СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект Русский язык 4 класс Тема: Прошедшее время глагола.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Научить ставить глагол во все временные формы:  определять вид и спряжение глаголов, продолжить работу над написанием безударных окончаний глагола. 

Просмотр содержимого документа
«79 глаг прош врем»

5



Предмет

Русский язык

Четверть III

Урок 79 Дата: 31.01.2017

Класс 4Б

Тема урока

Р\о Глаголы в форме прошедшего времени.

Ссылки


Цель урока

Научить ставить глагол во все временные формы: определять вид и спряжение глаголов, продолжить работу над написанием безударных окончаний глагола.

Результаты обучения для учащихся

Учатся ставить глагол во все временные формы: определяют вид и спряжение глаголов, продолжают работу над орфограммами;

Основные идеи, отработанные по теме урока

Однокоренные слова, корень, окончание, основа, приставка, суффикс. Орфограммы: парные согласные, безударная гласная, непроизносимая согласная. Самостоятельные части речи: имя существительное, имя прилагательное, глагол, местоимение. Служебные части речи: предлог, союз. Падежи имен существительных.

Источники, оснащение оборудование:

Интерактивная доска, учебник «Русский язык» 4 класс, стикеры.

Этапы урока

Время

Действия учителя

Действия учеников

Психологический настрой

3 мин

I. Психологический настрой.

Начинается урок.

Мы за парты тихо сели

И на доску посмотрели.

Включаются в урок, во взаимодействие с одноклассниками, с учителем.


Актуализация знаний

15 мин

I Чистописание

Рабочий, решать, русский, ребята, ракета.(слайд2)

- Что общего у всех этих слов?

- Повторим написание буквы Рр.(слайд3)

- Дайте характеристику звука Р. (возвращение к слайду2)

- Разделите данные слова на группы, объясните принцип классификации.

( по частям речи).

- Заполните таблицу: (на доске фломастером – слайд4)

Имя сущ.

Имя прилаг.

Глагол

Рабочий

Ребята

Ракета


Рабочий

русский

решать



- Объясните, почему слово рабочий может выступать в роли существительного, прилагательного? (Лексическое значение слова, употребление в речи.)

II Словарная работа. Картинный диктант.

Обед, облако, овощи, огород, одежда, однажды, одиннадцать.

III Орфографическая работа.

а) записать глаголы в 2л ед.ч.

Чирика_, раду_, довер_, крут_, обид_, обижа_, завис_.

Ученики прописывают в тетради.

Запись букв с проговариванием орфограмм.

Коммуникативные — извлечение информации, данной в неявном виде.

Предметные: видеть в словах орфограмму


Вызов


5 мин

Самоопределение к деятельности.

- Что уже знаете о глаголах?

Что такое глагол?

Синтаксическая роль глагола?

Как изменяются глаголы?

В прошедшем времени?

В настоящем, будущем времени?

Как определить лицо глагола?

Что мы знаем о неопределенной форме?

Что обозначают глаголы несовершенного вида?

Что обозначают глаголы совершенного вида?

Как образуются видовые пары?

Как можно определить спряжение глагола?

Какие способы действия знаете для определения гласной в безударном личном окончании глагола?

1. По ударному окончанию.

2. По неопределенной форме глагола.

Повторение о глаголе.

Верно ли утверждение?

-Глагол обозначает предмет.

Глагол отвечает на вопрос какой?

-В предложении является сказуемым.

-Глагол имеет 3 временные формы.

-Начальная форма глагола – неопределённая форма.

-Неопределённая форма отвечает на вопрос что делает?

-Не с глаголом пишется слитно.

-Изменение глаголов по лицам и числам называется спряжением.(таблица)

-Глаголы имеют 3 спряжения.

-Какие окончания имеют глаголы 1 и 2 спряжения?(таблица)

Письменный опрос.

2л.едч 1спр.

1л ед.ч. 1 спр.

2л. Мн.ч. 2спр.

1л.мн.ч 2 спр.

3л. Ед.ч. 2спр.

3л. Ед.ч. 1 спр.

2л ед.ч. 1 спр.

1л.ед.ч. 2 спр.

1л мн.ч. 1 спр.

3л.мн.ч. 2 спр.

3л. Мн.ч. 1 спр.

3л. Ед.ч. 1спр.

-3. Записать глаголы во 2 лице ед.ч. – 3 лице мн.ч. Определить спряжение.

Болею, краснею, стелю, грею, дышу, погоняю, успею, кормлю, ловлю.

4. Измените глагол решать по лицам и числам в трёх временных формах (по рядам: 1 ряд – прошедшее время, 2 ряд – настоящее вр., 3 ряд – будущее вр.)

(слайд6)

прошедшее

настоящее

будущее

Решал решали

Решала

решало


Решаю решаем

Решаешь решаете

Решает решают

Решу решим

Решишь решите

Решит решат


Фронтальная работа с доской, объяснение.

Целеполагание

Проговаривают, выдвигают гипотезы.

Воспроизводят правила.

Проговаривают алгоритм.

Осмысление

17 мин

- Внимательно посмотрите на столбики.

- Что интересного заметили? (Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам).

- Как изменяются глаголы прошедшего времени?

(слайд 7)

- Глаголы изменяются по временам: наст. И буд. Времена изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам.

5. Изучение новой темы.

- Сегодня мы подробнее познакомимся с глаголами прошедшего времени.

(слайд 8)

Задание: Заполните таблицу, вставляя где необходимо вопросы, род, окончания и слова для справок. ( у детей напечатанные таблицы на партах)

Взаимопроверка. (слайд 9)

Обратите внимание, от чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (от окончания вопроса)

- В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (от существительного).

- Сделайте вывод.

- Проверим на практике. (слайд10)

-Обобщите знания: глаголы прошедшего времени в единственном числе…

(слайд11)-вывод

Физминутка. (слайд12)


-Сейчас немного отдохнем.(все встали)

Послушайте условие:

Если услышите глагол в настоящем времени.

Присядьте..

Если я назову глагол в прошедшем.

Поднимаете вверх обе руки.

Услышав глагол в будущем времени.

Топаете ногами.

Слова:

Блестит, блестело, будет блестеть;

Спали, спят, будут спать;

Прочитали, читают, прочтут;

Летят, прилетел, будет лететь;

Убежали, убегут, бегут;

-Отдохнули, садитесь.


-Прочитайте начало стихотворения. Найдите в тексте глаголы. Выпишите глаголы во множественном числе, выделите окончания. (слайд13)

Что вы можете сказать об окончаниях? Почему у глаголов прошедшего времени во множественном числе окончание –и? (слайд14)

- Задайте вопрос от существительного к глаголу.

Сделайте вывод.(слайд15)

5. Тренировочные упражнения

А) Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов.

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель ( лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел).

Б) Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени.

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.

В) Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род.

Облака плыли. – Облако плыло.

Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли.


Вспоминают правила

Самопроверка








Самостоятельная работа СО

Подведение итогов.

Рефлексия

5 мин

- Какая была тема урока? Какая цель урока? Ответьте себе каждый на вопрос, а добился  я чего хотел ? Получил необходимые знания?

Рефлексия по образцу:  Я сегодня узнал, удивился, повторил, закрепил…..

-Кого отметим? За что вы можете похвалить сегодня себя и ребят?


Регулятивные — осознание практической значимости приобретенных знаний.

Обратная связь с учащимися.

Д\з

Стр.144 упр. 374



Просмотр содержимого документа
«79 лист работы учащегося»

Лист работы учащегося ______________________________________________________

Число 31 января

Тема: ___________________________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________________

Задание 1. Работа в паре. А) Вставить пропущенные буквы. Распределить на группы.

Р_бочий, р_шать, ру__кий, р_бята, р_кета. Оценка: 5 баллов+3 балла










Б) записать глаголы в 2л ед.ч.

Чирика____, раду____, довер____, крут____, обид____, обижа____, завис____.

Количество баллов

Задание А

Задание Б

Итого




Задание 2. Групповая работа Изменить глагол решать по временам

прошедшее

настоящее

будущее










Определить окончание глаголов в прошедшем времени, распределить глаголы по группам: росло, строила, учил, помогала, согревало, дружил.

Число

Род

Вопрос

Окончание

Примеры

ед.ч.

м.р.

Что делал?



ж.р.

Что делала?



ср.р.

Что делало?



мн.ч.


Что делали?







Дескрипторы

Правильно изменили глаголы в прошедшем времени (1б)

Правильно изменили глаголы в настоящем времени (1б)

Правильно изменили глаголы в будущем времени (1б)

Итого

Количество баллов





Дескрипторы

Правильно определили окончания и примеры глаголов м.р (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов ж.р (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов с.р. (1б)

Правильно определили окончания и примеры глаголов мн.ч (1б)

Итого

Количество баллов






Задание 3. Индивидуальная работа.

Критерий С Дескрипторы

Кол-во

баллов

А) Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов.

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель ( лежал).




3-4 ошибки

1 б.

1-2 ошибки

2 б.

0 ошибок

3 б.

Б) Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени. Выделить окончание, определить род у глаголов

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо. Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.




За каждый правильный глагол.

Максимально – 7 баллов.

1 балл


Итого баллов:


Мои достижения на уроке:

Задание

Баллы

29-25– «5»

21-24 – «4»

14-20 – «3»

15 и


1. Работа в паре.


2 Работа в группе.


3. Индивидуальная работа


Итого:


Мои действия по улучшению своего уровня:_________________________________

__________________________________________________________________________

Просмотр содержимого презентации
«79 прош время»

Рр РРр РРрр …

Рр РРр РРрр …

русский рабочий ребята решать ракета Имя существительное Имя прилагательное Глагол

русский

рабочий

ребята

решать

ракета

Имя

существительное

Имя

прилагательное

Глагол

Что мы знаем о глаголе? Продолжи фразы:

Что мы знаем о глаголе?

Продолжи фразы:

  • Глагол – это часть речи, которая обозначает_______ и отвечает на вопросы________.
  • В предложении глагол чаще всего является ________.
  • Глаголы изменяются по ________ и________.
  • Глаголы настоящего времени отвечают на вопросы__________________.
  • Глаголы будущего времени отвечают на вопросы____________________.
  • Глаголы прошедшего времени отвечают на вопросы __________ и имеют суффикс ______.
Прошедшее время Настоящее время Будущее время

Прошедшее время

Настоящее время

Будущее время

На «шторки» (серые прямоугольники) настроен ТРИГГЕР, для их растворения нужно щёлкать левой кнопкой мыши на прямоугольники

На «шторки» (серые прямоугольники) настроен ТРИГГЕР, для их растворения нужно щёлкать левой кнопкой мыши на прямоугольники

Тема: ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ   Число Род Вопрос м.р. Окончание Примеры Что делал а ? - о Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,  согревало, дружил.

Тема:

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ

Число

Род

Вопрос

м.р.

Окончание

Примеры

Что делал а ?

- о

Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,

согревало, дружил.

Тема : ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ   Число Род ед.ч. Вопрос м.р. Окончание ж.р. Что делал? ср.р. Что делал а ? Примеры - а Что делал о ? учил , дружил - о строил а , помогал а росл о , согревал о Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,  согревало, дружил.

Тема :

ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ В ПРОШЕДШЕМ ВРЕМЕНИ

В ЕДИНСТВЕННОМ ЧИСЛЕ ПО РОДАМ

Число

Род

ед.ч.

Вопрос

м.р.

Окончание

ж.р.

Что делал?

ср.р.

Что делал а ?

Примеры

- а

Что делал о ?

учил , дружил

- о

строил а , помогал а

росл о , согревал о

Слова для справок : росло, строила, учил, помогала,

согревало, дружил.

Старик жил . Солнышко село. Царица замолчала. М.р С.р Ж.р

Старик жил .

Солнышко село.

Царица замолчала.

М.р

С.р

Ж.р

Вывод:  Глаголы в прошедшем времени в единственном числе изменяются по родам: в мужском роде они имеют нулевое окончание , в женском – а ,   в среднем роде имеют окончание - о .

Вывод:

Глаголы в прошедшем времени

в единственном числе

изменяются по родам:

в мужском роде они имеют

нулевое окончание ,

в женском – а ,

в среднем роде имеют окончание - о .

Прилетели три метели, Загудели, засвистели, А четвёртая метель Постелила им постель.

Прилетели три метели,

Загудели, засвистели,

А четвёртая метель

Постелила им постель.

Может, это прилетели Вовсе даже не метели?  Может, это коростели Или мухи прилетели ?  Знаю я наверняка:  Прилетели облака.

Может, это прилетели Вовсе даже не метели?

Может, это коростели Или мухи прилетели ?

Знаю я наверняка:

Прилетели облака.

Вывод:  Глаголы прошедшего времени во множественном числе  имеют окончание – и . Во множественном числе род глагола не определяется.

Вывод:

Глаголы прошедшего времени

во множественном числе

имеют окончание – и .

Во множественном числе род

глагола не определяется.

Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени

Составь рассказ по плану о глаголах прошедшего времени

  • На какие вопросы отвечают глаголы прошедшего времени?
  • Когда происходит действие : до момента речи , в момент речи, после момента речи?
  • Какая часть слова отличает глаголы прошедшего времени от других временных форм глагола?
Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?  Какие окончания имеют в мужском, женском и среднем родах?  Изменяются ли глаголы прошедшего времени по числам?  Какое окончание имеют все глаголы во множественном числе?  Можно ли определить во множественном числе род глагола?
  • Как изменяются глаголы прошедшего времени в единственном числе?
  • Какие окончания имеют в мужском, женском и среднем родах?
  • Изменяются ли глаголы прошедшего времени по числам?
  • Какое окончание имеют все глаголы во множественном числе?
  • Можно ли определить во множественном числе род глагола?
Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов. Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель ( лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел).

Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов.

Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель ( лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел).

Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени.  Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.

Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени.

Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню.

Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род.  Облака плыли. – Облако плыло.  Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли.

Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род.

Облака плыли. – Облако плыло.

Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли.