СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока "Эмбриональный период"

Категория: Биология

Нажмите, чтобы узнать подробности

Материал направлен на изучение зародышевого развития живых организмов.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока "Эмбриональный период"»

Урок биологии в 10 классе. «____»_______________ 20____ г.

Индивидуальное развитие. Эмбриональный период.

Цель. Углубить и расширить знания об индивидуальном развитии организмов.

Задачи.

Образовательные: сформировать знания о начальном периоде онтогенеза – эмбриональном развитии и его стадиях, охарактеризовать зародышевые листки, объяснить основы взаимовлияния частей развивающегося зародыша и влияние условий окружающей среды на развитие эмбриона.

Развивающие: развивать умения правильно обобщать данные, делать выводы, умения сравнивать, анализировать, выделять главное.

Воспитательные: продолжить формирование ценностного отношения к природе и своему здоровью.

Ход урока.

  1. Орг. момент.

  2. Повторение изученного материала.

Биологический диктант.

  1. Процесс формирования половых клеток, получил название ...

  2. Процесс слияния гамет получил название ...

  3. В результате слияния двух гамет образуется ...

  4. Женская гамета называется ..., а процесс ее образования ....

  5. Для рыб характерен ... способ оплодотворения.

Тест.

  1. Для женских гамет млекопитающих, по сравнению с другими клетками, характерны:

А) малые размеры;

Б) неспособность к делению;

В) диплоидный набор хромосом;

Г) относительно крупные размеры;

Д) гаплоидный набор хромосом;

Е) подвижность в зрелом состоянии.

  1. В какой последовательности происходит образование гамет?

А) конъюгация хромосом
Б) расположение хромосом по экватору клетки

В) утолщение и спирализация хромосом;

Г) расхождение хроматид к полюсам клетки;

Д) второе деление;

Е)образование гамет

  1. Установите соответствие между половыми клетками и признаками, характерными для них.

Признаки Половые клетки

  1. Большое количество цитоплазмы

  2. Подвижность А) яйцеклетка

  3. Очень плотная упаковка ДНК в ядре Б) сперматозоид

  4. Округлая форма

  5. Содержит запас питательных веществ

  6. Отсутствуют многие типичные органоиды

  7. Относительно большие размеры

  8. В головке находится – органоид, содержащий

Ферменты для растворения оболочки гаметы

противоположного пола.

  1. Выберите правильные утверждения.

А) образование мужских и женских половых клеток происходит одинаково

Б) при овогенезе образуется только одна зрелая яйцеклетка.

В) сперматозоиды мельче яйцеклеток и подвижны.

Г) в сперматозоидах активно идут процессы синтеза белка и других органических веществ.

Д) Размеры яйцеклетки у представителей разных классов очень близки.

  1. В гаплоидных клетках человека 23 хромосомы. Сколько хромосом содержится:

А) в сперматозоидах человека_______________;

Б) в яйцеклетке _____________;

В) в соматических клетках после митоза _______________;

Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;

Д) в клетках печени ____________________ ;

Е) в клетках кожи _______________ .

  1. В соматических клетках шимпанзе 48 хромосом. Сколько хромосом содержится:

А) в сперматозоидах шимпанзе _______________;

Б) в яйцеклетке _____________;

В) в соматических клетках после митоза _______________;

Г) в оплодотворенной яйцеклетке ___________________ ;

Д) в клетках желудка ________________________ ;

Е) в клетках крови ________________________ .

Бланк ответов.

Биологический диктант.

1) гаметогенез
2) оплодотворение

3) зигота

4) яйцеклетка, оогенез

5) наружное

Тест.

  1. б

    г

    д

в

а

б

д

г

е

2.

1

2

3

4

5

6

7

8

а

б

б

а

а

б

а

б

3.



б

в

4.



5. А) 23 Б) 23 В) 46 Г) 46 Д) 46 Е) 46

6. А) 24 Б) 24 В) 48 Г) 48 Д) 48 Е) 48

  1. Изучение новой темы.

Онтогенез – индивидуальное развитие организма.

3 типа онтогенеза:

- личиночный – насекомые, рыбы, земноводные – желтка в яйцеклетках мало, и зигота быстро развивается в личинку, которая питается и растет самостоятельно.

- яйцекладный – рептилии, птицы, яйцекладущие млекопитающие – яйцеклетки богаты желтком, зародыш развивается внутри яйца, стадия личинки отсутствует.

- внутриутробный – млекопитающие – зародыш развивается внутри организма матери, заканчивается деторождением.

оплодотворение рождение смерть

или выход из яйцевых

оболочек

эмбриональный период постэмбриональный период

- дробление - прямое развитие

- бластула - непрямое развитие

- гаструла

- нейрула

«Стадии эмбрионального развития» стр. 132-133

Стадии развития

Описание процесса

Рисунок

Дробление



Бластула



Гаструла



Нейрула





Гистогенез и органогенез – формирование комплекса тканей и осевых органов из зародышевых листков.

Задание: выписать какие органы или системы органов образуются из зародышевых листков. Стр. 134

Влияние условий окружающей среды на развитие зародыша. Сообщения учащихся.

  1. Закрепление.

Беседа с использованием вопросов.

  1. В результате какого процесса из зиготы возникает многоклеточный организм?

  2. С какого момента начинается и чем заканчивается стадия бластулы?

  3. С какого момента начинается и заканчивается стадия гаструлы?

  4. Что такое зародышевые листки, каковы их функции?



  1. Домашнее задание.§35,36



















































Биологический диктант.

1)
2)

3)

4)

5)

Тест.









2.

1

2

3

4

5

6

7

8









3.




4.



5. А) Б) В) Г) Д) Е)

6. А) Б) В) Г) Д) Е)