СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока географии "Вулканизм и вулканы. источники, гейзеры."

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока к изучению темы "Литосфера"

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока географии "Вулканизм и вулканы. источники, гейзеры."»

Тема: Вулканизм и вулканы. источники, гейзеры.

Цель: Дать понятия об источниках и гейзерах, механизме образования и строения.

Принципах их работы. Сформировать представление о вулканизме,

механизме образования и строения вулканов, их типов. Дать представление

о методах изучения и прогнозирования вулканизма как стихийного явления.

Оборудование: Карта полушарий, схема строения вулкана и гейзера, презентация

к уроку.

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Ход урока:


№ п/п

Этап урока

№ слайда

Краткое содержание

I

Организация класса.



Здравствуйте ребята, сегодня у нас на уроке гости и мы с вами покажем как хорошо научились работать на уроках.

II

Сообщение

темы и задач

урока.

Слайд №1






Слайд

№2








Слайд № 3

- Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить о внутренних процессах Земли и их последствиях.

На предыдущих уроках мы уже говорили о землетрясениях и их последствиях, а сегодня будем знакомиться с вулканами и гейзерами.

- Перед нами стоят следующие задачи:

  1. Сформировать представление о вулканизме, механизме образования и строения вулканов, их типов.

  2. Дать представление о методах изучения и прогнозирования вулканизма как стихийного явления

  3. Дать понятия о источниках и гейзерах, механизме образования и строения. Принципах их работы.

На уроке нам понадобятся : Атласы и карта полушарий.

III

Изучение

нового

материала.

Рассказ учителя( с использованием

слайдов презентации)



Слайд №4




Продолж.

слайда





Слайд

№5








- Итак, ребята, как вы думаете, что такое вулкан? (ответы детей)

- Хорошо, вулкан это- геологическое образование, возникающее над трещинами в земной коре и по форме напоминающее гору.(Запись определения в тетрадь).

В древнеримской мифологии слово «вулкан» означает «Бог огня». Древние римляне уже в давние времена отмечали опасность этого грандиозного явления природы.


- Как же образуются вулканы?

1. Глубоко в недрах Земли, как вы уже знаете, происходят химические процессы. Находящаяся на глубине огненно-жидкая масса при вскипании и под большим давлением, расширяя трещину в земной коре, устремляется вверх. Это магма.

2.Излившаяся на поверхность Земли магма называется- лава.

Слайд

№ 6









* Если до извержения вершина вулкана была покрыта снегом и льдом, то раскаленная лава растапливает их.

* Вода, смешанная с пеплом и камнями, образует грязевые потоки, которые несутся вниз, опустошая все на своем пути.

*Грязевые потоки со временем уплотняются и образуется особый вид твердой породы- вулканический туф

Слайд

№7

зарисовка строения вулкана в

тетрадь

Мы уже говорили, что основная «жизнь» вулкана происходит глубоко в недрах Земли. Там «живёт» магма, которая периодически «просыпаясь» поднимается по каналу – Жерло.

Жерло вулкана поднимается вверх, до самой вершины – кратера.

Все продукты извержения: лава, пар, пепел выброшенные из жерла образуют гору, конус вулкана.

Слайд

№8




показы-ваю на карте


Извержение вулканов – это катастрофическое явление природы. Под раскаленным пеплом и лавой гибнут люди, животные, растения, разрушаются города.

История знает множество примеров. Так в 79 г. н. э. вулкан Везувий погубил вместе с населением три города Древнего Рима: Помпею, Стабию и Геркуланум.

А при взрыве вулкана Кракатау в 1883 году в Индонезии погибло 40 тыс. человек. На дно Зондского пролива опустилось 213 островов, а взрывная волна этого извержения три раза обогнула Землю.





Слайд

№ 9


Вулканы на Земле распространены неравномер-но. Они, как и землетрясения, возникают на границах литосферных плит в результате движения земной коры.

Больше половины действующих вулканов находится на по­бережье Тихого океана. Эти районы получили название Тихо­океанского вулканического пояса.

Слайд

№ 10

Самый высокий вулкан Евразии (Россия)- влк. Ключевская сопка расположен на полуострове Камчатка(4750 м).

Слайд

№ 11

находим в атласе и карте полушарий

Полуостров Камчатка - самая активная вулканическая территория Евразии



Слайд

№ 12

находим в атласе и карте полушарий

* Вулканы образуются не только на суше, но и на дне океанов. Такие вулканы образуют острова. Пример: Гавайские острова в Тихом океане

*Мауна-Лоа (4170м находится над океаном, а около 10000 м – над дном океана

Слайд

№ 13

запись в

тетрадь


- На суше – более 800 действующих вулканов.


Вулканы делят на потухшие (нет сведений об их извержении).

Действующие - извержения происходили на памяти человечества).

Слайд

№ 14, 15


- Извержения вулканов угрожают жизни людей и наносят материальный ущерб .

- Лавовые потоки разрушают здания, перекрывают дороги и сельскохозяйственные земли, которые на много столетий исключа-ются из хозяйственного использования .

Вследствие вулканических извержений на крышах зданий накапливаются мощные слои пепла, что грозит их обрушением.

- Попадание в легкие мельчайших частиц пепла приводит к падежу скота.

- Взвесь пепла в воздухе представляет опасность для автомобильного и воздушного транспорта.

Слайд

№ 16

В настоящее время наука шагнула далеко вперед и ученые сейсмологи научились предсказывать начало извержения и предупреждать бедствия.

Слайд

№ 17



Слайд

№ 18

Но ученые не только пытаются предсказать извержения, но и изучают результат этих извержений. Перед ними открываются тайны образования полезных ископаемых.

Рядом с действующими вулканами, а часто и потухшими встречаются горячие источники и гейзеры

Слайд

№ 19

зарисовы-вание схемы

Гейзера

- Горячие источники спокойно вытекают из трещин в земной коре.

- Гейзеры же бьют фонтаном из – под земли с определенной периодичностью.



Слайд

№ 20


- Каждый гейзер имеет свой режим действия ( от минуты до нескольких суток).

- Гейзеры известны на Камчатке (Долина Гейзеров), Курильских островах, В США (Иеллоустонский национальный парк), на островах Исландии, Новой Зеландии и др.

Демонстрация фильма «Гейзеры».


IV

Закрепление новых знаний и умений учащихся

Слайд

№21






1.Что такое вулканизм?

2.Как образуются вулканы?

3.Какие типы вулканов вы знаете?

4.Почему и как изучают вулканы?

5.На карте полушарий найти и определить высоту вулкана Орисаба, расположенного в Северной Америке.


V

Итог урока


Итак, ребята, сегодня на уроке мы познакомились с о строением, образованием и функционированием вулканов, горячих источников и гейзеров.

Скажите, что общего и что различного есть у вулканов и источников?

VI

Домашнее задание.


Слайд

№22


Выучить § (вопросы устно)

Приготовить сообщение о вулкане.