СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми (НОД) в подготовительной группе «Знакомство с прялкой и шерстью»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Расширять знания детей о предметах старины. Формировать умение выполнять сюжетную аппликацию в нетрадиционных техниках.Познакомить с прялкой, веретеном, шерстью. Закрепить представления о домашних животных на примере овечки, барана, их роли в жизни человека, воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру.

Просмотр содержимого документа
«Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми (НОД) в подготовительной группе «Знакомство с прялкой и шерстью»»

Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми (НОД) в подготовительной группе.

Воспитатель ГБДОУ Детский сад №99 Суслова Н.А.

Тема: «Знакомство с прялкой и шерстью»

Цель: Расширять знания детей о предметах старины. Формировать умение выполнять сюжетную аппликацию в нетрадиционных техниках.

ЗАДАЧИ:

Познакомить с прялкой, веретеном, шерстью. Закрепить представления о домашних животных на примере овечки, барана, их роли в жизни человека, воспитывать бережное и заботливое отношение к животному миру. Продолжать учить приёму аппликации: ватой, шерстью, нитками, бумагой. Учить плетению косичек из шерстяных ниток.

Учить отображать увиденное в собственной деятельности, развивать мелкую моторику детей.

Воспитывать трудолюбие, как важное средство формирования культуры межличностных отношений, усидчивость, аккуратность, умение оценивать свою работу и работу сверстников, чувство своей значимости и гордости за изготовленную своими руками картину. Воспитывать эстетические отношения к животному миру через изображения аппликации, воспитывать самостоятельность в работе, аккуратность при выкладывании деталей.

СЛОВАРЬ: ягнёнок, веретено, прялка, пряжа, непряденая шерсть, прясть, прядение, валяние, посиделки, чесалка, крючок, спицы, рукоделие.

Предварительная работа: Подготовка основы для коллективной аппликации «Пастбище для овец».

•Рассматривание иллюстраций, картинок, рисунков с изображением овцы, барана.

•Знакомство с народной традицией собираться на посиделки и рукодельничать

•Составление описательных рассказов по картинам на тему: «Какую пользу даёт нам овца? »

•Заучивание стихов, загадок, пословиц, скороговорок об овце или баране

•Просмотр слайдов: «Овечкина семья», «Где овечка пасётся?», «Дикие родственники овцы», «Эта удивительная шерсть»

•Коллекционирование экспонатов для мини-музея

•Д/и «Что здесь лишнее? »

•Уголок самостоятельной деятельности (сматывают в клубок нитки, определяют шерсть по цвету, толщину ниток ит. д.)

•С/р игра «Магазин» (использование продуктов питания и изделия из шерсти овцы)

•П/и «Волк и пастух»

•Чтение рассказов, сказок, стихов, загадок, пословиц и скороговорок об овце, её семействе, о её пользе

•Рассматривание книг и беседы о прочитанном

•Пальчиковая игра

•Динамическая пауза

•Рисование овечек, баранов, ягнят

Оборудование: картины и игрушки изготовленные из шерсти разными способами; прялка, веретёна, щётки для чесания овец (чесалки), шерсть, пряжа, спицы, крючки, иллюстрации барана, овцы и ягнёнка, экспонаты мини- музея, листы бумаги с силуэтами овечек, ножницы, клей-карандаш, вата, шерсть, карандаши, магнитофон с аудиозаписью, народный костюм козы.

Ход:

В: - Ребята, сегодня, мы с вами отправимся в необычное путешествие. Хотите узнать – какое?

Д: - Да.

В: - Тогда, добро пожаловать в наш мини-музей. Посмотрите, какие предметы вы здесь видите, назовите их.

Д: - игрушки, книги, посуда, шерсть и т. д.

В: - Ребята, а кто помнит, как называются вещи в музее?

Д: - экспонаты.

В: - А как вы думаете, что объединяет наш музей? Внимательно посмотрите на экспонаты музея и скажите, о чем можно узнать здесь.

Д: - О том, как жили в давние времена люди.

В: - Правильно. А сейчас кто-то придет к вам в гости и расскажет что-то новое, интересное, то, чего вы пока не знаете.

Звучит русская народная мелодия.

В. уходит и появляется в костюме козы.

В: - Здравствуйте ребята, вы догадались кто я и из какой сказки пришла? (Ответы детей)

В.:- Послушайте загадки.

По горам, по долам, ходит шуба, да кафтан. Кто это?

Д: - баран.

В: - Я маленькая, белая, пугливая не смелая, шерсть даю своей хозяйке на шарфы и на фуфайки. А это кто?

Д: - овечка.

В: -Ребята, а это кто? (показывает иллюстрацию ягнёнка)

Ответы детей.

В: - А как называются эти животные?

Д: Домашние.

В: Почему эти животные так называются? (Ответы детей).

В: - Давайте посмотрим их. (Показ изображений барана, овцы, ягнёнка). Баран это отец или… самец, овечка это мать или … самка, а ягнёнок это … детёныш.

В: - А теперь, давайте поиграем, и посчитаем баранов, овец и ягнят.

Один баран, два… барана, три… барана, четыре… барана, пять… баранов, (также считаем овец и ягнят). Ребята, а какого цвета бывает шерсть у баранов.

Д: - Чёрная, белая, пятнистая.

В: - Давайте вспомним скороговорку про баранов:

Триста тридцать три барана

Шли на речку утром рано

Шерсть у них в колечки свита

Сострижёшь – и свяжешь свитер

(Произносят сначала медленно, затем быстрее).

В: - Чем же всё-таки полезна овца? Какую пользу приносит?

Д: - Овца даёт нам шерсть, молоко, мясо, одежду и другие изделия из шерсти. Овцы не только одевают и обувают человека, но и кормят его.

В: - А как получают овечью шерсть?

Д:- Их стригут ножницами.

В: - Правильно, но какими? Вот этими, (показываю канцелярские) мы сможем постричь? (нет). Конечно, здесь нужны специальные ножницы для стрижки овец. Вот она непряденая шерстка. Чтобы из нее связать варежки, нужно её расчесать специальными чесалками (показать).

В: - Посмотрите, какая шерсть получилась. Потрогайте и назовите её. Какая она?

Д: - Мягкая, пушистая, лёгкая, тёплая, жёлтая, чёрная.

В. - Подуйте на нее.

В: - Ребята, только вы не думайте, что люди обижали животных.

Наступала весна, становилось жарко, хозяйки стригли или вычесывали шерсть у животных, а они с радостью расставались с зимней шубой. Даже загадка такая есть:

Кто даёт нам шерсть для пряжи?

Мы платочек тёплый свяжем.

Бе-бе-рите мне не жалко,

Летом в шубке очень жарко (Баран).

Затем шерсть тщательно сортировали, вымачивали в слабом растворе, чтобы удалить жир, сушили на солнце и особыми щипчиками убирали приставшие твёрдые частицы. Потом шерсть трепали, чесали металлическими чесалками или деревянными гребнями (показываю). После этого формовали в виде своеобразной ленты и пряли.

В: - Ребята, давайте попробуем сделать из шерсти пряжу, покатайте между ладошками шерсть. (Дети катают). Наверно таким способом много шерстяных ниток не сделать.

В: - А что для этого надо?

Д: - Прялку или ручное веретено.

В: - Правильно, посмотрите, как это происходило.

В: - Вы в стране волшебной прялки.

Приглашаю вас, друзья

Все вы гости для хозяйки,

А хозяйка эта - я! (показываю на прялку)

А у прялки есть помощник. Показываю веретено:

- Вот и я, меня вы звали,

Я на помощь всем приду,

Я хочу, чтоб вы узнали,

Как умело я пряду.

В: - Раньше, в далекие времена, когда в деревне заканчивались все дела по хозяйству, женщины и мужчины собирались у кого-нибудь в избе на посиделки и рукодельничали, то есть делали вещи своими руками. Издавна прядение представляло особый ритуал, оно было одним из главных занятий женщин. Когда девушки и женщины собирались за важным ремеслом, они коротали дни и вечера за веретеном или прялкой, вели душевные беседы, напевали любимые песни.

Прежде чем я буду прясть,

Шерсти нужно вам набрать,

Можно попросить немного

У овечки шерсти дать (стоит игрушка овечки)

(проходит и садится за прялку)

Шерсть привязывают к прялке,

Чешут редким гребешком (показывает гребень)

Ловко скручивают нитку

Озорным веретеном.

Позолоченная прялица

Я пряду, а нитка тянется

Я пряду, а нитка тянется

Мне работа моя нравится.

(показывает детям, как прядут пряжу и сматывают ее на веретено).

В: - А теперь вы будете учиться вращать веретено. Берём карандаши, они очень похожи на маленькие веретенца, держим на весу правой рукой, вращаем слева направо. Большой палец отталкивает карандаш, указательный и средний придерживают его. Чем быстрее веретено крутим, тем больше ниток можно напрясть.

В. приглашает детей попробовать прясть на прялке.

В. - В каких произведениях мы читали про пряху? (Ответы детей)

В: - Вот так получались шерстяные нитки. А теперь их прядут на фабриках, на специальных станках и на электрических прялках.

В.: - А что можно связать из ниток.

Из волшебной этой нитки

Вяжут теплые носки,

Варежки, шарфы и шапки.

Всем они зимой нужны.

Не только можно вязать одежду, но ещё из шерсти делают валенки (показывает).

Дети, посмотрите, какие вещи я связала для вашего музея.

(Дети рассматривают изделия, передают друг другу.)

В: - Скажите мне пожалуйста, как называются те предметы, которыми вяжут эти изделия?

Д: - Спицы, крючок, клубок ниток.

В: Ребята, а вы хотите пополнить наш музей своими экспонатами?

Д: - Да.

В: - Посмотрите, какие у меня барашки, (показываю картинки). Чего же им не хватает?

Д:- Шерсти.

В: - Я предлагаю вам наклеить для них эту шерсть. Обклеивать мы будем ватой. Только, обратите внимание, где больше всего шерсти? (на туловище).

В: - Вырезаем овечек, намазываем клей на туловище, потом небольшими кусочками, плотно друг к другу приклеиваем вату.

В: - Но прежде, давайте вспомним, чем питаются овцы?

Д: - Травой, овощами.

В: - Правильно, давайте, мы перед работой разомнём руки и сделаем салат из овощей.

Динамическая пауза:

Мы капусту рубим, рубим

Мы морковку трём, трём

Мы капусту соли, солим

Мы капусту мнём, мнём.

(Дети под русскую народную музыку выполняют работы, у каждого силуэты овечек, вата, ножницы, клей). Во время работы к каждому ребёнку индивидуальный подход.

В: - Молодцы, ребята. Какие они все красивые, а давайте их поставим на горное пастбище.

Дети выкладывают овечек на панно, исполненное в технике «шерстяная акварель».

В.: - А теперь, ребята, немного отдохнем.

Пальчиковая гимнастика «Овечки»

На лугу стоят овечки.

(Указательные пальцы приложить к голове в области виска (сделать маленькие ушки) и покачать головой).

Шерсть закручена в колечки.

(Поочередно соединять с большим пальчиком все остальные. Выполнять сразу двумя руками).

А играет для овечек

На свирели человечек. (Имитировать игру на дудочке).

В.: - Посмотрите, какая замечательная картина у нас получилась, но чего-то не хватает здесь, ведь у нас весна.

Д. - Цветов на деревьях.

В.: - А из чего же можно сделать цветы?

Д. - Из разноцветной шерсти.

Дети делают крону нарезая разноцветную шерсть.



В. закрывает готовую композицию стеклом, вставляет в рамку и помещает в музей. Все вместе любуются работой.

В.: - А теперь возьмите эти шерстяные нити и сплетите косичку. (Показ и индивидуальная помощь).

- Ребята, что мы делали сегодня с вами? (Ответы детей)

- Расскажите, как у вас получились овечки? (Ответы детей)

В.: -Вот настала мне пора с вами прощаться. До новых встреч!