной. Эти яркие дни, когда солнце ласково греет, а тучи не закрывают небо, называются бабьим летом. Ответы учащихся. Дети затрудняются правильно ответить.
5 пара: -Кто есть во дворе на поляне? -Мотылёк. - Какое сравнение для него придумал Иван Алексеевич? - Белый лепесток. 6 пара: - Какие слова помогают автору показать, что в осеннем лесу наступает тишина? -Мертвое молчанье, можно в этой тишине расслышать листика шуршанье. - А почему о тишине автор говорит, что она - "мертвая"? - Чтобы понять, что в лесу нет никаких звуков: ни шума ветра, ни птичьих голосов "в лесу и в синей вышине"… - Как ты понимаешь последнюю строчку этого стихотворения? Заворожённый тишиной. - Лес удивлен, потрясен. | Познавательные, коммуникативные, регулятивные, личностные УУД. | Элементы критического мышления. Работа в парах. |
X.Обобщение деятельности учащихся. Работа в группах. | -Каждый поэт описывая природу использует средства художественной выразительности? - Какие средства художественной выразительности использует И. Бунин?
- На белых листочках я выписала эти средства художественной выразительности из стихотворения и предлагаю каждой группе найти: - Пользуйтесь памятками, если забыли Здесь есть слова, в которых употребляются звуки, передающие шуршание. «молчанье» - ч «вышине» - ш «можно» - ж «тишине» - ш «расслышать» - ш «шуршанье» - ш Подчеркните в словах эти буквы. -Молодцы! | - Олицетворение, сравнение, эпитеты. Работа в группе. Каждая группа зачитывает свои ответы. | воспроизводить по памяти информацию, необходимую для решения учебной задачи (Познавательные УУД) уметь делать выводы в результате совместной работы (Познавательные УУД) оценивать уровень владения тем или иным учебным действием давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками; выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить (Регулятивные УУД) учиться выполнять различные роли в группе. (Коммуникативные УУД). | Групповая работа. |
XI. Работа над выразительностью текста. | - Мы переходим к самому интересному, к актёрской работе над стихотворением.
- Какое настроение надо передать при чтении?
- Какие строки повторяются?
- Одинаково ли их надо читать?
-Почему?
- Прочитайте стихотворение друг другу и оцените, как прочитал ваш сосед. | Вспоминают, на что надо обратить внимание при подготовке к выразительному чтению. Обсуждают, в каком темпе и как тихо или громко надо читать. -Радость, восторг, любование.
-Лес, точно терем расписной Лиловый, золотой, багряный -Нет, 1 – более громко, восторженно, 2 – спокойно, тихо. - Когда автор входит в лес он им восхищается, а в конце замечает, что там тихо и старается не нарушать покой леса. Работа в паре. | (Коммуникативные УУД, Регулятивные УУД). | Работа в парах. |
XII. Определение темы и авторской идеи произведения. | - Скажите, что мы сегодня читали? - О чём это стихотворение? .
- А как вы думаете, для чего Бунин написал это стихотворение?
- Определите авторскую идею этого стихотворения. Посмотрите на корзину идей. - Что значит для И. Бунина листопад? - Правильно. Молодцы. | - Стихотворение И. А. Бунина «Листопад»; - Об осени, о красоте осенней природы. -Чтобы обратить наше внимание на красоту природы, заставить нас ею любоваться, выразить свои чувства и настроение, своё душевное состояние, свою любовь к природе. - Автор в это название воплотил не само явление листопада, а именно эту пору осени, пору листопада, когда листья меняют окраску и, перед тем, как упасть с деревьев, необыкновенно красивые. | устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом. (Личностные УУД) | |
XIII. Рефлексия. | - Активно работая на уроке каждый, из вас внёс вклад в достижение поставленных задач - научиться видеть красоту природы, узнать об отношении автора стихотворения к родной природе, определить авторскую идею. – Оцените себя, выбирая начало фразы на доске. сегодня я узнал… было интересно… было трудно… я выполнял задания… я понял, что… теперь я могу… я почувствовал, что… я приобрел… я научился…
| Каждый оценивает свой вклад в достижение поставленных задач и высказывается одним предложением. (ответы детей) | Анализировать эмоциональные состояния, полученные от успешной (неуспешной) деятельности, оценивать их влияние на настроение человека ( Регулятивные УУД) оценивать собственную учебную деятельность: свои достижения, (Личностные УУД) | |
XIV. Домашнее задание по выбору. | Я предлагаю вам выбрать самим домашнее задание с условиями: • Прочитайте выразительно стихотворение И. А. Бунина «Листопад» -это на оценку 3. • Выучите наизусть стихотворение – на оценку 4. • Выберите понравившиеся фрагменты стихотворения и проиллюстрируйте их, сопроводите свой рисунок текстом наизусть – на оценку 5. | | | Дифференцированный подход. |