Тема урока: Характер труда в профессиональной деятельности
8 класс ОВП. Урок №22.
Цели:
Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как характер труда, мотивы труда.
Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.
Воспитательные: воспитывать трудолюбие, стремление к выбору будущей профессии.
Тип – урок изучения нового материала.
Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).
Формы учебной деятельности учащихся:
- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала).
Приемы обучения:
1. беседа на протяжении всего урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися, раскрытия темы урока;
2. просмотр документального фильма про профессию;
3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;
4. выставление оценок за урок.
Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, документальный фильм про профессию.
Ход урока
1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин
Приветствие, контроль посещаемости
2. Теоретическая часть – 15 мин.
2.1. Постановка задачи урока
2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)
Характер труда и особенности профессиональной деятельности.
Характер труда выражает особенности отношений между людьми, обусловливаемые формой собственности на средства производства. Проанализируем, как характер труда проявляется в работе, например, контролера Сбербанка. Важная составляющая его деятельности — работа с людьми: ведь Сбербанк посещают люди, разные и по возрасту, и по манере поведения, и по уровню культуры и образования. Если контролер нашел верный тон обращения к клиенту, проявляет доброжелательность и приветливость в общении, готовность в случае необходимости прийти на помощь, значит, этот работник выполняет свои обязанности наилучшим образом. Трудится он в теплом, светлом и чистом помещении, но работа его требует кропотливости и сосредоточенности, отличается монотонностью и однообразием выполняемых кассовых операций. Одни посетители спокойно и без ошибок заполняют бланки, другие делают ошибки в документах, неоднократно обращаются за разъяснением и уточнением непонятных печатных сведений на бланке. А это влечет за собой дополнительные временные и нервные затраты как самого контролера, так и его клиента. Поэтому контролеру в случае возникающих трудностей при разговоре надо уметь преодолеть отрицательные эмоции, проявить максимум терпения, выдержки и спокойствия. Ему ни в коем случае нельзя спешить, а надо строго и точно выполнять соответствующие записи при оформлении финансовых документов. Невнимательность контролера, рассеянность, несобранность, нервозность приводят к значительным задержкам в работе, что отрицательно отражается на настроении и поведении клиентов. Как видим, характер труда контролера Сбербанка определяется особенностями взаимоотношений с людьми в процессе работы.
Многообразие мотивов труда. Важнейшей чертой характера труда служит и отношение к труду, которое проявляется в таких формах поведения работника, как творческая активность, дисциплинированность, ответственное отношение к работе, потребность, заинтересованность в совершенствовании производства и профессиональном росте. Формирование отношения к труду связано с его организацией и оплатой, материальным и моральным стимулированием.
Побудительной силой отношения человека к труду, его поведения в труде являются мотивы. Мотив — это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта.
Ученые установили, что мотивы труда охватывают всю сумму внутренних и внешних побуждений человека. Задумайтесь, что заставляет людей работать. В поисках ответа на поставленный вопрос вы можете прийти к выводу: деньги как внешний мотив играют в мотивации труда наиболее очевидную роль. Большинство вынуждены работать, чтобы просто-напросто жить, т. е. иметь возможность платить за еду и кров. Для некоторых деньги важны и как мера достижения положения в обществе. Известно, что обеспеченность создает чувства независимости, стабильности и безопасности.
Однако деньгами дело не исчерпывается.
Основными внутренними мотивами труда являются интерес к труду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому, социальный статус.
Интерес к труду — главная побудительная сила отношения человека к труду. Он побуждает человека к творческой активности в процессе труда, стимулирует использование знаний и их приумножение, побуждает к развитию способностей, обеспечивает реализацию потенциала личности. Устойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.
Только свободный труд может стать средством самореализации творческих способностей, а значит, и вызвать к себе определенный интерес личности.
Смысл изменения социально-экономических отношений в нашей стране как раз и состоит в создании условий для свободного труда, новых форм собственности, организации труда и управления производством, новых форм распределения. В таких условиях и проявляется интерес к труду и творческая активность.
Важным мотивом является самоутверждение человека в труде. Когда человек увлечен своей работой и целиком отдается ей, добивается успеха, он ощущает себя полноценной личностью. С другой стороны, те, кто занят нудной, бессмысленной, на их взгляд, работой, остро чувствуют свою неполноценность.
Мотив коллективизма и безопасности человека в труде порождается естественной потребностью человека в общении, сотрудничестве и самосохранении. Работа в хорошем коллективе обеспечивает реализацию этой потребности и вместе с тем создает чувство защищенности, вселяет уверенность в своих силах. И это очень важно для человека. В таком случае он чувствует себя в работе комфортно и полностью реализуется.
Не менее значим в трудовой деятельности мотив служения другому. Человеку важно своей работой приносить пользу другим людям и обществу в целом. При этом обычно имеют в виду тех, кто занят в медицине, преподавании, бытовом обслуживании, хотя такое понимание этого мотива односторонне. Служение другому также немаловажно и для других профессий.
Для многих работающих существен такой мотив, как социальный статус профессии. Работа врача, инженера или генерального директора может привлекать своей престижностью по сравнению, например, с низкоквалифицированным рабочим — грузчиком, уборщицей. Однако если
человек любит свою работу и добросовестно, честно ее выполняет, то он заслуживает общественного признания, своим трудом поднимает статус своей профессии.
Обратите внимание, что мотивы труда не всегда осознаются работающими. Они могут меняться в зависимости от возраста, жизненного опыта и достижений в трудовой деятельности.
Из всего вышесказанного можно сделать вывод: из двух сторон труда первичным выступает содержание, а вторичным — его общественная форма — характер труда. Последний оказывает, в свою очередь, активное влияние на содержание труда, на способ производства в целом.
3. Просмотр фильма про профессию – 15 мин.
4. Подведение итогов урока – 7 мин.
5. Выставление оценок – 3 мин.
6. Домашнее задание – 2 мин.
Перечислите свои мотивы, которые побуждают вас учиться.
Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §28. Вопросы стр.77.
3