- Внимательно посмотрите на столбики. - Что интересного заметили? (Глаголы прошедшего времени не изменяются по лицам). - Как изменяются глаголы прошедшего времени? (слайд 7) - Глаголы изменяются по временам: наст. И буд. Времена изменяются по лицам и числам, а глаголы прошедшего времени изменяются по родам и числам. 5. Изучение новой темы. - Сегодня мы подробнее познакомимся с глаголами прошедшего времени. (слайд 8) Задание: Заполните таблицу, вставляя где необходимо вопросы, род, окончания и слова для справок. ( у детей напечатанные таблицы на партах) Взаимопроверка. (слайд 9) Обратите внимание, от чего зависит окончание глагола прошедшего времени? (от окончания вопроса) - В предложении все слова взаимосвязаны. От какой части речи мы задаем вопрос к глаголу? (от существительного). - Сделайте вывод. - Проверим на практике. (слайд10) -Обобщите знания: глаголы прошедшего времени в единственном числе… (слайд11)-вывод Физминутка. (слайд12) -Сейчас немного отдохнем.(все встали) Послушайте условие: Если услышите глагол в настоящем времени. Присядьте.. Если я назову глагол в прошедшем. Поднимаете вверх обе руки. Услышав глагол в будущем времени. Топаете ногами. Слова: Блестит, блестело, будет блестеть; Спали, спят, будут спать; Прочитали, читают, прочтут; Летят, прилетел, будет лететь; Убежали, убегут, бегут; -Отдохнули, садитесь. -Прочитайте начало стихотворения. Найдите в тексте глаголы. Выпишите глаголы во множественном числе, выделите окончания. (слайд13) Что вы можете сказать об окончаниях? Почему у глаголов прошедшего времени во множественном числе окончание –и? (слайд14) - Задайте вопрос от существительного к глаголу. Сделайте вывод.(слайд15) 5. Тренировочные упражнения А) Записать существительные с данными глаголами. Определите род глаголов. Лошадь, олень, стадо, река, человек (бежал). Иней, одеяло, собака книга, портфель ( лежал). Зеркало, картина, полотенце, расписание, сосулька (висел). Б) Замените глаголы настоящего времени глаголами в прошедшем времени. Стоит ясная погода. Автобус отходит от станции. Дорога сворачивает направо, Кругом сияет осенняя красота. В лесу поблескивает паутина. Время подходит к полудню. В) Напишите по образцу. Выделить окончания. Определить число и род. Облака плыли. – Облако плыло. Капли падали. Следы пропали. Улицы промелькнули. Стекла блестели. Платья висели. Гости пришли. |