СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Конспект урока и презентация "Характер труда в профессиональной деятельности". ОВП 8 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели: 

Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как характер труда, мотивы труда.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, стремление к выбору будущей профессии.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся: 

- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала).

Приемы обучения:

1. беседа на протяжении всего урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися, раскрытия темы урока; 

2. просмотр документального фильма про профессию;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация ( при коментировании презентации использовать текст конспекта урока), документальный фильм про профессию.

Ход урока

Просмотр содержимого документа
«Хар-тер труда в профессиональной деятельности»

Тема урока: Характер труда в профессиональной деятельности

8 класс ОВП. Урок №22.

Цели: 

Обучающие: сформировать понятия о таких терминах, как характер труда, мотивы труда.

Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.

Воспитательные: воспитывать трудолюбие, стремление к выбору будущей профессии.

Тип – урок изучения нового материала.

Методы обучения: продуктивный (частично-поисковый и проблемный).

Формы учебной деятельности учащихся: 

- фронтальная (на вводном этапе урока, во время мотивационной беседы, на этапе изучения нового материала).

Приемы обучения:

1. беседа на протяжении всего урока с целью формулирования учащимися темы урока, постановки задач учащимися, раскрытия темы урока; 

2. просмотр документального фильма про профессию;

3. рефлексия с целью систематизации у учащихся изученного материала;

4. выставление оценок за урок.

Оборудование: доска, компьютер, компьютерная презентация, документальный фильм про профессию.

Ход урока

1. Организационно-подготовительная часть – 3 мин

Приветствие, контроль посещаемости

2. Теоретическая часть – 15 мин.

2.1. Постановка задачи урока

2.2. Объяснение нового материала (с конспектом основных моментов в тетрадь)

Характер труда и особенности профессиональной деятельности.

Характер труда выражает особенности отношений между людьми, обусловливаемые формой собственности на средства производства. Проанали­зируем, как характер труда проявляется в работе, например, контролера Сбербанка. Важная составляющая его деятельности — работа с людьми: ведь Сбербанк посещают люди, разные и по возрасту, и по манере поведе­ния, и по уровню культуры и образования. Если контролер нашел верный тон обращения к клиенту, проявляет доброжелательность и приветливость в общении, готовность в случае необходимости прийти на помощь, значит, этот работник выполняет свои обязанности наилучшим образом. Трудится он в теплом, светлом и чистом помещении, но работа его требует кропот­ливости и сосредоточенности, отличается монотонностью и однообразием выполняемых кассовых операций. Одни посетители спокойно и без ошибок заполняют бланки, другие делают ошибки в документах, неоднократно об­ращаются за разъяснением и уточнением непонятных печатных сведений на бланке. А это влечет за собой дополнительные временные и нервные затраты как самого контролера, так и его клиента. Поэтому контролеру в случае возникающих трудностей при разговоре надо уметь преодолеть отрицательные эмоции, проявить максимум терпения, выдержки и спокойствия. Ему ни в коем случае нельзя спешить, а надо строго и точно выпол­нять соответствующие записи при оформлении финансовых документов. Невнимательность контролера, рассеянность, несобранность, нервозность приводят к значительным задержкам в работе, что отрицательно отража­ется на настроении и поведении клиентов. Как видим, характер труда контролера Сбербанка определяется особенностями взаимоотношений с людьми в процессе работы.

Многообразие мотивов труда. Важнейшей чертой характера труда служит и отношение к труду, которое проявляется в таких формах поведе­ния работника, как творческая активность, дисциплинированность, ответ­ственное отношение к работе, потребность, заинтересованность в совер­шенствовании производства и профессиональном росте. Формирование отношения к труду связано с его организацией и оплатой, материальным и моральным стимулированием.

Побудительной силой отношения человека к труду, его поведения в труде являются мотивы. Мотив — это побуждение к деятельности, свя­занное с удовлетворением потребности субъекта.

Ученые установили, что мотивы труда охватывают всю сумму внутрен­них и внешних побуждений человека. Задумайтесь, что заставляет людей работать. В поисках ответа на поставленный вопрос вы можете прийти к выводу: деньги как внешний мотив играют в мотивации труда наиболее очевидную роль. Большинство вынуждены работать, чтобы просто-напро­сто жить, т. е. иметь возможность платить за еду и кров. Для некоторых деньги важны и как мера достижения положения в обществе. Известно, что обеспеченность создает чувства независимости, стабильности и безопасности.

Однако деньгами дело не исчерпывается.

Основными внутренними мотивами труда являются интерес к труду, самоутверждение, коллективизм и безопасность, служение другому, соци­альный статус.

Интерес к труду — главная побудительная сила отношения человека к труду. Он побуждает человека к творческой активности в процессе труда, стимулирует использование знаний и их приумножение, побуждает к раз­витию способностей, обеспечивает реализацию потенциала личности. Ус­тойчивый интерес к труду помогает преодолевать различные трудности.

Только свободный труд может стать средством самореализации творческих способностей, а значит, и вызвать к себе определенный интерес личности.

Смысл изменения социально-экономических отношений в нашей стра­не как раз и состоит в создании условий для свободного труда, новых форм собственности, организации труда и управления производством, новых форм распределения. В таких условиях и проявляется интерес к труду и твор­ческая активность.

Важным мотивом является самоутверждение человека в труде. Ког­да человек увлечен своей работой и целиком отдается ей, добивается успе­ха, он ощущает себя полноценной личностью. С другой стороны, те, кто занят нудной, бессмысленной, на их взгляд, работой, остро чувствуют свою неполноценность.

Мотив коллективизма и безопасности человека в труде порождается естественной потребностью человека в общении, сотрудничестве и са­мосохранении. Работа в хорошем коллективе обеспечивает реализацию этой потребности и вместе с тем создает чувство защищенности, вселяет уверенность в своих силах. И это очень важно для человека. В таком случае он чувствует себя в работе комфортно и полностью реализуется.

Не менее значим в трудовой деятельности мотив служения другому. Человеку важно своей работой приносить пользу другим людям и обществу в целом. При этом обычно имеют в виду тех, кто занят в медицине, преподавании, бытовом обслуживании, хотя такое понимание этого мотива односторонне. Служение другому также немаловажно и для других про­фессий.

Для многих работающих существен такой мотив, как социальный статус профессии. Работа врача, инженера или генерального директора может привлекать своей престижностью по сравнению, например, с низ­коквалифицированным рабочим — грузчиком, уборщицей. Однако если

человек любит свою работу и добросовестно, честно ее выполняет, то он заслуживает общественного признания, своим трудом поднимает статус своей профессии.

Обратите внимание, что мотивы труда не всегда осознаются работающими. Они могут меняться в зависимости от возраста, жизненного опыта и достижений в трудовой деятельности.

Из всего вышесказанного можно сделать вывод: из двух сторон труда первичным выступает содержание, а вторичным — его общественная форма — характер труда. Последний оказывает, в свою очередь, активное влияние на содержание труда, на способ производства в целом.

3. Просмотр фильма про профессию 15 мин.

4. Подведение итогов урока – 7 мин.

  • Что означают понятия «содержание труда», «характер труда», «интерес к труду»?

  • Каковы мотивы труда?

5. Выставление оценок – 3 мин.

6. Домашнее задание – 2 мин.

Перечислите свои мотивы, которые побуждают вас учиться.



Конспект урока составлен на основе учебника «Технология. Твоя профессиональная карьера». П.С.Лернер, Г.Ф.Михальченко и др. «Просвещение». 2010. §28. Вопросы стр.77.




3



Просмотр содержимого презентации
«Характер труда в профессиональной деятельности»

Характер труда в профессиональной деятельности Презентацию составила учитель технологии в.к.к. Сычева Л.М.

Характер труда в профессиональной деятельности

Презентацию составила

учитель технологии в.к.к.

Сычева Л.М.

Цели:   Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как характер труда, мотивы труда.  Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы.  Воспитательные: воспитывать трудолюбие, стремление к выбору будущей профессии.

Цели:  Обучающие : сформировать понятия о таких терминах, как характер труда, мотивы труда. Развивающие: совершенствовать умение размышлять, сравнивать, делать обобщения, выводы. Воспитательные: воспитывать трудолюбие, стремление к выбору будущей профессии.

Характер труда и особенности профессиональной деятельности

Характер труда и особенности профессиональной деятельности

Характер труда выражает особенности отношений между людьми, обусловливаемые формой собственности на средства производства.

Характер труда выражает особенности отношений между людьми, обусловливаемые формой собственности на средства производства.

Рассмотрим работу контролера сбербанка.

Рассмотрим работу контролера сбербанка.

Как видим, характер труда контролера сбербанка определяется особенностями взаимоотношений с людьми в процессе работы.

Как видим, характер труда контролера сбербанка определяется особенностями взаимоотношений с людьми в процессе работы.

Многообразие мотивов труда

Многообразие мотивов труда

Отношение к труду проявляется в таких формах поведения работника, как:  1) творческая активность

Отношение к труду проявляется в таких формах поведения работника, как: 1) творческая активность

2) Дисциплинированность

2) Дисциплинированность

3) Ответственное отношение к работе

3) Ответственное отношение к работе

4) Потребность и заинтересованность в совершении производства и карьерном росте

4) Потребность и заинтересованность в совершении производства и карьерном росте

Формирование отношения к труду связано  1) с его организацией и оплатой

Формирование отношения к труду связано 1) с его организацией и оплатой

2) Материальным и моральным стимулированием

2) Материальным и моральным стимулированием

Мотив – это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта

Мотив

– это побуждение к деятельности, связанное с удовлетворением потребности субъекта

1) Деньги как внешний мотив играют в мотивации труда наиболее очевидную роль.  Люди вынуждены работать, чтобы платить за еду и кров

1) Деньги как внешний мотив играют в мотивации труда наиболее очевидную роль. Люди вынуждены работать, чтобы платить за еду и кров

2) За чувства независимости, стабильности и безопасности

2) За чувства независимости, стабильности и безопасности

3) Интерес к труду – главная побудительная сила отношения человека к труду.  Он побуждает человека к исполь-зованию знаний, к творческой ак-тивности, к развитию способностей.

3) Интерес к труду – главная побудительная сила отношения человека к труду. Он побуждает человека к исполь-зованию знаний, к творческой ак-тивности, к развитию способностей.

Только свободный труд может стать средством самореализации творческих способностей, а значит вызвать к себе определенный интерес личности.   

Только свободный труд может стать средством самореализации творческих способностей, а значит вызвать к себе определенный интерес личности.  

4) Важным мотивом является самоутверждение человека в труде .

4) Важным мотивом является самоутверждение человека в труде .

С другой стороны – те, кто , на их взгляд, занят нудной, бессмысленной работой, остро чувствуют свою неполноценность

С другой стороны – те, кто , на их взгляд, занят нудной, бессмысленной работой, остро чувствуют свою неполноценность

5) Мотив коллективизма и безопасности человека в труде порождается естественной пот-ребностью человека в общении, сотрудничестве и самосохранении

5) Мотив коллективизма и безопасности человека в труде порождается естественной пот-ребностью человека в общении, сотрудничестве и самосохранении

6) Не менее значим в трудовой деятельности мотив служение другому

6) Не менее значим в трудовой деятельности мотив служение другому

7) Социальный статус профессии

7) Социальный статус профессии

Мотивы труда не всегда осознаются работающими. Они могут меняться в зависимости от возраста. Жизненного опыта и достижений в трудовой деятельности.

Мотивы труда не всегда осознаются работающими. Они могут меняться в зависимости от возраста. Жизненного опыта и достижений в трудовой деятельности.

Вывод: из двух сторон труда первичным выступает содержание, а вторичным – его общественная форма – характер труда.

Вывод: из двух сторон труда первичным выступает содержание, а вторичным – его общественная форма – характер труда.

Итоговые вопросы:

Итоговые вопросы:

  • Что означают понятия «содержание труда», «характер труда», «интерес к труду»?
  • Каковы мотивы труда?
Используемая литература:
  • Используемая литература: Технология. Твоя профессиональная карьера. 8 (9) класс: учебник для общеобраз. учреждений / П.С.Лернер и др.. Просвещение, 2010. Яндекс.картинки.