Тема урока: « Городской пейзаж. Дом - игрушка».
Цели:
1) Расширить знания о пейзаже.
2) Познакомить учащихся с изображением образа города, особенностями городского пейзажа.
3) Закрепить навыки изображения и украшения домов в стиле “Дымковская игрушка”
Задачи:
Образовательные:
Содействовать освоению новых техник нетрадиционного рисования живописными средствами;
Закрепить умение различать виды пейзажа;
Развивающие:
Развивать живописные навыки (подбирать цветовую гамму в соответствии с правлами цветового круга; использовать живописную технику для росписи дымковской игрушки)
Развивать творческое воображение, память, умение анализировать пропорциональные отношения в композиции рисунка.
Воспитательные:
Содействовать воспитанию личности, воспитывать бережное отношение к родной природе.
Воспитывать любовь к своему городу, декоративно-прикладному искусству.
Обеспечение урока:
- репродукции картин с изображением городского пейзажа;
- образец педагогического рисунка;
- инструкционная карта;
- таблицы с элементами дымковской росписи;
- клей, ножницы, цветная бумага, гуашь, кисти.
Словарь: городской пейзаж.
Тип урока: комбинированный.
Форма проведения: индивидуальная.
План урока:
1) Организационные моменты
2) Просмотр небольшого отрывка из мультфильма “ Пластилиновая ворона “
3) Повторение изученного материала
4) Введение в проблему
5) Постановка художественной задачи
6) Практическое выполнение задания
7) Подведение итогов
Ход урока:
1) Организационный момент:
-Приветствие.
-Проверка учащихся к уроку.
2) Просмотр мультфильма.
3) Повторение изученного материала.
Приложение 1.
Учитель: Послушайте и посмотрите небольшой отрывок из мультфильма “ Пластилиновая ворона“
Повторите, к какому жанру вы отнесете эту зарисовку.
Вот мы с вами и вспомнили жанр живописи, который называется “ Пейзаж. “
Учитель: Расскажите, что вам известно о пейзаже.
Ученики: Пейзажи разнообразны. Есть пейзажи, которые точно передают какой-либо уголок природы, а есть и такие которые художники создали благодаря своей фантазии.
Учитель: Каких вы знаете художников пейзажистов?
Ученики: Шишкин, Левитан, Саврасов.
Приложение 2.
Сообщение темы урока, введение в проблему.
Сегодня мы из реального мира перенесемся в мир сказки. На предыдущих уроках мы с вами говорили о жизни крестьян, узнали, какие дома они строят и как украшают, побывали у них в гостях, узнали о народном промысле “ Дымковская игрушка “.
Закончился трудовой сезон и у людей обязательно должен быть праздник. Это когда вокруг все красиво украшено, празднично и нарядно. И праздник будет в нашем древнем городе Кострома.
Люди соберутся на самой главной площади, а форма у нее круглая и означает “ добро пожаловать“.
Нам с вами нужно в первую очередь построить дома. Давайте, посмотрим какие архитектурные здания у нас в центре города.
Вопрос:
1) Сейчас перед вами пожарная каланча, гауптвахта, дом Борщова.
2) Как вы думаете, есть похожие элементы в зданиях?
Присутственные места ( приложение 3)
Ответы учеников:
Учитель: Как называется чередование элементов?
Ученики: Ритм
Учитель: Эти архитектурные сооружения являются памятниками архитектуры. Они хранители памяти. Здания рассказывают о своем времени, о тех ,кто их строил.
Что вам нравиться в них? Что их делает такими праздничными?
Ответы учеников:
Постановка художественной задачи.
Учитель: Ребята, мы провели небольшую экскурсию и вспомнили ,какие дома построены в центре нашего города. Но нам нужно превратить площадь в сказку. Поэтому я предлагаю дома превратить в дома-игрушки. Игрушки будут дымковские, потому что именно роспись создает праздничное, радостное настроение, выполненная как в теплой гамме ( сближение тона), так и в гамме, основанной на контрасте теплых и холодных цветов. Посмотрите на таблицу с элементами дымковской росписи ( приложение 4)
Перед вами инструкционная карта ( приложение 5)
1 шаг. Вы можете выбрать а) предложенную форму дома, б) придумать свой силуэт.
2 шаг. Используя ось симметрии ,выстригаем силуэт дома.
3 шаг. Изменяем архитектурные элементы дома, так чтобы получилась сказка.
4 шаг. Рассписываем игрушку, используя символику и элементы “ дымки “.
5 шаг. Можно преобразить то, что бывает рядом с домами.
Практическая работа:
Во время практической работы учитель делает целевые обходы:
1) Контроль организации рабочего места
2) Контроль правильности выполнения приемов работы
3) Оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения
4) Контроль объема и качества выполняемой работы
5) Помощь в использовании дополнительного материала в работе
Подведение итогов.
Учитель: У вас получились замечательные ,праздничные. нарядные домики. Если мы их поставим вместе, что у нас получиться?
Ученики: Улица, площадь.
Учитель: Что же в таком случае нам не хватает?
Ученики: Деревьев, фонарей, людей.
Учитель: Если мы соберем все вместе, то получится городской пейзаж-разновидность пейзажа. Вывешивается на доску.
Выставка работ учащихся.
Заключительное слово учителя: Посмотрите, ребята, какие разные получились работы. Сколько вас, столько и домиков и по-разному они радуют нас. Все хорошо усвоили выразительные возможности формы и цвета.
Домашнее задание: Вырезать и украсить деревья, фонари, людей, сделав их сказочными.