Шлыкова Анастасия Андреевна,
учитель географии
(Россия, г. Комсомольск-на-Амуре,
МБОУ Лицей № 1, [email protected])
Конспект урока на тему: «Вулканизм»
Цель: Создать условия для восприятия, осмысления блока новой учебной информации по теме: «Вулканизм». Через метапредметный подход сформировать умение описывать процесс вулканизма, классифицировать вулканы по форме и степени активности, осмысливать необходимость изучения вулканов, а также находить вулканы на тематических картах.
Задачи урока:
Личностные:
Формирование географической грамотности посредством расширения кругозора;
Осознание себя частью природы, через формирование идеи непрерывности и постоянности развития Земли.
Метапредметные:
Умение вычленять главное из общего, составлять ключевые определения с помощью метода «ассоциативная цепочка» и рассказа учителя;
Умение работать в малых группах, умение эффективно сотрудничать и взаимодействовать при выполнении тематических заданий;
Умение работать с несколькими источниками информации (видеофрагмент, опыт, рассказ учителя, карта и т.п.)
Предметные:
Умение давать определение понятию «вулкан»;
Понимание процесса извержения вулканов как одного из важнейших процессов, происходящих на Земле;
Умение классифицировать вулканы по форме и степени активности;
Продолжение формирования навыков работы с географическими картами.
Ход урока
1 этап. Организационный момент. Подготовка рабочего места.
2 этап. Актуализация опорных знаний
Ребята, подскажите мне, пожалуйста, что такое земная кора? Земная кора – это верхний слой земли. Везде ли одинакова земная кора? Нет, земная кора бывает двух видов – материковая и океаническая. А какая кора тоньше? Океаническая. Почему? Потому что она состоит из двух слоёв и её мощность 5-10 км. А из каких слоёв состоит материковая земная кора? Из базальтового, гранитного и осадочного. Значит материковая земная кора толще? Докажите. Её мощность 30-80 км.
3 этап. Определение темы, цели и задач урока.
Мы вспомнили о строении Земли и о строении земной коры. Земная кора находится в постоянном движении и об одном из движений мы узнаем прямо сейчас. Взгляните на слайды.






Что вы видите? О чём мы будем говорить сегодня на уроке?
- о вулканах
- о строении вулканов
- о типах вулканов
- об опасности вулканов
Давайте определим тему нашего урока – «Вулканизм».
Какой будет цель нашего урока?
Цель: Изучить процесс вулканизма, строение, разнообразие и значение вулканов
А для чего каждому из нас нужно знать о вулканах? А есть ли вулканы рядом с нами?
Вулканы – очень интересный географический объект, а так как рядом с нами нет вулканов, мы можем узнать о них только на уроках географии или из дополнительных источников информации
4 этап. Изучение нового материала
Итак, для начала нужно узнать, что же такое вулкан.
Определение понятия термина, выделение ключевых слов.
Послушайте несколько стихотворений
*****
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла,
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую? (Вулкан)
*****
Я плююсь огнём и лавой,
Я - опасный великан,
Славен я недоброй славой.
Как зовут меня?
(Вулкан)
Какие ключевые слова мы можем выделить из стихотворений, для того, чтобы у нас получилось определение? «Гора», «огонь и лава», «дым и пепел»
Попробуйте составить определение.
Гора проснулась, значит это не постоянное явление, а периодическое.
Дым – это что? Горячий газ.
Вулкан – это гора, из которого время от времени извергается огонь, лава, пепел, горячие газы.
Молодцы. А вам интересно откуда произошло слово «вулкан»?
Давайте послушаем сообщение на эту тему (опережающее задание).
Самая главная кузница древнегреческого бога Гефеста была расположена в недрах горы Этна, на острове Сицилия. Этна бушевала 130 раз.
Считается, что название горы произошло от древнегреческого слова "айтос" — "пламя". У древних римлян бог огня и кузнечного дела сначала тоже назывался Гефестом, но затем был переименован в Вулкана. По преданию, он ковал доспехи в своей кузнице внутри горы на острове Вулькано в Тирренском море, у берегов Италии. Из горы непрерывно вырывались клубы дыма и языки пламени.
Со временем любую огнедышащую гору стали называть вулканом, как и бога огня.
Многие вулканы имеют имена со словами "огонь", "дым". Например, знаменитый вулкан, расположенный недалеко от столицы Мексики города Мехико, — Попокатепетль — ведет себя тихо, только постоянно дымится. Поэтому он и назван "Гора того божества, кто курит".
Спасибо.
Описание процесса извержения вулкана с помощью обучающего плаката.
Когда вулкан пробуждается и начинает извергать потоки раскалённой докрасна лавы происходит одно из самых потрясающих природных явлений. Такое случается, когда в земной коре есть отверстие, трещина или слабое место. Расплавленные каменные породы называемые магмой, горячие газы и пепел по жерлу поднимаются из глубин Земли, где царят невероятно высокие температуры и давление, на поверхность.
На вершине вулкана образуется чашеобразное углубление – кратер. Из него на земную поверхность вырывается столб пепла и газов, а также вулканические бомбы. Вытекающую из кратера магму называют лавой. Лава охлаждается, затвердевает и образует вулканическую или изверженную горную породу – базальт.
От одного извержения к другому формируется конус вулкана, состоящий из слоёв лавы и пепла.
Первичное закрепление. Работа в малых группах.
Используя мой рассказ попробуйте выполнить первое задание. Достаньте из конверта № 1 карточки и сопоставьте название объекта и определение

Жерло Горное сооружение, сложенное на поверхности лавой

Лава Чашеобразное углубление на вершине вулкана
Кратер Вулканическая или изверженная горная порода
Вулкан Раскалённая магма, излившаяся на поверхность
Базальт Канал по которому магма движется на поверхность
Давайте проверим, у всех получилось? (пройти по рядам, просмотреть, параллельно фронтальный опрос).
Моделирование процесса извержения вулкана, опыт.
Поскольку мы с вами живём в таком месте, где извержения вулканов отсутствуют. Всё-таки, можем ли мы с вами увидеть самое настоящее извержение вулкана? Для этого у меня есть помощницы, которые изучили этот вопрос и готовы нам об этом рассказать (рассказ об изготовлении модели вулкана и демонстрация опыта).
«Мы задались вопросом, как можно смоделировать процесс извержения вулканов в обычных условиях. Оказалось, что для этого нужно всего лишь смастерить вулкан. Для этого мы использовали: пластиковую бутылку, фольгу, скотч, солёное тесто, гуашь и кисточки.
Для того, чтобы продемонстрировать извержение вулкана, нам понадобится: перчатки, сода и красный перец вперемешку (заранее засыпается в кратер), и уксус.
Итак, извержение мини-вулкана началось.
Мы понаблюдали за процессом извержения вулкана. Вам понравилось?
Ребята, а как вы думаете, все ли вулканы одинаковые? Нет.
Классификация вулканов. Демонстрация видеофрагмента.
Давайте посмотрим видеофрагмент о вулканах. А сейчас давайте проверим, что вы запомнили. Для этого откройте конверт № 2 и заполните таблицы № 1: «Формы вулканов» и № 2: «Типы вулканов по степени вулканической активности».
Давайте проверим: о каких формах вулканов вам известно?
Какая отличительная черта у щитового вулкана? У конического?
Какие вулканы называют действующими? Спящими? Потухшими?
Молодцы. Все справились с заданием.
Определение практической роли вулканов.
А сейчас, давайте представим себя в роли учёных-вулканологов и подумаем над тем, для чего учёным нужно знать как можно больше о вулканах? (диалог с детьми)
Можно предсказать извержения вулканов
Позволяют понять состав и свойства веществ, находящихся в литосфере
Помогают определить происхождение горных минералов и горных пород
Сделать предположение о геологическом прошлом и будущем планеты, а также о влиянии вулканических газов на состав атмосферы
Изучение возможностей использования вулканов во благо человека (например, плодородные сельскохозяйственные угодья или геотермальные источники энергии).
Всего на Земле более 10 000 вулканов. 800 из них действующие. Вулканы расположены на Земле не беспорядочно, а сосредоточены там, где имеются крупные разломы земной коры, там, где ещё не закончены процессы горообразования.
Практическое задание в контурных картах.
Используя наклейки с названием и изображением вулканов, наклейте их в контурную карту таким образом, чтобы вулкан соответствовал реальному местоположению.
Килиманджаро (Африка)
Гекла (о.Исландия)
Камерун (Африка)
Ключевская Сопка (Евразия)
Котопахи (Южная Америка)
Фудзияма (Японские острова)
Этна (Евразия, Средиземное море)
Везувий (Евразия, Италия)
Кракатау (Индонезия, Большие Зондские острова)
Сделайте вывод, в каких частях планеты сосредоточено наибольшее количество вулканов? В горных системах, островах и полуостровах. Связано это с тем, что именно в этих местах расположены границы литосферных плит, крупных частей земной коры.
5 этап. Закрепление полученных знаний
Давайте вспомним, что мы изучили сегодня на уроке.
Что такое вулкан? Какое происхождение имеет это слово?
Какие ключевые слова сегодняшнего урока вы запомнили? Что они обозначают?
На какие две группы разделяют вулканы? Какие вулканы входят в эти группы?
Для чего нужно изучать вулканы учёным? А нам?
Понравилась ли вам тема «Вулканизм»?
Что бы ещё хотелось узнать о этих географических объектах?
Домашнее задание: § 15, стр.79-81