пст. Ярашъю
- обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем, высказывать свою версию (РУУД); - вырабатывать умение слушать других, работать в группе, развивать навыки сотрудничества (КУУД); - развивать умения сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением других учащихся (ЛУУД); - умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебную информацию, осознавать необходимость приобретения новых знаний (ПУУД). Тип урока: комбинированный. Формы организации учебной деятельности: фронтальная, групповая, индивидуальная. Методы обучения: частично-поисковый, проблемный, межпредметная беседа. Приемы обучения: игровой, мини-лекция, дискуссия, мозговой штурм. Планируемые образовательные результаты: предметные – обоснование роли биоразнообразия в устойчивости экосистем; метапредметные – умения планировать и прогнозировать деятельность для решения учебной задачи, аргументировать свою точку зрения, овладение приемами само- и взаимоконтроля; личностные – формирование познавательного интереса к предмету через использование поисковой деятельности, повышение стремления к самоактуализации, воспитание культуры общения. Оборудование: рабочие листы со схемами, таблицами, ножницы, фломастеры. Решаемые учебные проблемы: 1. Как связаны живые организмы в экосистемах? 2. Как биоразнообразие определяет устойчивость экосистем? 3. Какие экосистемы наиболее устойчивы? Литература: 1. И.И.Баринова. Учебник для 8 класса «География России. Природа», ООО «Дрофа», 2014. 2. О.В.Антушева. Поурочные планы по учебнику И.И.Бариновой, Волгоград: Учитель, 2007. 3. Е.А.Жижина. Поурочные разработки по географии. М.:ВАКО, 2009. 4. Атлас Республики Коми. Сыктывкар: Коми книжное издательство, 2010. 5. Шомысов В.И. и др. Иллюстрированный коми-русский экологический словарь. Сыктывкар: ООО Издательство «Кола», 2010. 6. Н.А.Рыжова и др. Азбука юного гражданина Республики Коми. Сыктывкар: Титул, 2012. 7. Зеленый пакет: комплект образовательных материалов. Сентендре (Венгрия):РЭЦ, 2009.
Этап урока | Деятельность учителя | Деятельность ученика | Формируемые УУД | Формы работы | Методическое сопровождение |
Оргмомент. Мотивиро-вание к учебной деятель-ности | Приветствует учащихся, создает доброжелательную, рабочую атмосферу, проверяет готовность учащихся к работе | Приветствуют учителя, настраиваются на работу, проверяют готовность своего рабочего места | ЛУУД Формирование познавательной мотивациии | Инди-виду-альная | |
Актуали-зация опорных знаний | У: Какую тему мы изучали на прошлом уроке? (Дети: на предыдущем уроке мы знакомились с биоразнообразием РК). У: Совершенно верно. Давайте проверим, насколько хорошо вы знаете живой мир РК. В раздаточном материале – таблицах напротив коми названия впишите русский вариант (приложение 1). (Проводится проверка по образцу в парах). | Учащиеся выполняют задания на карточках, затем вместе проверяют | ПУУД Умения анализировать информацию, самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов | Инди-виду-альная, фронт-альная, парная | Бланки с таблицами |
Постановка проблемы и цели урока | У: Живые организмы на Земле приспособились к совместному обитанию. Мы знаем, что они образуют целые устойчивые системы – экосистемы (луг, лес, болото). Вся планета Земля – большая экосистема. Вот наше дерево биоразнообразия. Если я потяну на нем за один листочек-стикер, за ним потянутся другие. Как вы думаете, почему? (Дети: организмы связаны между собой). У: Вы правы. Все организмы в экосистемах соединены между собой различными связями. Самые наглядные – пищевые цепи. Попробуйте, используя имеющиеся у вас знания, сформулировать тему урока, его основные цели. (Ответы детей: Биоразнообразие и устойчивость экосистем. Цели: установить связь между б/р и устойчивостью э/с, закрепить знания об экосистемах). | Учащиеся выдвигают предположения, аргументируют их, осуществляют взаимодействие с учителем во время беседы во фронтальном режиме | РУУД Умение слушать в соответствии с целевой установкой, определять личный уровень «знания» и «незнания» | Мини-лекция дискуссия | Макет «дерева биоразнообразия» |
Освоение новых знаний. 1 этап | У: Сейчас мы с вами проведем работу «У кого что на обед». Для этого вспомним: что такое пищевая цепь? Какие элементы есть в пищевой цепи? (продуценты, консументы, редуценты). Какова роль этих структурных элементов? ( Ответы учащихся). У: Молодцы! Мы уже многое знаете об экосистемах. Делимся на 2 группы. Участникам групп необходимо по рабочим листам «Наземная и водная экосистемы» (приложение 2) составить как можно больше пищевых цепей за 5 минут. Во время отчета прокомментируйте, что может случиться с пищевыми цепями, если биоразнообразие уменьшится? (Работа групп. Выступления с отчетами) | Учащиеся анализируют текст, высказывают свое мнение в группе, формулируют конечный результат | КУУД Сотрудничество со сверстниками РУУД взаимоконтроль ПУУД Поиск и выделение необходимой информации, установление причинно-следственных связей | Дискуссия, работа в малых группах | Рабочие листы «Наземная и водная экосистемы» |
2 этап. Первичное закрепление знаний | У: Сейчас мы с вами проведем игру «Журавли и лягушки». Выбираем 2-3 журавлей, остальные – лягушки. На полу («болото») – листы бумаги («кочки»). Задача журавлей – ловить зазевавшихся лягушек (вне кочек). После команды «Лягушки» они прыгают, «журавли» спят. По команде «Журавли» они «охотятся», а «лягушки» должны прятаться на кочках. После каждой охоты одна кочка убирается. Когда кочек перестает хватать (сокращение местообитаний), лягушки могут разорвать лист бумаги, встать на носок, держать друг друга на руках. Игра заканчивается, когда остается 1-2 лягушки. (Проводится игра). У: Как вы себя ощущали во время игры? (Ответы детей) | Учащиеся в ходе игры приходят к выводу о том, что может случиться с представителями различных видов при уменьшении территорий | КУУД Формирование умения работать в группах | Игра с последующим обсуждением | Старые газеты |
3 этап. Вторичное закрепление материала | У: Одинаково ли разнообразие видов в экосистемах? (Учащиеся: нет). У: Какие леса встречаются на территории РК? (Учащиеся: еловые, сосновые, «парма»). У: В каких лесах разнообразие больше? (Учащиеся предполагают,что в еловых). У: В еловых лесах большее число видов, но количество особей небольшое. В сосновом лесу видов меньше, но больше особей каждого вида. Сейчас мы с вами в группах проведем небольшое исследование, результатом которого будет ответ на вопрос: какая из 2-х экосистем устойчивее? (Мозговой штурм). Вы получите рабочие листы с моделями соснового и елового леса (приложение 3). Каждая буква – один вид. Изучите все виды в обоих типах лесов, подсчитайте их количество. (После подсчета: в еловом лесу 21 вид, в сосновом только 4). Имитируя рубку лесов, с помощью ножниц разрежьте листки пополам, и снова пересчитайте видовое разнообразие. (Разрезание листочков показывает, что происходит с видовым разнообразием леса, когда вырубается его часть). Сравните число видов в одном и другом лесу перед рубкой и после нее. Сделайте выводы.(Обсуждение в группах, озвучивание результатов. (Ответы учащихся: Разрушение елового леса может привести к уничтожению многих видов. В сосновом лесу в результате антропогенного воздействия может исчезнуть большее количество особей, но меньше видов, и виды могут вновь расселиться по территории, и, скорей всего, видовой состав леса не изменится). | Учащиеся осуществляют взаимодействие с учителем во время беседы во фронтальном режиме, сотрудничество со сверстниками во время групповой работы. | КУУД Строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, формирование умения работать в малых группах РУУД Планировать свои действия в соответствии с поставленной целью ПУУД Работать с источниками информации, анализировать и оценивать ее, преобразовывая из одной формы в другую | Дискуссия, работа в малых группах, «мозговой штурм» | Рабочие листы с модулями соснового и елового леса |
Закрепление знаний, на основе итогов этого этапа дается домашнее задание | Игра «Ноев ковчег». У: Сейчас мы с помощью игры воссоздадим один из интересных моментов Библии, когда благодаря Ною и сделанному им огромному кораблю, была спасена жизнь на Земле. Вам было дано домашнее задание – расспросить об этой легенде родителей, бабушек, дедушек. Пожалуйста, разделитесь на пары, придумайте, какую группу животных своей парой вы будете представлять (без слов, с помощью движений и звуков, характерных для животных), «входя» в Ноев ковчег, чтобы остальные смогли их распознать. У: Пожалуйста, напишите в своих тетрадях представленные на Ноевом ковчеге виды животных. Дома подумайте и ответьте на вопрос: если бы на Ноевом ковчеге не было загородок, людей, кто из животных кого бы съел? Т.е. вам нужно составить возможные пищевые цепи из этого перечня организмов. | Учащиеся разбиваются на пары, изображают какую-либо группу животных (львов, индюков, кошек, собак, коров и др.) | КУУД Управлением поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий РУУД Вносить коррективы в действия ЛУУД Формирование личного, эмоционально-го отношения к окружающему миру и к самому себе | Групповая (парная) в сочетании с фронтальной | Модель лестницы на Ноев ковчег или контуры Ноева ковчега |
Рефлексия | У: Понравился ли вам урок? Насколько легко было работать? Что вы узнали нового? (Ответы детей). У: А теперь оцените по пятибалльной системе работу, проделанную вами на уроке совместно с одноклассниками, заполнив графически схему | Учащиеся вступают в диалог с учителем, проводят самооценку своей работы на уроке | РУУД Рефлексия способов и условий действий, кон-троль и оценивание процесса и результатов деятельности | Фронтальная, индивидуальная | Бланки со схемой-графиком для самооценки |
Познавательно | Практично Интересно |
- обнаруживать и формировать учебную проблему, тему урока и формулировать цель урока совместно с учителем, высказывать свою версию (РУУД); - вырабатывать умение слушать других, работать в группе, развивать навыки сотрудничества (КУУД); - развивать умения сравнивать разные точки зрения, считаться с мнением других учащихся (ЛУУД); - умение добывать новые знания, находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и учебную информацию, осознавать необходимость приобретения новых знаний (ПУУД). Тип урока: комбинированный, обобщения и систематизации знаний. Оборудование урока: рабочие листы с таблицами, схемами. Кабинет к уроку подготовлен, учащиеся настроены на плодотворное сотрудничество друг с другом и с учителем. Основные аспекты анализа 1. Мотивация учащихся – социально-эмоциональная мотивация активная, учащиеся увлечены уроком. 2. Характеристика деятельности учащихся на уроке – учащиеся самостоятельно выявляют и формулируют проблему, соотносят запланированный и полученный результаты. 3. Коммуникация учащихся – договариваются о процедуре работы в группе, используют различные средства коммуникации. 4.Формирование у учащихся УУД – урок нацелен на формирование личностных УУД (самоопределение, действие смыслообразования), регулятивных УУД (целеполагание, планирование, коррекция, волевая саморегуляция), познавательных УУД (общеучебные, логические действия), коммуникативных УУД (умение слушать и вступать в диалог, интегрироваться в группу сверстников, строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми). 5. Особенности изложения материала – оптимально сочетаются объяснение материала учителем и деятельность учащихся, обобщение материала носит проблемный характер. 6. Характер учебных заданий – поисковый и творческий. 7. Содержание учебного материала – носит метапредметный характер. 8. Организация обратной связи на уроке – постоянное «субъект-субъектное» взаимодействие между преподавателем и учащимися, учащихся между собой. 9. Система оценивания достижений учащихся – количество «5» - 2, «4» - 5, «3» - 2; учащиеся включаются в обсуждение ответов. 10. Рефлексия – проведена рефлексия содержания учебного материала, результатов урока. 11. Результативность урока – результаты урока совпадают с целью урока, сформулированной совместно с учащимися. 12. Домашнее задание – задания поискового характера. 13. Формы деятельности на уроке – групповая, фронтальная, индивидуальная. 14. Методы, используемые на уроке – объяснительный, репродуктивный, проблемное изложение, игровой, исследовательский. 15. Применение элементов информационных технологий – использование ИКТ, проблемно-диалогический урок. 16. Здоровьесберегающие технологии – преподаватель контролирует посадку учащихся за рабочим столом, проведена релаксация. 17. Композиция урока – логика соблюдена. 18. Темп ведения урока – оптимальный. 19. Соблюдение регламента урока – регламент соблюден. 20. Вывод по уроку: уровень преподавания творческий, учитель максимально использует возможности образовательного пространства.
Приложение №1.