СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

КОНСПЕКТ урока-конференции по литературному чтению "Земля-наш родной дом" 3 класс Школа России ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок-конфернцию провела как урок обобщения по теме "Люби живое". К конспекту есть презентация. Она соответствует всему уроку.Урок прошел замечательно, дети подготовили выступления, взятые из атласа "Зеленые страницы"

Просмотр содержимого документа
«КОНСПЕКТ урока-конференции по литературному чтению "Земля-наш родной дом" 3 класс Школа России ФГОС»

Яценко Инна Викторовна 3 класс 2017


Урок-конференция по литературному чтению

«Земля - наш дом родной»

ЦЕЛИ: повторить и обобщить изученный материал; развивать умения ориентироваться в прочитанных произведениях и ана­лизировать их; развивать творческие способности, речь, память, мышление; проверить полученные при изучении раздела знания учащихся.

ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: учащиеся будут учиться отвечать на поставленные вопросы по теме раздела, работать самостоя­тельно и в группе; оценивать свои достижения.

ОБОРУДОВАНИЕ: выставка книг по разделу учебника, портреты писателей, презентация.

Ход урока

I. Открытие конференции

Здравствуйте, дорогие друзья, уважаемые корреспонденты. Сегодня мы собрались с вами на конференцию, которая посвя­щена теме «Земля - наш дом родной». (Слайд 1)

В президиум приглашаются корреспонденты «Лесной газеты» из отделов «Вести из леса», «Рыбацкий узел», «Почта», «Городские новости», «Сельские новости».

(Ребята-корреспонденты занимают места в президиуме.)

II. Выступления участников конференции

Слово для открытия конференции предоставляется коррес­понденту из отдела «Вести из леса». (Слайд 2)

(Выступление корреспондента с текстом «Стая птиц под сне­гом».)

Стая птиц под снегом

Скакал заяц по болоту. С кочки на кочку, с кочки на кочку, да — бух! — сорвался, и в снег по самые уши.

И чувствует косой: под ногами у него живое что-то шевелится. В ту же минуту из-под снега кругом него с громким хлопаньем крыльев пошли вырываться белые куропатки. До смерти перепуганный заяц кинулся назад в лес.

Оказалось, целая стая белых куропаток ночевала в лесу на болоте. Днем они вылетают, ходят по болоту, клюют ивовые почки. Поклюют — и опять в снег.

Там им тепло и безопасно. Кто их под снегом заметит?

— Кто хочет дополнить выступление нашего корреспонден­та? Расскажите, какие истории вам запомнились из энциклопедий.

(Дети дополняют выступление своими рассказами о животных из раздела или из энциклопедий о животных.)


  • Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Рыбац­кий узел». (Слайд 3)

(Выступление корреспондента с текстом «О грызунах и во­доемах».)

Я буду говорить не о рыбах, а о грызунах, ведущих полуводный образ жизни.

Речной бобр - крупный грызун, его масса 30—32 кг. Жизнь его тесно связана с водой. Бобры прекрасно плавают и ныряют, имеют ряд осо­бенностей, связанных с водным образом жизни. Мех бобра очень гу­стой и почти не намокает. Между пальцами задних конечностей имеется плавательная перепонка, хвост широкий, плоский, покрыт роговыми чешуйками.

Ондатра завезена в Россию в 1927 г. Родина ее — Северная Америка.

Ондатра ведет полуводный образ жизни, живет в норах, устраивает их в берегах водоемов, где имеется водная растительность. Вход в нору re скрыт под водой. Если нору вырыть нельзя, то она строит хатку из кор­невищ и стеблей водных растений, скрепляя их илом. Приносит два по­мета за лето, по 4—7 детенышей в каждом. Питается рогозом, камышом, стрелолистом, тростником и другими водными растениями.

Ондатра имеет красивый ценный мех.

  • Кто хочет дополнить выступление? Расскажите о речных обитателях. (Рассказы детей.)

ПОИГРАЕМ

  • Вставьте пропущенные слова, восстановив текст. (Слайд 4)

Первыми заметили Пика большие.(белые чайки)...

Они подлетели и закружились (над кораблем). Они кричали от досады, что не могут разом прикончить (мышонка): боялись с лета разбить себе (клюв) о твердую кору. Некоторые опустились на воду и вплавь догоняли (кораблик).

А со дна реки поднялась.(щука).. и тоже поплыла (за корабликом). Она ждала, когда(чайки)... скинут мышонка в воду. Тогда ему не миновать ее страшных (лап).

  • Откуда этот отрывок? (Из рассказа «Мышонок Пик» В. Бианки.)

  • Какая опасность грозила бедному мышонку? (Его чуть не убил мальчик, чуть не склевали чайки, чуть не поймали щука, змея, жулан.)


Слово предоставляется корреспонденту из отдела «Почта». (Выступление корреспондента по письмам-жалобам.) (Слайд 5)

Я вам хочу зачитать жалобы, которые пришли в наш адрес. Опреде­лите, о ком идет речь. Расскажите о пользе тех, о ком говорится.

Жалоба 1

«Сама знаю, что не красавица. Покажись я, многие шарахаются в сторону, а то еще и камнем бросят или ногой пнут. А за что?

Придумали ведь, что от меня на руках бородавки бывают. Чушь ка­кая-то.

Не всем же быть красавицами! А вот польза от меня людям большая».

(Здесь говорится о жабе. Одна жаба сохраняет от гусениц и чер­вей целый огород. Если в доме завелись тараканы, принеси жабу и они исчезнут.)

Жалоба 2 (Слайд 6)

«На земном шаре нет, пожалуй, такого существа, о котором расска­зывали бы столько легенд и небылиц, как о нас. Не нравится, что темноту мы любим, что на обычных птиц и зверей не похожи. Но мы же друзья человека, а не враги. Что же нам делать? Ведь такими мы уродились. Лю­бим висеть вниз головой. А обижают нас незаслуженно».

(Это о летучей мыши. Она охотится только ночью, но польза от нее огромная. Уничтожает вредных насекомых.)

  • Ребята, в защиту кого вы хотели бы выступить сегодня? (Слайд 7)

Кукушка — единственная из всех птиц, которая подкладывает свои яйца в чужие гнезда и никогда сама не выкармливает своих птенцов. А знаете, почему она это делает?

Кукушка — птица насекомоядная и к тому же очень прожорливая. И главное - она поедает таких гусениц, которых, кроме нее и иволги, не едят другие птицы. Ведь среди гусениц есть и мохнатые. А кукушка ест их всех подряд.

Кукушата не могут есть таких гусениц, как взрослые птенцы. Вот и выкармливают их другие птицы. Подкладывая яйца в чужие гнезда, кукушка спасает своих птенцов от голодной смерти.


  • (Выступление корреспондента из отдела городских новостей.) (Слайд 8)

Я корреспондент из отдела городских новостей и хочу прочи­тать вам письмо мальчика.

Какого жука я в лесу повстречал!

Он топал, как бык, и рогами качал.

И очень серьезным и грозным он был —

Я даже дорогу ему уступил.

Мне имя его неизвестно пока,

Но я не забуду лесного жука.

Я в городе в библиотеку пойду,

Жука моего по рисункам найду.

Узнаю, где водится, как он живет,

Зачем ему крылья и что он жует.

И будут страницы, как травы, шуметь,

И будут, как птицы, трамваи звенеть.

Я всем расскажу про жука своего,

Как славно, что я не обидел его!

  • Не напомнило ли вам это письмо какие-то истории? (Дети рассказывают о мальчике и светлячке из рассказа В.Астафьева «Он живой и светится..) (Слайд 8 клик)

  • В каких рассказах вы встретились с материнскими инстинк­тами животных? (В. Белов «Малька провинилась», «Еще про Мальку». В. Астафьев «Капалуха».)


А вот корреспондент из отдела сельских новостей привел с собой помощников.

(Слайд 9)

Мальчик.

Мотылек, как же так?

Целый день ты летал

И совсем не устал?

Расскажи, как ты живешь?

Что ты ешь? Что ты пьешь?

Где твой мир? Где твой дом?

Расскажи обо всем.

Мотылек.

Я живу на лугах, и в садах, и в лесах,

Я летаю весь день в голубых небесах.

Солнца ласковый свет озаряет мой кров.

Мне еда и питье — ароматы цветов.

Но живу я недолго — не более дня.

Будь же добрым со мной и не трогай меня!

  • Ребята, я знаю про мальчика, который обменял дорогую игрушку-самосвал на светлячка и был этому рад. Не под­скажете ли мне, кто этот мальчик и откуда он? (Это Дениска из рассказа В. Драгунского «Он живой и светится...».)

III. Подведение итогов конференции

— Наша конференция подходит к концу. Скажите, чему вас научили писатели, их рассказы. О чем заставили задумать­ся? (Они научили нас видеть живое вокруг себя. Все хотят жить!)

Ученица.

Берегите землю.

Берегите

Жаворонка в голубом зените,

Бабочку на листьях повилики,

На тропинках солнечные блики,

На камнях играющего краба,

Над пустыней тень от баобаба,

Ястреба, парящего над полем,

Ясный месяц над речным покоем,

Ласточку, мелькающую в жите.

Берегите землю!

Берегите!

М. Дудин

(Конференция закачивается песней «Не дразните собак» на слова М. Пляцковского, которую поет весь класс.)



4